дело № 2-1164/11 по иску Ткачук А.Н. к Администрации г. Омска, Управлению Росреестра по Омской обл., ФГУ `Земельная кадастровая палата` по Омской обл. об оспаривании действий органа местного самоуправления и др.



Дело № 2- 1164/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Р.В.Утенко

при секретаре судебного заседания Н.А.Боровковой

рассмотрел в открытом судебном заседании 21 апреля 2011 г.

гражданское дело по иску Ткачук А.Н. к Администрации г.Омска, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Омской области об оспаривании действий органа местного самоуправления, оспаривании распоряжения Главы местного самоуправления, оспаривании действий органа государственной власти и понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Ткачук А.Н. обратился в Ленинский районный суд г.Омска с иском к Администрации г.Омска, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Омской области об оспаривании действий органа местного самоуправления, оспаривании распоряжения Главы местного самоуправления, оспаривании действий органа государственной власти и понуждении к совершению действий. Истец указал, что является собственником квартиры по адресу № 1 и в силу п.1 ст. 36 ЖК РФ является сособственником земельного участка, на котором расположен дом. При обследовании в 2009 г. Департаментом недвижимости Администрации г.Омска земельного участка с кадастровым номером *** под домом по адресу № 2 было установлено, что часть жилого дома по адресу № 1 находится на территории сформированного участка относительно дома по адресу № 2, а площадь территории, попадающей в границы ограждения придомовой территории дома по адресу № 1, занимает 301 кв.м. территории участка ***. Истец указал, что обязанность контроля за соблюдением градостроительных требований и требований относительно предоставления участков под строительство относится к компетенции органа местного самоуправления, в связи с чем у него отсутствуют основания предполагать о нарушении требований закона в части предоставления участка под строительство дома по адресу № 1, из чего следует, что при формировании участка под домом по адресу № 2 были нарушены требования закона. Истец просит суд признать действия Администрации г.Омска по формированию земельного участка с кадастровым номером *** площадью 3 466 кв.м. по адресу № 2 незаконными, признать недействительным распоряжение мэра г.Омска от 15.12.2003 г. № *** «Об утверждении проекта территориального землеустройства земельного участка по пр.К.Маркса в Ленинском административном округе», признать незаконными действия ФГУ «Земельнгая кадастровая палата» по Омской области в части установления и закрепления на местности границ земельного участка( с кадастровым номером *** площадью 3 466 кв.м. по адресу № 1) межевыми знаками и координатами, обязать Управление Росреестра по Омской области и ФГУ «Земельная кадастровая палата по Омской области» снять с государственного учета земельный участок с кадастровым номером *** общей площадью 3 466 кв.м.

В судебное заседание истец не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежаще, просил рассмотреть иск в его отсутствие.

Представитель истца по доверенности А.С.Злобин поддержал заявленные требования, указав, что в декабре 2003 г. уже производилось согласование участка под размещение предполагаемого дома по адресу № 1, которому впоследствии был присвоен номер *** и Администрация г.Омска с учетом этого обстоятельства должна была учитывать интересы смежных землепользователей. При формировании участка у дома по адресу № 1 согласования со смежными землепользователями не проводилось, в связи с чем участок формирован и поставлен на учет незаконно

Представитель ответчика - Администрации г.Омска по доверенности И.А.Батракова просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку на момент формирования участка с кадастровым номером *** строительство дома по адресу № 1 не начиналось, не был выделен и согласован земельный участок под строительство указанного дома, истец не являлся собственником квартиры в доме. По состоянию на 2003 г. при наличии заявления сособственника помещений в доме по адресу № 1, сформированности участка у данного домостроения при отсутствии смежных сформированных участков у иных объектов недвижимости, у Администрации г.Омска отсутствовали основания для отказа в утверждении проекта территориального землеустройства относительно дома по адресу № 1. По издании Распоряжения от 15.12.2003 г. земельный участок был поставлен на кадастровый учет с определением его границ. Подача в ноябре 2003 г. застройщиком заявки на предоставление рядом земельного участка под строительство на момент издания оспариваемого Распоряжения не сопровождалась согласованием границ участка, определением возможности строительства и не влекла ограничений для издания Распоряжения.

Представитель ответчика также указала на пропуск истцом трехмесячного срока обращения в суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта и обжалования действий должностных лиц, поскольку истцом приложены результаты исследований Департамента недвижимости Администрации г.Омска за 2009 г., свидетельствующие о наложении территорий участков у домов № 1 и № 2, вследствие чего истцу стало известно о предполагаемом нарушении права в указанное время.

