Дело № 2-1407/2011 по иску Администрации города Омска к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора



Дело № 2-1407/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«31» марта 2011 года                                                                                                 город Омск

Ленинский районный суд города Омска в составе:

председательствующего судьи Белоус О.В.,

при секретаре судебного заседания Первойкиной К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Омска к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

Администрация города Омска обратилась в Ленинский районный суд города Омска с иском к Межрайонному отелу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование заявленного требования указали, что 07.02.2011 года Администрацией города Омска было получено постановление судебного пристава-исполнителя МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Поповой А.П. о взыскании с должника (Администрации города Омска в лице Департамента жилищной политики Администрации города Омска) исполнительского сбора в размере 5000 рублей. Данное постановление было вынесено на основании исполнительного листа от 03.09.2010 года, выданного Центральным районным судом города Омска об обязании Администрации города Омска предоставить Омарову М.И. жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области. С данным Постановлением Администрация города Омска не согласна. Решением Центрального районного суда города Омска от 16.08.2010 года на Администрацию города Омска возложена обязанность предоставить Омарову М.И. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области. Таким образом, указанным решением Центрального районного суда города Омска определен порядок его исполнения. Администрация города Омска не имела возможности своевременно исполнить указанное решение суда. В соответствии с Кодексом Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма переданы на неограниченный срок Администрации города Омска (часть 15 статьи 44 кодекса). Исходя из положений указанной нормы, обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется за счет средств субвенций, выделенных из областного бюджета в бюджет города Омска. В соответствии с частью 1 статьи 17 Кодекса средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Решением Омского городского Совета от 18.10.2006 г. №401 «Об утверждении положения о порядке формирования муниципального заказа и порядке взаимодействия уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов и муниципальных заказчиков» при проведении торгов муниципальный заказчик должен направить в уполномоченный орган заявку на размещение заказа и проект муниципального контракта не менее чем за 70 дней до начала срока поставки товара, выполнения работ, оказания услуг. Средства субвенций на реализацию государственных полномочий выделяются Администрации города Омска не раньше III квартала соответствующего финансового года. В связи с тем, что процедура размещения заказа способом открытого аукциона требует значительного времени, заключение муниципальных контрактов по итогам открытых аукционов происходит только в IV квартале. Дополнительно требуется время на государственную регистрацию права муниципальной собственности на приобретенные жилые помещения в Управлении Федеральной регистрационной службы по Омской области. В связи с окончанием финансового года Администрация города Омска уже не имеет возможности использовать экономию денежных средств от проведенных аукционов в текущем году. В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с Кодексом полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области. В процессе реализации переданных государственных полномочий в пределах ежегодно выделяемых субвенций, Администрация города Омска приобретает в собственность муниципального образования городской округ город Омск Омской области жилые помещения для обеспечения по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общий объем субвенций бюджету города Омска в 2010 году составил 61073,51 тысяч рублей. В рамках реализации переданных государственных полномочий с использованием средств субвенций в 2010 году обеспечено жилыми помещениями 63 гражданина, относящихся к категории «дети-сироты». В июле 2010 года Омаров М.И. в списке претендентов на предоставление жилых помещений во внеочередном порядке стоял под №119. В целях реализации в 2010 году переданных органу местного самоуправления городской округ город Омск Омской области государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в полном объеме, Департаментом жилищной политики Администрации города Омска были предприняты следующие меры. В конце 2009 года Департаментом жилищной политики Администрации города Омска были инициированы обращения в адрес Губернатора Омской области, Председателя Правительства Омской области, Л.К. Полежаева (25.11.2009 г., 28.12.2009 г.), Законодательного Собрания Омской области (28.12.2009 г.), Министерства финансов Омской области (28.12.2009 г.) о выделении в 2010 году средств субвенций из бюджета Омской области, достаточных для реализации в полном объеме переданных органу местного самоуправления город Омск государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. 18.01.2010 года информация об исполнении переданных органу местного самоуправления города Омска государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и необходимости выделения в 2010 году средств субвенций достаточных для реализации в полном объеме переданных органу местного самоуправления город Омск государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была направлена в адрес Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Омской области. О принятых мерах по исполнению переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2010 году Администрация города Омска 21.01.2010 года проинформировала Управление Федеральной службы судебных приставов России по Омской области. 28.01.2010 года Департаментом жилищной политики Администрации города Омска было подготовлено и направлено в адрес Министерства образования Омской области развернутое финансово-экономическое обоснование необходимости выделения из областного бюджета дополнительных средств на реализацию переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с приложением полного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чье право на предоставление жилого помещения уже возникло, но не исполнено Администрацией города Омска). Информация о невозможности исполнения в срок решений суда в связи с недостаточностью денежных средств, выделяемых из бюджета Омской области в бюджет города Омска в виде субвенций на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 21.10.2010 года была направлена в адрес Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области. 22.03.2010 года Администрацией города Омска было направлено обращение в адрес Губернатора Омской области, Председателя Правительства Омской области, Л.К. Полежаева, с просьбой поручить Министерству образования Омской области (распорядителю средств областного бюджета по данной статье расходов) обеспечить поступление в кратчайший срок денежных средств, необходимых для реализации переданных органу местного самоуправления города Омска государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в бюджет города Омска. 24.09.2010 года Администрацией города Омска было направлено в адрес Губернатора Омской области, Председателя Правительства Омской области, Л.К. Полежаева, обращение с указанием количества неисполненных Администрацией города Омска решений судов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, за счет средств субвенций бюджета Омской области, размере необходимых дополнительных средств субвенций, и о выделении в 2010 году средств субвенций, достаточных для исполнения Администрацией города решений судов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в рамках переданных органу местного самоуправления государственных полномочий. 28.12.2010 г. Администрация города Омска проинформировала Губернатора Омской области, Председателя Правительства Омской области, Л.К. Полежаева, о количестве неисполненных судебных решений по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, за счет средств субвенций бюджета Омской области по состоянию на 31.12.2010 года. Законом Омской области «Об областном бюджете на 2011 год» на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Омске на 2011 год утверждены средства субвенций в размере 22691083 рубля. В целях реализации в 2011 году переданных органу местного самоуправления городской округ город Омск Омской области государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в полном объеме, Администрацией города Омска 25.01.2011 года было направлено обращение в адрес Губернатора Омской области, Председателя Правительства Омской области, Л.К. Полежаева, с просьбой поручить Министерству образования Омской области обеспечить поступление в бюджет Омской области в кратчайший срок денежных средств, необходимых для реализации переданных органу местного самоуправления город Омска государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Несвоевременное поступление финансовых средств влечет несвоевременное исполнение судебных актов, в соответствии с которыми на Администрацию города Омска возложена обязанность по обеспечению во внеочередном порядке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Считает, что со стороны Администрации города Омска в лице Департамента жилищной политики Администрации города Омска отсутствуют виновные действия по неисполнению решения Центрального районного суда города Омска от 16.08.2010 года. Полагает, что при вынесении указанного Постановления судебным приставом-исполнителем не проверены обстоятельства, подтверждающие уважительность причин неисполнения требования о предоставлении Омарову М.И. во внеочередном порядке жилого помещения. Просит освободить Администрацию города Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 рублей (Пять тысяч рублей) по исполнительному производству , возбужденному 14.10.2010 года на основании исполнительного листа от 03.09.2010 года, выданного Центральным районным судом города Омска.

