Дело № 2-1340/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Г.Омск 11 апреля 2011 года.
Ленинский районный суд г. Омска в составе:
председательствующего судьи Белоусова В.Б.
при секретаре судебного заседания Василенко Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Омска к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
у с т а н о в и л:
Администрация г. Омска обратилась в суд с иском к МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно иску, 07.02.2011 года Администрацией города Омска было получено Постановление судебного пристава-исполнителя МРО СП по ОИП Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области Поповой А.П. о взыскании с должника - Администрации города Омска в лице Департамента жилищной политики Администрации города Омска исполнительского сбора в размере 5000 рублей. Данное постановление было вынесено на основании исполнительного листа № ... от 17.12.2010 года, выданного Центральным районным судом города Омска об обязании Администрации города Омска предоставить Лядковскому ВВ жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет субвенций бюджета Омской области. (К и/п № ...).
С данным Постановлением Администрация города Омска не согласна по следующим основаниям. Решением Центрального районного суда города Омска от 29.11.2010 года на Администрацию города Омска возложена обязанность предоставить Лядковскому В.В.жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет субвенций бюджета Омской области.
Таким образом, указанным решением Центрального районного суда города Омска определен порядок его исполнения. Администрация города Омска не имела возможности своевременно исполнить указанное решение суда в связи со следующим. Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе определяет категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, устанавливает содержание, виды и формы указанных мер социальной поддержки, порядок их предоставления (за исключением мер социальной поддержки, полномочия по предоставлению которых переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации), а также отношения, связанные с предоставлением социального обслуживания проживающим на территории Омской области гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, и отношения, связанные с предоставлением государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
В соответствии с Кодексом полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма переданы на неограниченный срок Администрации города Омска (часть 15 статьи 44 кодекса).
Исходя из положений указанной нормы, обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется за счет средств субвенций, выделенных из областного бюджета в бюджет города Омска.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Кодекса средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.
Решением Омского городского Совета от 18.10.2006 №401 «Об утверждении положения о порядке формирования муниципального заказа и порядке взаимодействия уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов и муниципальных заказчиков» при проведении торгов муниципальный заказчик должен направить в уполномоченный орган заявку на размещение заказа и проект муниципального контракта не менее чем за 70 дней до начала срока поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Средства субвенций на реализацию государственных полномочий выделяются Администрации города Омска не раньше III квартала соответствующего финансового года. В связи с тем, что процедура размещения заказа способом открытого аукциона требует значительного времени, заключение муниципальных контрактов по итогам открытых аукционов происходит только в IV квартале. Дополнительно требуется время на государственную регистрацию права муниципальной собственности на приобретенные жилые помещения в Управлении Федеральной регистрационной службы по Омской области.
В связи с окончанием финансового года Администрация города Омска уже не имеет возможности использовать экономию денежных средств от проведенных аукционов в текущем году.
Законом Омской области «Об областном бюджете на 2011 год» на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в городе Омске на 2011 год утверждены средства субвенций в размере 22 691 083,0 руб.
Средства на реализацию органом местного самоуправления г. Омска государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот в местный бюджет города Омска не поступали.
Несвоевременное поступление финансовых средств влечет несвоевременное исполнение судебных актов, в соответствии с которыми на Администрацию г. Омска возложена обязанность по обеспечению во внеочередном порядке детей-сирот жилыми помещениями.
Таким образом, со стороны Администрации города Омска отсутствуют виновные действия по неисполнению указанного решения Центрального районного суда города Омска.
Истец считает, что при вынесении указанного Постановления, судебным приставом не проверены обстоятельства, подтверждающие уважительность причин не исполнения требования о предоставлении Лядковскому В.В.во внеочередном порядке жилого помещения.
В связи с чем истец просит освободить Администрацию города Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 рублей (пять тысяч рублей) по исполнительному производству № ..., возбужденному 04.02.2011 года на основании исполнительного листа № ... от 17.12.2010 года, выданного Центральным районным судом города Омска.
В судебное заседание представитель истца Гончарова Е.Ю., действующая на основании доверенности, не явилась, дело просила рассматривать без ее участия, заявленные требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Попова А.П. исковые требования не признала в полном объеме. Поддержала свой отзыв на иск, согласно которому, с заявленными требованиями истца не согласна по следующим основаниям:
В отношении должника Администрации города Омска 24.01.2011 года возбуждено исполнительное производство № ... на основании и/листа №... от 17.12.2010 года выданный Центральный районным судом г. Омска, предмет исполнения: Обязать Администрацию г. Омска предоставить Лядковскому В.В. жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет средств субвенций бюджета Омской области.
В пункте 2 каждого постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок исполнения требований содержащихся в исполнительном документе. Администрация города Омска предупреждена, о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей. При наличии чрезвычайных. объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника. могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя (пункт 4 постановления о возбуждении исполнительного производства).
С момента получения постановлений о возбуждении исполнительного производства должник добровольно не исполнило требования, содержащиеся в исполнительном документе.
Исполнительный документ вступил в законную силу, и является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор по исполнительным документам неимущественного характера устанавливается в размере 5000 рублей.
В соответствии с ч. 6 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа. имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера. установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с п. 1. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности). Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие воздействия обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях.
Доводы заявителя, изложенные с заявлении об освобождении от уплаты исполнительского сбора не относятся к вышеуказанным обстоятельствам.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» просит суд, в удовлетворении заявления Администрации г.Омска отказать в полном объеме.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика УФССП по Омской области Лебедева С.И. в судебном заседании иск не признала, поддержала своё возражение на иск и дополнительно показала, что отсутствие денежных средств для исполнения исполнительного документа не является основанием для освобождения должника от исполнительского сбора.
