Дело № 2-1893/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Омска в составе:
председательствующего судьи Е.С. Крига
с участием прокурора А.С. Бородич
при секретаре судебного заседания О.С. Воротниковой
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 17 мая 2011 года
гражданское дело по иску прокурора Ленинского административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «Центр социальных услуг для молодежи Ленинского административного округа», Администрации г. Омска, Департаменту по делам молодежи Администрации г. Омска о признании незаконным бездействия по устранению нарушений требований пожарной безопасности; обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,
у с т а н о в и л:
Прокурор ЛАО г. Омска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МУ «Центр социальных услуг для молодежи Ленинского административного округа», Администрации г. Омска, Департаменту по делам молодежи администрации г. Омска о признании незаконным бездействия по устранению нарушений требований пожарной безопасности; обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной проверки исполнения требований законодательства об обеспечении в муниципальных учреждениях обеспечивающих досуговую занятость детей и молодежи в подростково-молодежном клубе по месту жительства «им. Г. Портнова», расположенном по адресу: <адрес>, МУ «Центр социальных услуг для молодежи Ленинского административного округа» не обеспечена безопасность несовершеннолетних и молодежи во время занятий, о чем свидетельствует распространенность нарушений требований пожарной безопасности, их длительное не устранение. В подростково-молодежном клубе «им. Г. Портнова» в нарушение требований п.2.1.21 ПУЭ не выполнен монтаж электрических сетей и электроустановок в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике, а именно: не произведены соединения, ответвления и оконцевания жил электропроводов и кабелей при помощи сварки, спайки сжимов, электрические светильники не оборудованы защитными плафонами в пожароопасных складских помещениях; не демонтированы глухие металлические решетки, установленные в оконных проемах, в нарушение п. 6.17 СНиП 21-01-97 двери эвакуационных выходов открываются не по направлению выхода людей из помещений, не разделены в нарушение п.п. 6.11, 7.4 СНиП 21-01-97 противопожарными преградами и не выполнены самостоятельные эвакуационные выходы в частях помещений различной функциональной пожарной опасности; в нарушение п. 16 ППБ 01-03, ГОСТ 12.2.143-2002 не разработан план эвакуации в случае пожара, помещения клуба недоукомплектованы первичными средствами пожаротушения. Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности выявлялись органом государственного пожарного надзора с 2009 года, до настоящего времени не устранены, несмотря на то, что срок устранения указанных нарушений истек 11.04.2009г. Просит признать незаконным бездействие Администрации г. Омска, департамента по делам молодежи Администрации г. Омска, МУ «Центр социальных услуг для молодежи Ленинского административного округа» по устранению нарушений требований пожарной безопасности; обязать муниципальное учреждение «Центр социальных услуг для молодежи Ленинского административного округа», Администрацию г. Омска, департамент по делам молодежи Администрации г. Омска, устранить нарушения требований пожарной безопасности в подростково-молодежном клубе «Им.Г. Портнова», расположенном по адресу: <адрес>, а именно: выполнить монтаж электрических сетей и электроустановок в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике: произвести соединения, ответвления и оконцевания жил электропроводов и кабелей при помощи сварки, спайки и сжимов, электрические светильники оборудовать защитными плафонами в пожароопасных складских помещениях, демонтировать глухие металлические решетки, установленные в оконных проемах; выполнить двери эвакуационных выходов открывающимися не по направлению выхода людей из помещений; разделить противопожарными преградами и выполнить самостоятельные эвакуационные выходы в частях помещений различной функциональной пожарной опасности; разработать план эвакуации в случае пожара; помещение клуба доукомплектовать первичными средствами пожаротушения.
Представитель истца Бородич А.С. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по аналогичным основаниям.
Представитель МУ «Центр социальных услуг для молодежи Ленинского административного округа» Чанкина М.Ю. требования признала в полном объеме, суду пояснила, что действительно в МУ имеются указанные нарушения требований пожарной безопасности. Нарушения были выявлены органом пожарного надзора с 2009 года. Устранение нарушений требует значительного вложения денежных средств, в связи с чем они остаются не устраненными. Администрация МУ неоднократно обращалась в департамент по делам молодежи Администрации г. Омска с просьбой выделить необходимые денежные средства, однако до настоящего времени средства не выделены, просит предоставить отсрочку до 01.09.2011 года.
Представитель Департамента по делам молодежи Администрации г. Омска Листратов А.А., действующий на основании доверенности № заявленные исковые требования не признал, пояснив, что в функции департамента не входит проведение работ по устранению нарушения требований пожарной безопасности, также отсутствуют специалисты. Заключение договоров на проведение работ от имени муниципального учреждения, также в функции департамента не входит. Устранении нарушений непосредственно департаментом не представляется возможным.
Представитель Администрация г. Омска - Листратов А.А., действующий на основании доверенности № заявленные требования не признал, пояснив, что прокурором не представлено доказательств бездействия Администрации г. Омска по устранению нарушений требований пожарного законодательства, препятствующих созданию в образовательном учреждении безопасных условий обучения.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, подписанной от имени СССР 26.01.1990, ратифицированной Верховным Советом СССР 13.06.1990, действующей на территории РФ, во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.
