Дело № 2-970/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 марта 2011 года г. Омск
Ленинский районный суд г. Омска
В составе председательствующего О. В. Свотиной
При секретаре судебного заседания Е. А. Табаковой
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Козловой Н.Н. к ГУ Управление ПФР в Ленинском АО г. Омска о признании права на государственную пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Козлова Н.Н. обратилась в суд с иском к ГУ Управление ПФР в Ленинском АО г. Омска, ссылаясь на то, что 13 декабря 2010 г. она обратилась в ГУ УПФ РФ в Ленинском АО г.Омска с заявлением об установлении досрочной трудовой пенсии как работнику, осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. На момент (дату) обращения истец имела требуемую законодательством РФ продолжительность специального трудового стажа.
24 декабря 2010 г. ответчиком принято решение об отказе в установлении пенсии по причине отсутствия требуемого специального трудового стажа на соответствующих видах работ.
Ответчик не засчитал в специальный трудовой стаж период работы истца с 01 декабря 2004 г. по 13 декабря 2010 г. в ООО «***» в должности врача - отоларинголога, ссылаясь на то, что указанный период работы не может быть включен в специальный трудовой стаж, так как Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 указанное учреждение не предусмотрено.
ООО «***» осуществляет медицинскую деятельность на основании Лицензии Министерства Здравоохранения Омской области №*** от 10 декабря 2009 г. как Детский медицинский центр «***».
С решением ответчика Козлова Н.Н. не согласна, ссылаясь на то, что по смыслу ст.ст. 8 ч.2, 19 ч.1 и 2, 35 ч.1, 37 ч.1 и 3, 39 ч.1 и 2 и 55 ч.3 Конституции РФ форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения.
Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости производится на общих основаниях и при этом действующее законодательство РФ не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений здравоохранения в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными. Форма собственности не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности и не свидетельствует о существовании подобных различий.
Согласно Постановлению Конституционного суда РФ № 11 - П от 03 июня 2004г. Конституционный суд РФ гарантировал всем медицинским работникам право на досрочную пенсию и постановил, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществляющих медицинскую деятельность по охране здоровья населения, за назначением досрочной трудовой пенсии по старости и решением вопроса об исчислении стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в учреждениях, не являющихся государственными, муниципальными должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности.
Просит суд признать решение ГУ - УПФ РФ в Ленинском АО г.Омска от 24 декабря 2010 г. незаконным, обязать ГУ - УПФ РФ в Ленинском АО г.Омска включить в специальный трудовой стаж период работы с 01 декабря 2004 г. по 13 декабря 2010 г. в ООО «***» и установить досрочную трудовую пенсию с момента (даты) соответствующего обращения - с 13 декабря 2010 г. Взыскать с ГУ - УПФ РФ в Ленинском АО г.Омска сумму, уплаченную в счет оплаты нотариальных действий по оформлению доверенности в размере *** рублей, из них *** рублей - стоимость технических печатных работ, *** рублей - стоимость проекта доверенности. Взыскать с ГУ - УПФ РФ в Ленинском АО г.Омска сумму уплаченной государственной пошлины в размере *** рублей.
В судебное заседание Козлова Н.Н. не явилась. Просила суд о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца по доверенности Соболева Е.Ю. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель третьего лица ООО «***» по доверенности Соболева Е.Ю. не возражала против удовлетворения исковых требований Козловой Н.Н.
Представитель ответчика по доверенности Лудан Л.В. исковые требования не признала, пояснила, что в специальный стаж истца не зачтены периоды работы с 01.12.2004 г. по 13.12.2010 года в должности врача - отоларинголога в ООО «***», так как, данное наименование учреждения Списком не предусмотрено. Специальный стаж истца составил 24 года 0 месяцев 19 дней, что является недостаточным для назначения пенсии.
Суд, выслушав стороны, представителя третьего лица, изучив материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2).
В настоящее время действует Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781).
Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27
Федерального закона "О трудовых пенсиях Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781), в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судом установлено, что 13.1.2010 года Козлова Н.Н. обратилась в ГУ Управление ПФР в Ленинском АО г. Омска с заявлением о назначении пенсии.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 24.12.2010 года №*** Козловой Н.Н. отказано в назначении пенсии, так как, в специальный стаж истца не зачтены периоды работы с 01.12.2004 г. по 13.12.2010 года в должности врача - отоларинголога в ООО «***», так как, данное наименование учреждения Списком не предусмотрено. (л.д.7,9)
Страховой стаж истца по расчетам ГУ Управление ПФР в Ленинском АО г. Омска составил 24 гола 0 мес. 19 лет. (л.д.9,10)
Предметом спора между сторонами являются период работы истца в ООО «***» в должности врача- отоларинголога с 01.12.2004 года по 13.12.2010 года. Спор вызван наименованием учреждений, так как указанное наименование отсутствует в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости
Данные доводы ответчика формально соответствуют действительности. Вместе с тем, из представленных суду документов следует, что, в спорные периоды времени истец занималась медицинской деятельностью.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 3 июня 2004 года по делу о проверке конституционности положении подпунктов 10, 11 и 12 пункта I статьи 28. пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", законодатель, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика пруда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны, и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны.
Положения подпунктов 10, II, 12 пункта I статьи 28 и пунктов I и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - в той мере, в какой они не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует, - порождают такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое вело к несоразмерному ограничению конституционного нрава лих лиц на социальное обеспечение, и тем самым нарушают предписания статей IV (части 1 и 2), 39 (части I и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, а также не согласуются с ее статьями 8 (часть 2), 35 (часть I) и 37 (часть 3).
