Дело № 2-1419/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Омска в составе:
председательствующего судьи Е.В. Алиповой
при секретаре судебного заседания О.А. Оксенюк
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 29 марта 2011 года
гражданское дело по иску Администрации города Омска к МРО СП по ОИП по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Администрация г. Омска обратилась в суд с иском к МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование заявленного требования указали, что 07.02.2011 Администрацией города Омска было получено Постановление судебного пристава-исполнителя МРО СП по ОИП Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области Поповой А.П. о взыскании с должника - Администрации города Омска в лице Департамента жилищной политики Администрации города Омска исполнительского сбора в размере 5000 рублей. Данное постановление было вынесено на основании исполнительного листа № от 24.12.2010, выданного Центральным районным судом города Омска об обязании Администрации города Омска предоставить Буеву А.А. жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет субвенций бюджета Омской области. (...........). С данным Постановлением Администрация города Омска не согласна по следующим основаниям. Решением Центрального районного суда города Омска от 08.12.2010 г. на Администрацию города Омска возложена обязанность предоставить Буеву А.А. жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет субвенций бюджета Омской области. Таким образом, указанным решением Центрального районного суда города Омска определен порядок его исполнения. Администрация города Омска не имела возможности своевременно исполнить указанное решение суда в связи со следующим. Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе определяет категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, устанавливает содержание, виды и формы указанных мер социальной поддержки, порядок их предоставления (за исключением мер социальной поддержки, полномочия по предоставлению которых переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации), а также отношения, связанные с предоставлением социального обслуживания проживающим на территории Омской области гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, и отношения, связанные с предоставлением государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. В соответствии с Кодексом полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма переданы на неограниченный срок Администрации города Омска (часть 15 статьи 44 кодекса). Исходя из положений указанной нормы, обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется за счет средств субвенций, выделенных из областного бюджета в бюджет города Омска. В соответствии с частью 1 статьи 17 Кодекса средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Решением Омского городского Совета от 18.10.2006 №401 «Об утверждении положения о порядке формирования муниципального заказа и порядке взаимодействия уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов и муниципальных заказчиков» при проведении торгов муниципальный заказчик должен направить в уполномоченный орган заявку на размещение заказа и проект муниципального контракта не менее чем за 70 дней до начала срока поставки товара, выполнения работ, оказания услуг. Средства субвенций на реализацию государственных полномочий выделяются Администрации города Омска не раньше III квартала соответствующего финансового года. В связи с тем, что процедура размещения заказа способом открытого аукциона требует значительного времени, заключение муниципальных контрактов по итогам открытых аукционов происходит только в IV квартале. Дополнительно требуется время на государственную регистрацию права муниципальной собственности на приобретенные жилые помещения в Управлении Федеральной регистрационной службы по Омской области. В связи с окончанием финансового года Администрация города Омска уже не имеет возможности использовать экономию денежных средств от проведенных аукционов в текущем году. В соответствии с п. 15 ст. 44 Кодекса стоимость 1 кв.м. жилого помещения, приобретаемого в целях обеспечения жильем детей-сирот, не может превышать среднюю стоимость 1 кв.м. общей площади жилья на территории соответствующего муниципального образования Омской области, определяемую органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим управление в сфере строительства и жилищно-коммунального комплекса. Средняя стоимость 1 кв.м. общей площади жилья на территории города Омска на 1 квартал 2011 года для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот до настоящего времени Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области не установлена. Законом Омской области «Об областном бюджете на 2011 год» на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в городе Омске на 2011 год утверждены средства субвенций в размере 22 691 083,0 руб. По состоянию на 31.01.2011 г. средства на реализацию органом местного самоуправления г. Омска государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот в местный бюджет города Омска не поступали. Несвоевременное поступление финансовых средств влечет несвоевременное исполнение судебных актов, в соответствии с которыми на Администрацию г. Омска возложена обязанность по обеспечению во внеочередном порядке детей-сирот жилыми помещениями. Учитывая изложенное, со стороны Администрации города Омска отсутствуют виновные действия по неисполнению решения Центрального районного суда города Омска от 08.12.2010. Полагают, что при вынесении указанного Постановления, судебным приставом не проверены обстоятельства, подтверждающие уважительность причин не исполнения требования о предоставлении Буеву А.А. во внеочередном порядке жилого помещения. Просит освободить Администрацию города Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 рублей (пять тысяч рублей) по исполнительному производству №, возбужденному 04.02.2011 на основании исполнительного листа № от 24.12.2010, выданного Центральным районным судом города Омска.
