Дело № 2-1470/11 по иску Администрации г. Омска к МРО СП по ИОИ УФССП по Омской области об освобождении исполнительского сбора.



Дело № 2-1470/11

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд города Омска в составе:

председательствующего судьи Лозовой Ж.А.,

при секретаре Сотниковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске «30» марта 2011 года гражданское дело № 2-1470/11 по иску Администрации города Омска к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Омска обратилась в Ленинский районный суд г. Омска с иском к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, ссылаясь на то, что 07 февраля 2011 года Администрацией г. Омска было получено постановление судебного пристава-исполнителя МРО СП по ОИП УФССП по Омской области Поповой А. П. о взыскании с должника - Администрации г. Омска исполнительского сбора в размере 5 000 руб. Данное постановление было вынесено на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ года №, выданного Центральным районным судом г. Омска, об обязании Администрации г. Омска предоставить Суховецкой Т.С.. жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счёт средств бюджета Омской области в виде субвенций (К и/п №). С данным постановлением Администрация г. Омска не согласна по следующим основаниям: в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года № «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Исполнительский сбор не является государственной пошлиной, не относится к сборам смысле ст. 57 Конституции РФ, его следует рассматривать как меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, то есть штрафную санкцию, меру публично-правовой (административно-правовой) ответственности. По смыслу ст. 55 Конституции РФ введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности. В соответствии со ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1); исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2); исполнительский сбор устанавливается в размере пяти тысяч рублей в случае неисполнения должником-организацией исполнительного документа неимущественного характера (часть 3). В соответствии с ч. 7 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве», при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены ст. 401 ГК РФ, в силу которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (пункт 1); отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2). Решением Центрального районного суда г Омска от 16 июля 2010 года на Администрацию г. Омска возложена обязанность предоставить Суховецкой Т.С. жилое помещение по договору социального найма внеочередном порядке за счёт средств бюджета Омской области в виде субвенций. Таким образом, указанным решением Центрального районного суда г. Омска определён порядок его исполнения. Администрация г. Омска не имела возможности своевременно исполнить указанное решение суда в связи со следующим: Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан; в том числе, определяет категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки; устанавливает содержание, виды и формы указанных мер социальной поддержки, порядок их предоставления (за исключением мер социальной поддержки, полномочия по предоставлению которых переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ), а также отношения, связанные с предоставлением социального обслуживания проживающим на территории Омской области гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, и отношения, связанные с предоставлением государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. В соответствии с Кодексом, полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма переданы на неограниченный срок Администрации г. Омска (ч. 15 ст. 44 Кодекса). Исходя из положений указанной нормы, обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется за счёт средств субвенций, выделенных из областного бюджета в бюджет г. Омска. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Кодекса, средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Решением Омского городского Совета от 18 октября 2006 года № «Об утверждении положения о порядке формирования муниципального заказа и порядке взаимодействия уполномоченного органа на осуществление функций но размещению заказов и муниципальных заказчиков» при проведении торгов муниципальный заказчик должен направить в уполномоченный орган заявку на размещение заказа и проект муниципального контракта не менее чем за 70 дней до начата срока поставки товара, выполнения работ, оказания услуг. Средства субвенций на реализацию государственных полномочий выделяются Администрации г. Омска не раньше третьего квартала соответствующего финансового года. В связи с тем, что процедура размещения заказа способом открытого аукциона требует значительного времени, заключение муниципальных контрактов по итогам открытых аукционов происходит только в четвёртом квартале. Дополнительно требуется время на государственную регистрацию права муниципальной собственности на приобретенные жилые помещения в Управлении Федеральной регистрационной службы по Омской области. Таким образом, в связи с окончанием финансового года Администрация г. Омска уже не имеет возможности использовать экономию денежных средств от проведённых аукционов в текущем году. В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с Кодексом, полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области. В процессе реализации переданных государственных полномочий в пределах ежегодно выделяемых субвенций, Администрация г. Омска приобретает в собственность муниципального образования городской округ город Омск Омской области жилые помещения для обеспечения по договорам социального найма детей-сирот. Общий объём субвенции бюджету г. Омска в ДД.ММ.ГГГГ году составил <данные изъяты> тысяча рубля. В рамках реализации переданных государственных полномочий с использованием средств субвенций в ДД.