В силу ст. 6 Конвенции государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь; обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в РФ основывается на принципе приоритета мер предупреждения терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов. Нарушение правил пожарной безопасности в образовательных учреждениях является обстановкой, создающей опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий.
В силу ч.2 ст. 37 указанного Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнить предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их исполнения не по назначению.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).
В соответствии с п. 40 правил в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке.
Пункты 57, 60 правил устанавливают, что проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электрических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. При эксплуатации действующих электроустановок запрещается пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями.
В соответствии с п. 16 правил, в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребываем людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.
В соответствии с п. 6.11 СНип 21-01-97, утвержденных Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997г. № 18-7, количество и ширина эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуирующихся через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода. Части здания различной функциональной пожарной опасности, разделенные противопожарными преградами, должны быть обеспечены самостоятельными эвакуационными выходами.
Пунктом 6.17 СНиП 21-01-97 установлено, что двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.
На основании п. 7.4 СНиП 21-01-97, части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
В судебном заседании установлено, что для устранения указанных нарушений требований пожарной безопасности необходимы значительные финансовые средства, которых у муниципального учреждения «Центр социальных услуг молодежи Ленинского административного округа» не имеется. Учредителем учреждения - департаментом по делам молодежи Администрации г. Омска на момент проверки средств, необходимых для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности не выделено.
Из материалов дела видно, что территориальным отделом государственного пожарного надзора ЛАО г. Омска проведена проверка соблюдения МУ «Центр социальных услуг молодежи Ленинского административного округа» требований пожарной безопасности. Согласно Акта территориального отдела государственного пожарного надзора ЛАО г. Омска от 16.02.2009 г. в указанном учреждении имеются нарушения требования пожарной безопасности, необходимо выполнить монтаж электрических сетей и электроустановок в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике: произвести соединения, ответвления и оконцевания жил электропроводов и кабелей при помощи сварки, спайки и сжимов, электрические светильники оборудовать защитными плафонами в пожароопасных складских помещениях, демонтировать глухие металлические решетки, установленные в оконных проемах; выполнить двери эвакуационных выходов открывающимися не по направлению выхода людей из помещений; разделить противопожарными преградами и выполнить самостоятельные эвакуационные выходы в частях помещений различной функциональной пожарной опасности; разработать план эвакуации в случае пожара; помещение клуба доукомплектовать первичными средствами пожаротушения.
МУ «Центр социальных услуг для молодежи ЛАО» 11.03.2009 г. выдано Представление по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 11.04.2009 г. В связи с отсутствием финансирования МУ предписание не исполнено.
Согласно п. 20 устава муниципального учреждения «Центр социальных услуг молодежи Ленинского административного округа» учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При их недостаточности по обязательствам учреждения отвечает учредитель в установленном законодательством РФ порядке.
В соответствии со ст. 14.1 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей.
Статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ к компетенции городского округа отнесено создание условий для организации досуга жителей городского округа.
Статья 120 Гражданского кодекса РФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственником полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст. 51 указанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
При установленных судом обстоятельствах, а именно осуществление МУ «Центр социальных услуг для молодежи ЛАО» деятельности при наличии нарушений требований пожарной безопасности, не принятие органами местного самоуправления как собственником имущества, находящегося в пользовании учреждения, мер по устранению нарушений, препятствующих созданию безопасных условий осуществления деятельности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, при вынесении решения суд учитывает также следующее МУ «Центр социальных услуг для молодежи ЛАО» отсутствуют средства для самостоятельного исполнения решения суда. Деятельность муниципальных учреждений финансируется из городского бюджета на основании сметы расходов, которая в свою очередь подлежит согласованию с департаментом финансов Администрации г. Омска, в связи с чем, суд полагает необходимым отсрочить исполнение решения суда до 01 сентября 2011 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Прокурора Ленинского административного округа г. Омска удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации г. Омска, департамента по делам молодежи Администрации г. Омска, муниципального учреждения «Центр социальных услуг для молодежи Ленинского административного округа» по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Обязать муниципальное учреждение «Центр социальных услуг для молодежи Ленинского административного округа», Администрацию г. Омска, департамент по делам молодежи Администрации г. Омска, в срок до 01 сентября 2011 года устранить нарушения требований пожарной безопасности в подростково-молодежном клубе «им. Г.Портнова», расположенном по адресу: <адрес>, а именно: выполнить монтаж электрических сетей и электроустановок в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике: произвести соединения, ответвления и оконцевания жил электропроводов и кабелей при помощи сварки, спайки и сжимов, электрические светильники оборудовать защитными плафонами в пожароопасных складских помещениях, демонтировать глухие металлические решетки, установленные в оконных проемах; выполнить двери эвакуационных выходов открывающимися не по направлению выхода людей из помещений; разделить противопожарными преградами и выполнить самостоятельные эвакуационные выходы в частях помещений различной функциональной пожарной опасности; разработать план эвакуации в случае пожара; помещение клуба доукомплектовать первичными средствами пожаротушения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в 10 дней.
Судья Е.С. Крига