Дело № 2-1529/11 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 марта 2011 года
Ленинский районный суд г. Омскав составе председательствующего судьи Кондратенко Е.В.
при секретаре судебного заседания Груманцевой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации города Омска к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительного сбора,
установил :
Администрация г. Омска обратилась в Ленинский районный суд г. Омска с иском к МРО СП по ОИП УФССП по Омской обл. об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав, что 07.02.2011 года истцу поступило постановление судебного пристава-исполнителя Поповой А.П. о взыскании с них исполнительского сбора в размере 5000 рублей. Данное постановление было вынесено в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа № от 13.07.2010 г., выданного Центральным районным судом г. Омска об обязании Администрации г. Омска предоставить Височан М.Д. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке за счет субвенций бюджета Омской области. Администрация г. Омска не имела возможности своевременно исполнить указанное решение суда, так как в связи с окончанием финансового года отсутствует возможность использовать экономию денежных средств от проведенных аукционов в текущем году. Общий объем субвенции бюджету г. Омска в 2010 г. составил 61073,51 рублей. В рамках реализации переданных государственных полномочий с использованием средств субвенций в 2010 году обеспечено жилыми помещениями 63 гражданина, относящихся к категории «детей-сирот». Администрация г. Омска неоднократно обращалась к руководству Омской области о необходимости дополнительного выделения денежных средств для приобретения жилых помещений данной категории граждан, информировала службу судебных приставов о причинах невозможности своевременно исполнить решения судов о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенных жилых помещений за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций. Учитывая, что со стороны Администрации г. Омска отсутствуют виновные действия по неисполнению решения Центрального районного суда г. Омска от 23.06.2010 г., истец просит суд освободить его от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 рублей по исполнительному производству №, возбужденному 02.12.2010 года на основании исполнительного листа № от 13.07.2010 года, выданного Центральным районным судом г. Омска.
Представитель истца Гончарова Е.Ю., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась. Представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации города Омска.
Судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Омской области Попова А.П. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что полагает обоснованным взимание с Администрации города Омска, являющейся должником по исполнительному производству, исполнительского сбора в размере 5000 рублей. Администрация города Омска своевременно получила постановление о возбуждении исполнительного производства от 02.12.2010 года, в котором указывается о необходимости исполнения требований исполнительного документа в пятидневный срок. При этом, Администрация г. Омска предупреждена, о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, будет взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Однако, в установленный срок, решение суда должником не было исполнено. Считает, что не имеется оснований для освобождения Администрации города Омска от уплаты исполнительского сбора. Просит в удовлетворении иска Администрации г. Омска отказать в полном объёме.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика УФССП по Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Третье лицо Височан М.Д. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что на основании решения Центрального районного суда г. Омска от 23 июня 2010 года на Администрацию г. Омска возложена обязанность предоставить Височан М.Д. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счёт средств бюджета Омской области в виде субвенций (л.д.8-10).
Как следует из материалов дела, 02 декабря 2010 года судебным приставом-исполнителем МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Поповой А.П. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № на основании исполнительного листа №, выданного Центральным районным судом г. Омска об обязании Администрации г. Омска предоставить Височан М.Д. жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счёт субвенций бюджета Омской области (л.д.6).
Согласно п.2 названного постановления должнику в пятидневный срок со дня получения настоящего постановления предлагается добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, о чём немедленно сообщить судебному приставу-исполнителю. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, - последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. П. 3 постановления содержит предупреждение должника, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей.
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа, 04.02.2011 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации г. Омска исполнительского сбора в размере 5000 рублей (л.д.6).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
По смыслу закона, исполнительский сбор является мерой принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с ч. б ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве», должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно п. 15 ст. 44 Закона Омской области от 04.07.2008г. № 1061-03, которым утвержден Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Объем субвенций на очередной финансовый год определяется законом Омской области об областном бюджете.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-03, средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.
Согласно абз. 1 п. 3 ст. 86 БК РФ, расходные обязательства муниципального образования, возникающие в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта РФ), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта РФ, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.
В силу ч. 7 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», положения федеральных законов, законов субъектов РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год при условий, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.
В соответствии с процедурой, установленной Решением Омского городского Совета от 28.10.2006г. № 401 «Об утверждении положения о порядке формирования муниципального заказа и порядке взаимодействия уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов и муниципальных заказчиков», денежные средства в виде субвенций Администрации города Омска из областного бюджета на реализацию государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот выделяются не ранее III квартала соответствующего финансового года.
Процедура размещения муниципального заказа на приобретение жилых помещений предусмотрена только способом открытого аукциона с направлением в уполномоченный орган заявки на размещение заказа и проекта муниципального контракта не менее, чем за 70 дней до начала срока поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Иных денежных средств, помимо субвенций областного и федерального бюджета на реализацию государственных полномочий, как и иного способа обеспечения взыскателя жилым помещением по договору социального найма у Администрации г. Омска не имеется.