ММ.ГГГГ году обеспечено жилыми помещениями <данные изъяты> гражданина, относящихся к категории «дети-сироты». В целях реализации в ДД.ММ.ГГГГ году переданных органу местного самоуправления городской округ город Омск Омской области государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в полном объёме, департаментом жилищной политики Администрации г. Омска были предприняты следующие меры: в конце 2009 года департаментом жилищной политики Администрации г. Омска были инициированы обращения в адрес Губернатора Омской области, Председателя Правительства Омской области Л. К. Полежаева (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), Законодательного Собрания Омской области (ДД.ММ.ГГГГ), Министерства финансов Омской области (ДД.ММ.ГГГГ) о выделении в 2010 году средств субвенций из бюджета Омской области, достаточных для реализации в полном объёме переданных органу местного самоуправления г. Омска государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам. ДД.ММ.ГГГГ информация об исполнении переданных органу местного самоуправления г. Омска государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и необходимости выделения в 2010 году средств субвенций достаточных для реализации полном объёме переданных органу местного самоуправления г. Омска государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот была направлена в адрес Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Омской области. О принятых мерах по исполнению переданных государственных полномочий о обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в 2010 году Администрация г. Омска ДД.ММ.ГГГГ проинформировала УФССП по Омской области. ДД.ММ.ГГГГ департаментом жилищной политики Администрации г. Омска было подготовлено и направлено в адрес Министерства образования Омской области развернутое финансово-экономическое обоснование необходимости выделения из областного бюджета дополнительных средств на реализацию переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот (с приложением полного списка детей-сирот, чьё право на предоставление жилого помещения уже возникло, но не исполнено Администрацией г. Омска). Информация о невозможности исполнения в срок решений суда, в связи с недостаточностью денежных средств, выделяемых из бюджета Омской области в бюджет г. Омска в виде субвенций на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, ДД.ММ.ГГГГ была направлена в адрес УФССП по Омской области. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Омска было направлено обращение в адрес Губернатора Омской области, Председателя Правительства Омской области Л. К. Полежаева с просьбой поручить Министерству образования Омской области (распорядителю средств областного бюджета по данной статье расходов) обеспечить поступление в кратчайший срок денежных средств, необходимых для реализации переданных органу местного самоуправления г. Омска государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, в бюджет г. Омска. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Омска было направлено в адрес Губернатора Омской области обращение с указанием количества неисполненных Администрацией г. Омска решений судов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам за счёт средств субвенций бюджета Омской области, размере необходимых дополнительных средств субвенций, и о выделении в 2010 году средств субвенций, достаточных для исполнения Администрацией г. Омска решений судов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам в рамках переданных органу местного самоуправления государственных полномочий. ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Омска проинформировала Губернатора Омской области о количестве неисполненных судебных решений по предоставлению жилых помещений детям-сиротам за счёт средств субвенций бюджета Омской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Законом Омской области «Об областном бюджете на 2011 год» на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в г. Омске на ДД.ММ.ГГГГ год утверждены средства субвенций в размере <данные изъяты> рубля. В целях реализации в ДД.ММ.ГГГГ году переданных органу местного самоуправления городской округ город Омск Омской области государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в полном объёме, Администрацией г. Омска ДД.ММ.ГГГГ было направлено обращение в адрес Губернатора Омской области с просьбой поручить Министерству образования Омской области обеспечить поступление в бюджет Омской области в кратчайший срок денежных средств, необходимых для реализации переданных органу местного самоуправления г. Омска государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам. Несвоевременное поступление финансовых средств влечёт несвоевременное исполнение судебных актов, в соответствии с которыми на Администрацию г. Омска возложена обязанность по обеспечению во внеочередном порядке детей-сирот жилыми помещениями. Учитывая изложенное, со стороны Администрации г. Омска отсутствуют виновные действия по неисполнению решения Центрального районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что при вынесении указанного постановления, судебным приставом не проверены обстоятельства, подтверждающие уважительность причин не исполнения требования о предоставлении Суховецкой Т.С. во внеочередном порядке жилого помещения. В соответствии со ст. 239 Бюджетного кодекса РФ, иммунитет бюджетов бюджетной системы РФ представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 БК РФ. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных БК РФ. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ. Просит освободить Администрацию г. Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 руб. по исполнительному производству №, возбуждённому 04 февраля 2011 года на основании исполнительного листа № от 03 августа 2010 года, выданного Центральным районным судом г. Омска.