Лядковский В.В.в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте слушания дела надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В судебном заседании установлено, что решением Центрального районного суда г. Омска от 29.11.2010 года на Администрацию г.Омска возложена обязанность предоставить Лядковскому В.В. жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет субвенций из бюджета Омской области. Указанным решением суда фактически определен порядок его исполнения.
24.01.2011 года в отношении Администрации г. Омска возбуждено исполнительное производство № ... на основании исполнительного листа № ... от 17.12.2010 года выданного Центральным районным судом г. Омска об обязании Администрацию г. Омска предоставить Лядковскому В.В. жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет средств субвенций бюджета Омской области.
04.02.2011 года судебным приставом-исполнителем Поповой А.П. вынесено постановление о взыскании с должника Администрации г.Омска исполнительского сбора в размере 5000 рублей в виду неисполнения исполнительного документа.(л.д....). Законом Омской области от 04.07.2008 № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», регулируются отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе определяет категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, устанавливает содержание, виды и формы указанных мер социальной поддержки, порядок их предоставления. Полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма переданы на неограниченный срок Администрации г.Омска и предусматриваются в виде субвенций.
Согласно ч.1 ст. 17 Закона Омской области от 04.07.2008 года №1061-03 средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.
Решением Омского городского Совета от 18.10.2006 № 401 «Об утверждении положения о порядке формирования муниципального заказа и порядке взаимодействия уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов и муниципальных заказчиков» при проведении торгов муниципальный заказчик должен направить в уполномоченный орган заявку на размещение заказа и проект муниципального контракта не менее чем за 70 дней до начала срока поставки товара, выполнения работу оказания услуг.
В судебном заседании установлено, что общий объем субвенций бюджету г. Омска в 2010 году составил 61073, 51 тыс.рублей. В рамках реализации переданных государственных полномочий с использованием средств субвенций в 2010 году обеспечено жилыми помещениями 63 гражданина, относящихся к категории «дети-сироты»
Согласно представленным материалам, по состоянию на 14.02.2010 года имеется 129 вступивших судебных решений по аналогичным делам. По состоянию на 14.02.2011 года средства на реализацию органом местного самоуправления города Омска государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот в местный бюджет не поступили. Только для исполнения решений судов Администрации г. Омска требуется 146270520, 0 рублей.
Исходя из п. 15 ст. 44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», стоимость 1 кв.м. жилого помещения, приобретаемого в целях обеспечения жильем детей-сирот, не может превышать среднюю стоимость 1 кв.м. общей площади жилья на территории соответствующего муниципального образования Омской области, определяемую органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим управление в сфере строительства и жилищно-коммунального комплекса.
Средняя стоимость 1 кв.м. общей площади жилья на территории города Омска на 1 квартал 2011 года для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот до настоящего времени Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области не установлена. Законом Омской области «Об областном бюджете на 2011 год» на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в городе Омске на 2011 год утверждены средства субвенций в размере 22 691 083,0 руб.
В целях реализации в 2011 году переданных органу местного самоуправления городской округ город Омск Омской области государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в полном объеме, департаментом жилищной политики Администрации города Омска предпринимались следующие меры.
В начале 2011 года Администрацией города Омска были инициированы обращения в адрес Председателя Правительства Омской области Министра образования Омской области ПИА., Губернатора Омской области, Председателя Правительства Омской области ЛКП о выделении в 2011 году средств субвенций, достаточных не только для исполнения Администрацией города Омска решений судов, но и для обеспечения жилыми помещениями всех детей-сирот, состоящих на регистрационном учете в г. Омске, чье право на предоставление жилых помещений уже возникло. Однако на дату 04.02.2011 г. о взыскании с Администрации г. Омска исполнительского сбора в размере 5 000 рублей за неисполнение решения суда о предоставлении жилого помещения Лядковскому В.В.в установленный срок для добровольного исполнения до 01.02.2011 года, субвенции из Областного бюджета не поступили.
О принятых мерах по исполнению переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в 2011 году Администрация города Омска информировала Управление Федеральной службы судебных приставов по Омской области.
В соответствии со ст. 6 ФЗ от 02.10.2007 № 229 «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим ФЗ.
Исполнительский сбор не является государственной пошлиной, не относится к сборам в смысле статьи 57 Конституции РФ, его следует рассматривать как меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, т.е. штрафную санкцию, меру публично-правовой (административно-правовой) ответственности.
В соответствии со ст. 112 указанного Закона, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере 500 рублей, с должника-организации - 5000 рублей.
Статья 112 ФЗ от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(с изменениями от 7 февраля 2011 г.) предусматривает право должника об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии со ст. ст. 112 ч.7 указанного ФЗ, суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также "уменьшить его размер, но не более чем на 1/4 от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом. РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. (ч. 1 и 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, «должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния». При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.
Согласно пункта 7 Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает, что Администрацией г. Омска представлены доказательства, подтверждающие уважительность причин своевременного неисполнения требования о предоставлении Лядковскому В.В.жилого помещения. Установлено что у Администрации г. Омска были уважительные причины и отсутствовала объективная возможность до 01.02.2011 года для исполнения решения суда об обязании предоставить Лядковскому В.В жилое помещение. Целевые денежные средства для приобретения жилых помещений для детей-сирот из бюджета Омской области не поступили. Необходимые меры по истребованию денежных средств для исполнения решения суда Администрацией г.Омска принимались и служба судебных приставов своевременно информировалась о невозможности исполнения решение суда в установленный срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.с. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Освободить Администрацию города Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 рублей (пять тысяч рублей) по исполнительному производству № ..., возбужденному 24.01.2011 года на основании исполнительного листа № ... от 17.12.2010 года, выданного Центральным районным судом города Омска.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в десятидневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья В.Б.Белоусов
Мотивированное решение судом изготовлено 15 апреля 2011 года