В судебном заседании представитель истца Гончарова Е.Ю., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> Попова А.П. заявленные исковые требования не признала в полном объеме. Суду пояснила, что в отношении Администрации <адрес> возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа от 03.09.2010 г., выданного Центральным районным судом города Омска об обязании Администрации города Омска предоставить Омарову М.И. жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет средств субвенций бюджета Омской области. В пункте 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Администрация города Омска предупреждена о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с них будет взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя (пункт 4 постановления о возбуждении исполнительного производства). С момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства должник добровольно не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном документе. Исполнительный документ вступил в законную силу, и является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории РФ в соответствии с ч. 1 ст. 16 АПК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор по исполнительным документам неимущественного характера для должника-организации установлен в размере 5000 рублей. В соответствии с ч. 6 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Согласно ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника с неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В соответствии с п. 1 и 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности). Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие воздействия обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях. Считает, что доводы заявителя, изложенные в заявлении об освобождении от уплаты исполнительского сбора, не относятся к вышеуказанным обстоятельствам. Просит суд отказать Администрации города Омска в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Омаров М.И. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела уведомлен надлежаще, причину неявки не сообщил.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Судом установлено, что на основании решения Центрального районного суда города Омска от 16 августа 2010 года на Администрацию города Омска возложена обязанность предоставить Омарову М.И. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций (л.д. 8-10). Указанным решением суда фактически определен порядок его исполнения.