В судебное заседание представитель истца по доверенности Гончарова Е.Ю. не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие; настаивая на удовлетворении заявленных требований.

В судебное заседание представитель ответчика - Попова А.П. не явилась, о дне слушания извещена надлежащим образом, представила письменный отзыв, который просила считать её показаниями по данному иску, заявленные в иске требования не признала.

Как следует из письменного отзыва, в отношении должника - Администрации г. Омска возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа № от 03.08.2010 года, выданного Центральным районным судом г. Омска. Предмет исполнения: обязать Администрацию г. Омска предоставить Суховецкой Т.С. жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счёт средств субвенций бюджета Омской области. В п. 2 каждого постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Администрация г. Омска предупреждена, о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 рублей. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя (п. 4 постановления о возбуждении исполнительного производства). С момента получения постановлений о возбуждении исполнительного производства должник добровольно не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном документе. Исполнительный документ вступил в законную силу и является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан, и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 16 АПК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор по исполнительным документам неимущественного характера устанавливается в размере 5 000 руб. В соответствии с ч. 6 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Согласно ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств, отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности). Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несёт ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие воздействия обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях. Доводы заявителя, изложенные в заявлении об освобождении от уплаты исполнительского сбора, не относятся к вышеуказанным обстоятельствам. Просит в удовлетворении заявления Администрации г. Омска отказать в полном объёме.

Третье лицо Суховецкая Т.С. о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему:

На основании решения Центрального районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ года на Администрацию г. Омска возложена обязанность предоставить Суховецкой Т.С.. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение за счёт средств бюджета Омской области в виде субвенций (л.д. 6-8).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № на основании исполнительного листа №, выданного Центральным районным судом г. Омска ДД.ММ.ГГГГ об обязании Администрации г. Омска предоставить Суховецкой Т.С.. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке за счёт средств бюджета Омской области виде субвенций. В постановлении судебного пристава-исполнителя указано, что должнику, в пятидневный срок со дня получения настоящего постановления предлагается добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, о чём немедленно сообщить судебному приставу-исполнителю. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, - последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Предупредить должника, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 руб. (л.д. 30).

В связи с неисполнением требования исполнительного документа в установленный срок, судебным приставом-исполнителем 04 февраля 2011 года вынесено постановление о взыскании с Администрации г. Омска исполнительского сбора в размере 5 000 руб. (л.д. 5 оборот).

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Омска было получено постановление судебного пристава-исполнителя МРО СП по ОИП УФССП по Омской области Поповой А. П. о взыскании с должника - Администрации г. Омска исполнительского сбора в размере 5 000 руб.

Исполнительский сбор не является государственной пошлиной, не относится к сборам в смысле ст. 57 Конституции РФ; его следует рассматривать как меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, то есть штрафную санкцию, меру публично-правовой (административно-правовой) ответственности.