Отсюда следует, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпункте 11 пункта I статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащею, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условии осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Судом установлено, что 01.12.2004 года ООО «***» заключило трудовой договор с Козловой Н.Н., согласно которому, работник принимается в Медицинский центр «***» на должность отоларинголога. (л.д.14,15) Указанные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки (л.д.21-23) 01.12.2006 года между ООО «***» и Козловой Н.Н. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 01.12.2004 года о продлении срока трудового договора на 1 год. (л.д.16)
Согласно копии Устава ООО «***» предметом деятельности общества является, в том числе, деятельность лечебных учреждений, врачебная и стоматологическая практика. (л.д.26-36) ООО «***» осуществляет медицинскую деятельность на основании Лицензии Министерства Здравоохранения Омской области №*** от 10 декабря 2009 г. как Детский медицинский центр «***». ООО «***» является правообладателем товарного знака «***»на основании свидетельства №***.
В соответствии с приложением № 1 от 10.12.2009 года к лицензии №*** от 10.12.2009 года ООО «***» выполняет следующие виды деятельности: работы (услуги), выполняемые: при осуществлении доврачебной медицинской помощи по.: анестезиологии и реаниматологии; лабораторной диагностике; лечебной физкультуре и спортивной медицине; медицинскому массажу; организации сестринского дела; операционному делу; рентгенологии; сестринскому делу; сестринскому делу в педиатрии; физиотерапии. Работы (услуги), выполняемые: при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по: аллергологии и иммунологии; анестезиологии и реаниматологии; гастроэнтерологии; детской кардиологии; детской эндокринологии; клинической лабораторной диагностике; контролю качества медицинской помощи, неврологии; нефрологии; оториноларингологии; офтальмологии, педиатрии, психотерапии; травматологии и ортопедии; ультразвуковой диагностике; физиотерапии, функциональной диагностике; экспертизе временной нетрудоспособности.
Характер работы истца, учреждение, в котором истец осуществлял вою деятельность, подтверждаются справкой уточняющей условия труда, необходимые для назначения досрочной пенсии, согласно которой, Козлова Н.Н. в период с 01.12.2004 г. по 13.12.2010 года работала указанном обществе в должности врача - отоларинголога.
Согласно должностной инструкции врача отоларинголога медицинского центра «***» основными задачами врача отоларинголога медицинского центра является оказание специализированной лечебно-профилактической и консультативной помощи детскому населению города. Для выполнения своих функций врач отоларинголог обязан: проводить амбулаторный прием по графику, утвержденному администрацией медицинского центра, обеспечивать своевременное выявление больных с заболеваниями уха, горла, носа; проводить квалифицированное консультирование, своевременное и полное обследование больных с использованием современных достижений медицинской науки и техники; проводить квалифицированное и систематическое лечение больных своего профиля. Обязательно выполнять в амбулаторных условиях при наличии показаний следующие лечебные манипуляции и операции: - парацентез; -полипотомию уха; вскрытие фурункула наружного слухового прохода; -удаление инородных тел уха и полости носа; -склерозирующую терапию (инъекции в носовые раковины); -вскрытие фурункула (гематомы); -пункцию верхнечелюстной пазухи; -редрессацию костей носа при несложных переломах; -полипотомию носа; -переднюю (заднюю) тампонаду носа; -вскрытие паратонзиллярного абсцесса; удаление инородных тел глотки, гортани; -эндоларингеальное удаление фибром гортани; -промывание аттика через канюлю; -продувание уха по методу Политцера; -продувание уха через катетер; -инцуфляция порошкообразных лекарств; -лечение по методу Претца. Обеспечивать правильное проведение экспертизы временной нетрудоспособности (освобождение от школы, домашнее обучение, освобождение от занятий физической культурой, сельхозработ и т.д.) и своевременным направлением больных на КЭК. Осуществлять, в соответствии с показаниями, своевременную госпитализацию больных лечебно-профилактические учреждения. Совершенствовать единую тактику обследования и лечения для каждого этапа ведения больного. Осуществлять профилактические мероприятия и своевременное лечение осложнений, возникших в процессе лечения и д.р. (л.д.19,20)
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ООО «***» выполняет функции лечебного учреждения, работа врача отоларинголога относится к лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в связи с чем, суд полагает возможным обязать ответчика зачесть Козловой Н.Н. в специальный стаж периоды работы в должности врача - отоларинголога в ООО «***»» с 01.12.2004 г. по 13.12.2010 года. (6 лет 0 мес. 13 дней).
Исходя из того, что специальный стаж истца согласно данных ответчика составлял 24 года 0 мес. 13 дней, а период работы истца подлежащий зачету составил 6 лет 0 месяцев 13 дней, специальный стаж истца на дату обращения с заявлением о назначении пенсии 13.12.2010 года будет соответствовать 30 лет 1 месяцев 26 дней (6 лет 0 мес. 13 дней + 24 года 0 мес. 13 дней).
В силу ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" суд считает возможным обязать ГУ УПФ в ЛАО г.Омска назначить Козловой Н.Н. трудовую пенсию по старости с 13.12.2010 года, т.е. с момента ее обращения с заявлением о назначении пенсии.
По правилам ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы: госпошлина *** рублей (л.д.2) *** рублей - оформление доверенности (л.д.5,12,13)
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Козловой Н.Н. удовлетворить в полном объеме
Признать решение ГУ - УПФ РФ в Ленинском АО г.Омска от 24 декабря 2010 г. об отказе Козловой Н.Н. в назначении пенсии незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска зачесть Козловой Н.Н. в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью период работы в должности врача - отоларинголога в ООО «***»» с 01.12.2004 г. по 13.12.2010 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска назначить Козловой Н.Н. пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 13 декабря 2010 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска в пользу Козловой Н.Н. в счет возмещении судебных расходов *** рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Омска.
Судья. Решение вступило в законную силу 20.04.2011 года.