В судебное заседание представитель истца Гончарова Е.Ю., действующая на основании доверенности, не явилась, дело просила рассматривать без ее участия, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Попова А.П. заявленные исковые требования не признала в полном объеме. Суду пояснила, что в отношении Администрации г. Омска возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа № от 24.12.2010, выданный Центральным районным судом г. Омска об обязании Администрации г. Омска предоставить Буеву А.А. жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет средств субвенций бюджета Омской области. Должнику установлен пятидневный срок исполнения требований содержащихся в исполнительном документе. Администрация г. Омска предупреждена о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с них будет взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 рублей. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. С момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства должник добровольно не исполнил требование, содержащиеся в исполнительном документе. Исполнительный документ вступил в законную силу и является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор по исполнительным документам неимущественного характера установлен в размере 5 000 рублей. Просит отказать Администрации г. Омска в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Буев А.А.. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, возражений на иск не представил.
Выслушав мнение представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что решением Центрального районного суда г. Омска от 08 декабря 2010 на Администрацию г.Омска возложена обязанность предоставить Буеву А.А. жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
24 января 2011 года в отношении Администрации г. Омска возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа № от 24.12.2010, выданного Центральным районным судом г. Омска об обязании Администрацию г. Омска предоставить Буеву А.А. жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет средств субвенций бюджета Омской области.
В постановлении судебного пристава-исполнителя МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области указано, что должнику в срок 5 дней со дня получения настоящего постановления предлагается добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, о чем немедленно сообщить судебному приставу-исполнителю. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Предупредить должника, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей.
В связи с неисполнением требования исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем 04.02.2011 вынесено постановление о взыскании с Администрации г.Омска исполнительского сбора в размере 5000 рублей. 07.02.2011 Администрацией г.Омска было получено постановление судебного пристава-исполнителя МРО СП по ОИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Поповой А.П. о взысканий с должника - Администрации г.Омска исполнительского сбора в размере 5000 рублей.
В соответствии со ст. 6 ФЗ от 02.10.2007 № 229 «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим ФЗ.
Исполнительский сбор не является государственной пошлиной, не относится к сборам в смысле статьи 57 Конституции РФ, его следует рассматривать как меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, т.е. штрафную санкцию, меру публично-правовой (административно-правовой) ответственности.
Решением Центрального районного суда г.Омска от 08.12.2010 на Администрацию г.Омска возложена обязанность предоставить Буеву А.А. жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет субвенций бюджета Омской области. Указанным решением суда фактически определен порядок его исполнения.
19.07.2008 вступил в силу Закон Омской области от 04.07.2008 № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», который регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе определяет категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, устанавливает содержание, виды и формы указанных мер социальной поддержки, порядок их предоставления. Указанным законом полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма переданы на неограниченный срок Администрации г.Омска и предусматриваются в виде субвенций. В соответствии с ч.1 ст. 17 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-03 средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.
Решением Омского городского Совета от 18.10.2006 № 401 «Об утверждении положения о порядке формирования муниципального заказа и порядке взаимодействия уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов и муниципальных заказчиков» при проведении торгов муниципальный заказчик должен направить в уполномоченный орган заявку на размещение заказа и проект муниципального контракта не менее чем за 70 дней до начала срока поставки товара, выполнения работу оказания услуг.