Кодекс Омской области «О социальной защите отдельных категорий граждан» регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан; в том числе определяет категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, устанавливает содержание, виды и формы указанных мер социальной поддержки, порядок их предоставления. Полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма переданы на неограниченный срок Администрации г. Омска и предусматриваются в виде субвенций. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона Омской области от 14 июля 2008 года №, средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

Решением Омского городского Совета от 18 октября 2006 года № «Об утверждении положения о порядке формирования муниципального заказа и порядке взаимодействия уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов и муниципальных заказчиков» при проведении торгов муниципальный заказчик должен направить в уполномоченный орган заявку на размещение заказов проект муниципального контракта не менее чем за 70 дней до начала срока поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

Судом установлено, что с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот департаментом жилищной политики Администрации г. Омска были размещены муниципальные заказы на приобретение квартир для детей-сирот.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется <данные изъяты> вступивших в законную силу решений районных судов г. Омска, обязывающих Администрацию г. Омска предоставить жилые помещения детям-сиротам за счёт средств субвенций бюджета Омской области. По данным решениям суда УФССП по Омской области возбуждены исполнительные производства.

Средства субвенций на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в ДД.ММ.ГГГГ году в сумме <данные изъяты> руб. ДД.ММ.ГГГГ зачислены на лицевой счёт Администрации г. Омска.

По поручению Губернатора Омской области, Председателя Правительства Омской области Полежаева Л. К. в связи с обращением по вопросу поступления денежных средств, департаменту жилищной политики Администрации г. Омска перечислена субвенция на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в сумме <данные изъяты> рублей.

Законом Омской области «Об областном бюджете на 2010 год» на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений, на 2010 год утверждены средства субвенций в размере 75 397 руб. 01 коп., из них 34 667 руб. 01 коп. - на обеспечение жилыми помещениями детей сирот в городе Омске.

С использованием средств субвенций ДД.ММ.ГГГГ года Администрацией г. Омска было приобретено в собственность муниципального образования городской округ город Омск Омской области <данные изъяты> жилых помещений для обеспечения детей-сирот, из которых <данные изъяты> представлены детям-сиротам, <данные изъяты> распределены детям-сиротам, <данные изъяты> готовиться к распределению гражданину, относящемуся к категории «дети-сироты», согласно списку претендентов, сформированному по датам возбуждения исполнительных производств.

Однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по муниципальному образованию городской округ <адрес> на регистрационном учёте граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, состоит 850 граждан, относящихся к категории «дети-сироты», в том числе 383 - в возрасте до 18 лет (еженедельно в список вносятся изменения в связи со снятием и постановкой на регистрационный учёт).

Согласно ФЗ «Об исполнительном производстве», срок добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований составляет 5 лет.

В соответствии со ст. 315 УК РФ, неисполнение решения суда или иного судебного акта влечет за собой уголовную ответственность.

Администрацией г. Омска дополнительно получен межбюджетный трансферт за счёт средств федерального бюджета в общей сумме 20 201 910 рублей на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.

С использованием средств субвенций до конца ДД.ММ.ГГГГ года Администрация г. Омска планирует дополнительно приобрести 21 жилое помещение, которое будет предоставлено детям-сиротам, согласно списку претендентов.

Таким образом, после предоставления детям-сиротам жилых помещений, приобретаемых за счет средств субвенций в ДД.ММ.ГГГГ году (12 приобретённых за счёт средств бюджета Омской области и <данные изъяты> планируемого к приобретению за счёт средств федерального бюджета), останутся неисполненными <данные изъяты> решений судов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам.

Для исполнения всех решений судов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам за счёт средств бюджета Омской области в виде субвенции Администрации г. Омска дополнительно необходимо <данные изъяты> руб. Отсутствие в местном бюджете указанных средств не позволяет Администрации г. Омска исполнить решения судов г. Омска в полном объёме.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по муниципальному образованию городской округ г. Омск Омской области на регистрационном учёте граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, состоит 1 075 граждан, относящихся к категории «дети-сироты», в том числе <данные изъяты> - в возрасте до 18 лет (еженедельно вносятся изменения в указанный список в связи со снятием и постановкой на регистрационный учёт).