Представитель ответчиков- Управления Росреестра по Омской области и ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области Оболгина А.С. просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку земельный участок *** был сформирован в соответствии с требованиями законодательства, проект землеустройства был утвержден Распоряжением мэра г.Омска и при соблюдении заявительного порядка заинтересованным лицом основания для отказа в постановке его на кадастровый учет отсутствовали.

Выслушав доводы сторон, изучив представленные доказательства, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ч.1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод

Поскольку ответчиком не представлены доказательства осведомленности истца о предполагаемом нарушении его права за пределами трехмесячного обращения в суд, основания для вывода о нарушении истцом срока обращения в суд за защитой предполагаемого права отсутствуют. Приложение истцом копии результатов обследования участков, произведенных в 2009 г. Департаментом недвижимости Администрации г.Омска, во всяком случае не свидетельствует об осведомленности истца о результатах данных исследований в указанное время. Указание представителя истца на получение указанных документов в конце 2010 г. от представителя управляющей организации не опровергнуты, в связи с чем суд приходит к выводу о недоказанности ответчиком пропуска истцом срока обращения за защитой права, установленного ч.1 ст. 256 ГПК РФ.

В соответствии с п.1-2 ст. 19 ФЗ «О государственном земельном кадастре», действовавшем на момент формирования земельного участка 55:36:090301:76, государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике.

Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков

В судебном заседании установлено, что на основании заявления заинтересованного лица - С. являющейся собственницей нежилых помещений в доме по адресу № 1 в 2003 г. были произведены работы по формированию земельного участка у дома по адресу № 1 и постановке его на кадастровый учет.

Порядок образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентирован ст.11.3 ЗК РФ и предполагает принятие решения органом местного самоуправления об утверждении проекта территориального землеустройства.

Распоряжением мэра г.Омска от 15.12.2003 г. утвержден проект территориального землеустройства земельного участка *** в г.Омске в Ленинском административном округе г.Омска(л.д.9), послуживший основанием для постановки сформированного участка на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера ***

При исследовании в судебном заседании землеустроительного дела по формированию участка было установлено отсутствие смежных сформированных участков с участком у дома по адресу № 1, а также отсутствия на момент проведения работ земельного участка, сформированного и предполагаемого к выделению под строительство дома по адресу № 2 с определенными границами.

В этой связи ссылки истца на неутвержденный акт предварительного выбора земельного участка под строительство объекта № *** от 03.12.2003 г. как препятствие для формирования спорного участка не могут быть приняты судом во внимание, поскольку порядок согласования земельного участка под строительство объекта регламентирован ст.ст. 30-31 ЗК РФ и предварительное согласование комиссией места для предполагаемого выделения земельного участка под строительство не означает определение границ предполагаемого участка и препятствий к формированию границ участка ***

Согласно заключению Департамента имущественных отношений 2009 г., по результатам обследования участка с кадастровым номером *** установлено, что площадь, занимаемая частью жилого дома по адресу № 2 земельного участка с кадастровым номером *** составляет 18 кв.м., а площадь территории, попадающей в границы ограждения, относящегося к придомовой территории дома по адресу № 2 - 301 кв.м.(л.д.14-15)

Нахождение части домостроения по адресу № 2 на территории сформированного ранее строительства указанного дома земельного участка может быть расценено как нарушение прав истца, регламентированных ст. 36 ЗК РФ. Вместе с тем суд не находит оснований для признания недействительными действий ответчиков по формированию и постановке на учет земельного участка

*** в 2003 г., поскольку в судебном заседании не было установлено нарушений требований действовавшего законодательства должностных лиц при совершении обжалуемых действий и принятии оспариваемого Распоряжения.

При этом суд учитывает, что в 2003 г. разрешение на строительство дома по адресу № 2 отсутствовал, земельный участок под строительство выделен не был и его границы согласованы в установленном порядке не были, в связи с чем сами по себе обжалуемые действия должностных лиц и органов государственной власти на момент их совершения прав, свобод и законных интересов истца не нарушали, что не препятствует последнему избрать иной способ защиты предполагаемого нарушения права, установленного ст. 36 ЗК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд:

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Ткачук А.Н. отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г.Омска

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 26 апреля 2011 г.

     Решение вступило в законную силу 01.06.2011г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200