Как установлено судом, по состоянию на 31.01.2011 г. по муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области на регистрационному учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма состоит 1136 граждан, относящихся к категории «дети-сироты», в том числе 664 в возрасте до 18 лет. По состоянию на 31.01.2011 г. имелось 127 вступивших в законную силу решений районный судов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам за счет субвенций бюджета Омской области. На 01.02.2011 года Буев А.А. в списке претендентов на предоставление жилых помещений во внеочередном порядке стоял под №.
В соответствии с п. 15 ст. 44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан стоимость 1 кв.м. жилого помещения, приобретаемого в целях обеспечения жильем детей-сирот, не может превышать среднюю стоимость 1 кв.м. общей площади жилья на территории соответствующего муниципального образования Омской области, определяемую органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим управление в сфере строительства и жилищно-коммунального комплекса.
Средняя стоимость 1 кв.м. общей площади жилья на территории города Омска на 1 квартал 2011 года для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот до настоящего времени Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области не установлена. Законом Омской области «Об областном бюджете на 2011 год» на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в городе Омске на 2011 год утверждены средства субвенций в размере 22 691 083,0 руб.
По состоянию на 31.01.2011 г. средства на реализацию органом местного самоуправления города Омска государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот в местный бюджет не поступили. Кроме того, субсидии из областного бюджета не поступили и на 16 февраля 2011 года
В целях реализации в 2011 году переданных органу местного самоуправления городской округ город Омск Омской области государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в полном объеме, департаментом жилищной политики Администрации города Омска предпринимались следующие меры.
В начале 2011 года Администрацией города Омска были инициированы обращения в адрес Председателя Правительства Омской области Министра образования Омской области Прозоровой И.А., Губернатора Омской области, Председателя Правительства Омской области Л.К. Полежаева о выделении в 2011 году средств субвенций, достаточных не только для исполнения Администрацией города Омска решений судов, но и для обеспечения жилыми помещениями всех детей-сирот, состоящих на регистрационном учете в г. Омске, чье право на предоставление жилых помещений уже возникло. Однако на дату 04.02.2011 г. о взыскании с Администрации г. Омска исполнительского сбора в размере 5 000 рублей за неисполнение решения суда о предоставлении жилого помещения Буеву А.А. в срок до 01.02.2011 года, субвенции из Областного бюджета не поступили.
О принятых мерах по исполнению переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в 2011 году Администрация города Омска информировала Управление Федеральной службы судебных приставов по Омской области.
В соответствии со ст. 312 Федерального закона от 2.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере 500 рублей, с должника-организации - 5000 рублей.
В соответствии с ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о изыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч.7 ст. 112 названного Закона суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также "уменьшить его размер, но не более чем на 1/4 от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом. РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, «должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния». При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
При установленных судом обстоятельствах, суд приходит к мнению, что Администрацией г. Омска представлены достаточные доказательства, подтверждающие уважительность причин своевременного неисполнения требования о предоставлении Буеву А.А. во внеочередном порядке жилого помещения.
Таким образом, принимая решение об удовлетворении заявленных требований об освобождении Администрацию г.Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 рублей по исполнительному производству №, суд исходит из того, что у Администрации г.Омска отсутствовала объективная возможность для исполнения решения Центрального районного суда г.Омска от 08.12.2010 об обязании предоставить Буеву А.А. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке за счет субвенций из бюджета Омской области в срок до 01.02.2011 г., указанный в постановлении от 24.01.2011, так как порядок исполнения решения суда был определен в нем (за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций), целевые денежные средства для приобретения жилых помещений для детей-сирот из Областного бюджета Омской области не поступили, должные меры по истребованию финансовых средств для исполнения решений судов Администрацией г.Омска принимались, служба судебных приставов своевременно информировалась о невозможности исполнить решение суда в установленный срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.с. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Освободить Администрацию г.Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 рублей по исполнительному производству №, возбужденному 04.02.2011 г. на основании исполнительного листа № от 24.12.2010г., выданного Центральным районным судом г.Омска.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение десяти дней путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Омска.
Судья Е.В. Алипова
Решение изготовлено 04.04.2011, вступило в законную силу 15.04.2011