В 2009 году Департаментом жилищной политики Администрации г. Омска были инициированы обращения в адрес Губернатора Омской области, Председателя Правительства Омской области, Законодательного Собрания Омской области, Министерства финансов Омской области о выделении в 2010 году средств субвенций из бюджета Омской области, достаточных для реализации в полном объеме, переданных органу местного самоуправления г. Омска государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам.
18.01.2010 года информация об исполнении переданных органу местного самоуправления Омска государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот необходимости выделения в 2010 году средств субвенций достаточных для реализации в полном объеме переданных органу местного самоуправления города Омска государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот была направлена в адрес Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Омской области.
О принятых мерах по исполнению переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в 2010 году Администрация г. Омска проинформировала УФССП по Омской области.
28.01.2010 года Департаментом жилищной политики Администрации г. Омска было подготовлено и направлено в адрес Министерства образования Омской области развернутое финансово-экономическое обоснование необходимости выделения из областного бюджета дополнительных средств на реализацию переданных государственных полномочий по обеспечению помещениями детей-сирот (с приложением полного списка детей-сирот, чье право на предоставление жилого помещения уже возникло, но не исполнено Администрацией г. Омска).
Информация о невозможности исполнения в срок решений суда, в связи с недостаточностью денежных средств, выделяемых из бюджета Омской области в бюджет г. Омска в виде субвенций на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, 09.12.2010 года была направлена Администрацией города Омска в адрес УФССП по Омской области.
22.03.2010 года Администрацией г. Омска было направлено обращение в адрес Губернатора Омской области, Председателя Правительства Омской обл. с просьбой поручить Министерству образования Омской обл. (распорядителю средств областного бюджета по данной статье расходов) обеспечить поступление в кратчайший срок денежных средств, необходимых для реализации переданных органу местного самоуправления города Омска государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, в бюджет г. Омска.
24.09.2010 года Администрацией г. Омска было направлено в адрес Губернатора Омской области, Председателя Правительства Омской области обращение с указанием количества неисполненных Администрацией г. Омска решений судов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам за счет средств субвенций бюджета Омской области, о размере необходимых дополнительных средств субвенций, и о выделении в 2010 году средств субвенций, достаточных для исполнения Администрацией города решений судов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам в рамках переданных органу местного самоуправления государственных полномочий.
28.12.2010 года Администрация г. Омска проинформировала Губернатора Омской области, председателя Правительства Омской области о количестве неисполненных судебных решений по предоставлению жилых помещений детям-сиротам за счет средств субвенций бюджета Омской области по состоянию на 31.12.2010 года.
Законом Омской области «Об областном бюджете на 2011 год» на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в городе Омске на 2011г. утверждены средства субвенций в размере 22691083 рубля.
В целях реализации в 2011 году переданных органу местного самоуправления городской округ город Омск Омской области государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в полном объеме, Администрацией г. Омска 25.01.2011 года было направлено обращение в адрес Губернатора Омской области, Председателя Правительства Омской области с просьбой поручить Министерству образования Омской обл. обеспечить поступление в бюджет Омской области в кратчайший срок денежных средств, необходимых для реализации переданных органу местного самоуправления г. Омска государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, - какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
По смыслу ст. 55 Конституции РФ введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001г. № 13-П, должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Принимая во внимание, что исполнение решения суда осуществляется за счет средств бюджета Омской области, учитывая целевой характер этих денежных средств, размер субвенций, поступивших для исполнения государственных полномочий по приобретению жилых помещений для детей сирот, суд приходит к выводу об отсутствии у должника Администрации города Омска реальной возможности исполнить в установленный срок требования судебного пристава-исполнителя о добровольном исполнении решения Центрального районного суда города Омска.
Ввиду того, что невозможность исполнения решения суда была вызвана несвоевременным поступлением денежных средств в качестве субвенций для реализации государственных полномочной по обеспечению во внеочередном порядке детей-сирот жилыми помещениями, о чем распорядитель бюджетных средств и служба судебных приставов были уведомлены, суд полагает возможным удовлетворить требования Администрации г. Омска об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Освободить Администрацию города Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 рублей на основании постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов-исполнителей по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области А.А.Поповой от 04 февраля 2011 года по исполнительному производству №, возбужденному 02.12.2010 года на основании исполнительного листа № от 13.07.2010 года, выданного Центральным районным судом г. Омска.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд города Омска в течение 10 дней.
Судья Е.В. Кондратенко
Решение в окончательной форме изготовлено 04 апреля 2011 года.
Судья Е.В. Кондратенко