№ 2- 2515/10 по иску Яцуценко Г.И. о признании незаконным решения департамента имущественных отношений Администрации г. Омска об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и возложении обязанности предоставить в собственность земельный у



Дело № 2-2515/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Омск 10 сентября 2010 года

Ленинский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Усольцевой Н.Л.

при секретаре судебного заседания Беловой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Яцуценко Г.И. о признании незаконным решения департамента имущественных отношений Администрации г. Омска об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Яцуценко Г.И. обратилась в Ленинский районный суд г. Омска с заявлением о признании незаконным решения департамента имущественных отношений Администрации г. Омска об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок.

В обоснование заявленных требований Яцуценко Г.И. указала, что 29.01.2010 года она обратилась в департамент имущественных отношений Администрации г. Омска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка под огород площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. В ответ на указанное обращение она получила письмо, из которого следовало, что в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка ей было отказано в связи с тем, что земельный участок находится в зонах городского наземного транспорта и жилой застройки средней этажности. Считает отказ департамента имущественных отношений Администрации г. Омска незаконным, необоснованным и нарушающим ее права. Просит суд признать незаконным решение департамента имущественных отношений Администрации г. Омска об отказе в предоставлении в собственность ей земельного участка под огород площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и обязать департамент имущественных отношений Администрации г.Омска принять решение о предоставлении ей в собственность земельного участка под огород площадью 500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Яцуценко Г.И. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, просит суд рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель Яцуценко Г.И. - Герулис И.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель департамента имущественных отношений Администрации г. Омска Чепилко Т.В. в судебном заседании заявленные требования не признала, считает, что департамент имущественных отношений Администрации г. Омска отказывая Яцуценко Г.И. в предоставлении земельного участка под огород, действовал в пределах своих полномочий, предусмотренных Положением «О департаменте имущественных отношений Администрации г. Омска», утвержденным постановлением Мэра г. Омска от 10.08.2005 года № 395-п и в соответствии с действующим гражданским, земельным и градостроительным законодательством. Просит суд в удовлетворении требований Яцуценко Г.И. отказать.

Представитель департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Из материалов дела следует, что 29.01.2010 года Яцуценко Г.И. обратилась в департамент имущественных отношений Администрации г. Омска с заявлением о предоставлении земельного участка под размещение объекта городского значения для целей, не связанных со строительством, а именно под огород, площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Из ответа департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, направленного в адрес Яцуценко Г.И. следует, что комиссией по согласованию мест размещения объектов, не связанных со строительством, расположенных на территории г. Омска на землях, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органа местного самоуправления, было принято решение об отказе в предоставлении вышеуказанного земельного участка, так как в соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года № 201, часть запрашиваемого участка расположена в зоне городского наземного транспорта, другая часть данного участка - в зоне жилой застройки средней этажности.

В соответствии с ч.1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.

24.12.2008 года Омским городским Советом было принято решение № 205 «О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством».

Статья 1 решения Омского городского Совета от 24.12.2008 года. № 205 «О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством» устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности г. Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления, для целей, не связанных со строительством, и разработано в целях эффективного управления и распоряжения земельными участками.

Процедуры и критерии, установленные настоящим решением, применяются при предоставлении земельных участков для размещения объектов, возведение которых не требует проведения земляных и строительно-монтажных работ по устройству фундаментов, подведению инженерных коммуникаций.

Согласно ч. 3 ст. 1 решения Омского городского Совета от 24.12.2008 года № 205 «О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством» к земельным участкам, предоставляемым для целей, не связанных со строительством, относятся земельные участки, не предназначенные для застройки объектами капитального строительства, в том числе из земель общего пользования.

В соответствии с п. 6 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Пунктом 7 ст.1 Градостроительного кодекса РФ определено, что территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии с ч. 2 ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Часть 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

В соответствии со ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства, функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований, видов территориальных зон, требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Необходимое условие формирования и дальнейшего предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством - это зонирование территории.

Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утверждены решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года № 201.

Приложением № 1 к правилам землепользования и застройки «Карта градостроительного зонирования» определено зонирование территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области.

Согласно выкопировке из карты градостроительного зонирования, имеющейся в материалах дела земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> расположен в границах двух территориальных зон: «Ж-5» - зона жилой застройки смешанного типа и «ИТ-2» - зона городского наземного транспорта.

При таких обстоятельствах, заявленные требования Яцуценко Г.И. не подлежат удовлетворению, поскольку запрашиваемый земельный участок, расположен в двух территориальных зонах, что является недопустимым согласно положениям ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ.

Кроме того, градостроительный регламент жилых территориальных зон не предусматривает размещения земельных участков под огороды, в силу чего отказ департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в предоставлении в собственность Яцуценко Г.И. земельного участка под огород площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> является законным.

Ссылки представителя Яцуценко Г.И. - Герулис И.А. на невозможность применения правил землепользования до передачи сведений о территориальных зонах в государственный кадастр недвижимости не соответствуют нормам действующего законодательства и являются несостоятельными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Яцуценко Г.И. о признании незаконным решения департамента имущественных отношений Администрации г. Омска об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок Яцуценко Г.И. отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Омска.

Судья Н.Л. Усольцева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200