Кроме того, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется <данные изъяты> решений районных судов города Омска, в соответствии с которыми Администрация г. Омска обязана предоставить жилые помещения детям-сиротам за счёт средств субвенций бюджета Омской области.

С использованием средств субвенций Администрацией г. Омска в ДД.ММ.ГГГГ году приобретено <данные изъяты> жилых помещения, <данные изъяты> из которых предоставлены по договорам социального найма детям-сиротам.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по муниципальному образованию городской округ г. Омск Омской области на регистрационном учёте граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, состоит 1 136 граждан, относящихся к категории «дети-сироты», в том числе <данные изъяты> - в возрасте до 18 лет (еженедельно вносятся изменения в указанный список в связи со снятием и постановкой на регистрационный учёт).

Также по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется <данные изъяты> решений районных судов г. Омска, в соответствии с которыми Администрация г. Омска обязана предоставить жилые помещения детям-сиротам за счёт средств субвенций бюджета Омской области. По 106 решениям судов УФССП по Омской области возбуждены исполнительные производства.

Законом Омской области «Об областном бюджете на 2011 год» на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в г. Омске на 2011 год утверждены средства субвенций в размере <данные изъяты> руб.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ средства на реализацию органом местного самоуправления г. Омска государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот в местный бюджет не поступили.

Согласно Приложению № к Закону Омской области распорядителем средств областного бюджета по обеспечению жильем детей-сирот является Министерство образования Омской области.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по муниципальному образованию городской округ г. Омск Омской области на регистрационном учёте граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, состоит 1 219 граждан, относящихся к категории «дети-сироты», в том числе - 480 детей-сирот, чьё право на обеспечение жилыми помещениями уже возникло (еженедельно вносятся изменения в указанный список в связи со снятием и постановкой на регистрационный учёт).

Кроме того, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется <данные изъяты> решений районных судов г. Омска, в соответствии с которыми Администрация г. Омска обязана предоставить жилые помещения детям-сиротам за счёт средств субвенций бюджета Омской области. По <данные изъяты> решениям судов УФССП по Омской области возбуждены исполнительные производства.

В соответствии с п. 15 ст. 44 Кодекса Омской области «О социальной защите отдельных категорий граждан», стоимость 1 кв. м жилого помещения, приобретаемого в целях обеспечения жильем детей-сирот, не может превышать среднюю стоимость 1 кв. м общей площади жилья на территории соответствующего муниципального образования Омской области, определяемую органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим управление в сфере строительства и жилищно-коммунального комплекса.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - Минстрой) от 14 октября 2010 года № определена средняя стоимость 1 кв. м общей площади жилья для обеспечения жилой площадью детей-сирот на территории городского округа город Омск Омской области на четвёртый квартал ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей. Средняя стоимость 1 кв. м общей площади жилья на территории г. Омска на первый квартал № года для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот до настоящего времени Минстроем не установлена.

В Законе Омской области «Об областном бюджете на 2011 год» на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в г. Омске на ДД.ММ.ГГГГ год утверждены средства на субвенции в размере <данные изъяты> руб.

При условии сохранения средней стоимости 1 кв. м общей площади жилья для обеспечения жилой площадью детей-сирот на территории г. Омска на первый квартал ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> руб., предусмотренных в бюджете на ДД.ММ.ГГГГ год средств субвенций будет достаточно для приобретения только <данные изъяты> жилых помещений, что составляет 15,5% от количества жилых помещений, необходимых для исполнения решений судов, и 4,17% от количества жилых помещений, необходимых для обеспечения детей-сирот, чье право на обеспечение жилыми помещениями уже возникло.

Только для исполнения решений судов Администрации г. Омска требуется <данные изъяты> руб., для реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, чьё право на обеспечение жилыми помещениями уже возникло, Администрации г. Омска требуется <данные изъяты> руб., а для реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями всех детей-сирот, состоящих на регистрационном учёте в г. Омске, в полном объеме Администрации г. Омска требуется <данные изъяты> руб.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере 500 руб., с должника-организации - 5000 руб.

В соответствии со ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве», должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о изыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении отвзыскания исполнительского сбора.

Согласно ч. 7 ст. 112 названного Закона, суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на 1/4 от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу ст. 55 Конституции РФ, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Суд считает, что истцом представлены достаточные доказательства, подтверждающие уважительность причин своевременного неисполнения требования о предоставлении С.Т. во внеочередном порядке жилого помещения.

Так, 19 июля 2008 года вступил в силу Закон Омской области от 04 июля 2008 года № «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», который регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе определяет категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, устанавливает содержание, виды и формы указанных мер социальной поддержки, порядок их предоставления. Указанным законом полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма переданы на неограниченный срок Администрации г. Омска и предусматриваются в виде субвенций. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона Омской области от 04 июля 2008 года №, средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

Решением Омского городского Совета от 18 октября 2006 года № «Об утверждении положения о порядке формирования муниципального заказа и порядке взаимодействия уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов и муниципальных заказчиков» при проведении торгов муниципальный заказчик должен направить в уполномоченный орган заявку на размещение заказа и проект муниципального контракта не менее чем за 70 дней до начала срока поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

Средства субвенций на реализацию государственных полномочий в ДД.ММ.ГГГГ году утверждены Администрации г. Омска в первом квартале 2011 года. В связи с тем, что процедура размещения заказа способом открытого аукциона требует значительного времени, заключение муниципальных контрактов по итогам открытых аукционов происходит спустя несколько месяцев с момента поступления целевых денежных средств. Дополнительно требуется время на государственную регистрацию нрава муниципальной собственности на приобретенные жилые помещения в УФРС по Омской области. Таким образом, в связи с окончанием финансового года Администрация г. Омска уже не имеет возможности использовать экономию денежных средств от проведенных аукционов в текущем году, данный остаток денежных средств переходит на следующий год.

По состоянию на начало ДД.ММ.ГГГГ года по категории «дети-сироты» на учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоят более <данные изъяты> граждан, из них более <данные изъяты> человек - по решениям суда во внеочередном порядке должны быть обеспечены благоустроенными жилыми помещениями за счёт средств бюджета Омской области в виде субвенций.

Таким образом, суд находит заявленные требований истца об освобождении Администрации г. Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 руб. по исполнительному производству № подлежащими удовлетворению. Суд признаёт, что у Администрации г. Омска отсутствовала объективная возможность для исполнения решения Центрального районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ об обязании предоставить Суховецкой Т.С. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке за счёт средств бюджета Омской области в виде субвенций в срок, указанный в постановлении от 04 февраля 2011 года, так как порядок исполнения решения суда был определен в нём - за счёт средств бюджета Омской области в виде субвенций; поступившие целевые денежные средства были потрачены Администрацией г. Омска на цели приобретения жилых помещений для детей-сирот; должные меры по истребованию дополнительных финансовых средств для исполнения решений судов Администрацией г. Омска принимались; служба судебных приставов своевременно информировалась о невозможности исполнить решение суда в установленный срок.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации города Омска удовлетворить.

Освободить Администрацию города Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 (Пяти тысяч) рублей по исполнительному производству №, возбужденному 18.08.2010 на основании исполнительного листа № от 03.08.2010, выданного Центральным районным судом города Омска.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление о его отмене в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения, в случае, если его неявка в судебное заседание была вызвана уважительной причиной, о которой он не имел возможности своевременно сообщить.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда.

Судья

Ж.А. Лоозвая

Мотивированное заочное решение суда изготовлено 04 апреля 2011 года.

Судья Ж.А. Лозовая

Заочное решение вступило в законную силу 03 мая 2011 года

-32300: transport error - HTTP status code was not 200