13.10.2010 года на исполнение судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области Поповой А.П. поступил исполнительный лист от 03.09.2010 года, выданный Центральным районным судом города Омска об обязании Администрации города Омска предоставить Омарову М.И. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным заколом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

14.10.2010 года на основании вышеуказанного исполнительного листа судебный пристав-исполнитель МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Попова А.П. вынесла Постановление о возбуждении исполнительного производства ().

В указанном Постановлении судебного пристава-исполнителя указано, что должнику в срок 5 дней (ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве») со дня получения настоящего постановления предлагается добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, о чем немедленно сообщить судебному приставу-исполнителю. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущего сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Предупредить должника, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей.

В связи с неисполнением требования исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем 04.02.2011 года вынесено Постановление о взыскании с Администрации города Омска исполнительского сбора в размере 5000 рублей (л.д. 13).

07.02.2011 года Администрацией города Омска было получено Постановление судебного пристава-исполнителя МРО СП по ОИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Поповой А.П. от 04.02.2011 г. о взыскании с должника (Администрации города Омска) исполнительского сбора в размере 5000 рублей.

Согласно ст. 6 ФЗ от 02.10.2007 №229 «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим Федеральным законом.

Исполнительский сбор не является государственной пошлиной, не относится к сборам в смысле статьи 57 Конституции РФ, его следует рассматривать как меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, т.е. штрафную санкцию, меру публично-правовой (административно-правовой) ответственности.

19.07.2008 вступил в силу Закон Омской области от 04.07.2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», который регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе определяет категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, устанавливает содержание, виды и формы указанных мер социальной поддержки, порядок их предоставления (за исключением мер социальной поддержки, полномочия по предоставлению которых переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации), а также отношения, связанные с предоставлением социального обслуживания проживающим на территории Омской области гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, и отношения, связанные с предоставлением государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. Указанным законом полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма переданы на неограниченный срок Администрации города Омска и предусматриваются в виде субвенций.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ, средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

Решением Омского городского Совета от 18.10.2006 г. №401 «Об утверждении положения о порядке формирования муниципального заказа и порядке взаимодействия уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов и муниципальных заказчиков при проведении торгов» муниципальный заказчик должен направить в уполномоченный орган заявку на размещение заказа и проект муниципального контракта не менее чем за 70 дней до начала срока поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

Как установлено судом, по состоянию на 14.02.2011 года по муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области на регистрационном учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, состоят 1219 граждан, относящихся к категории «дети-сироты», в том числе 480 детей-сирот, чье право на обеспечение жилыми помещениями уже возникло. Кроме того, по состоянию на 14.02.2011 года имелось 129 вступивших в законную силу решений районный судов города Омска, в соответствии с которыми на Администрацию города Омска возложена обязанность предоставить жилые помещения детям-сиротам за счет средств субвенций бюджета Омской области. Омаров М.И. включен в список претендентов на предоставление жилых помещений во внеочередном порядке по №119.

В соответствии с п. 15 ст. 44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан стоимость 1 кв.м. жилого помещения, приобретаемого в целях обеспечения жильем детей-сирот, не может превышать среднюю стоимость 1 кв.м. общей площади жилья на территории соответствующего муниципального образования Омской области, определяемую органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим управление в сфере строительства и жилищно-коммунального комплекса.

Средняя стоимость 1 кв.м. общей площади жилья на территории города Омска на I квартал 2011 года для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот до настоящего времени Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области не установлена. Законом Омской области «Об областном бюджете на 2011 год» на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в городе Омске на 2011 год утверждены средства субвенций в размере 22691083 рубля.

По состоянию на 31.01.2011 года средства на реализацию органом местного самоуправления города Омска государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот в местный бюджет не поступили. Кроме того, субсидии из областного бюджета не поступили и на 16 февраля 2011 года.

В целях реализации в 2011 году переданных органу местного самоуправления городской округ город Омск Омской области государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в полном объеме, Департаментом жилищной политики Администрации города Омска предпринимались следующие меры.

В начале 2011 года Администрацией города Омска были инициированы обращения в адрес Председателя Правительства Омской области Министра образования Омской области П., Губернатора Омской области, Председателя Правительства Омской области Л.К. Полежаева о выделении в 2011 году средств субвенций, достаточных не только для исполнения Администрацией города Омска решений судов, но и для обеспечения жилыми помещениями всех детей-сирот, состоящих на регистрационном учете в городе Омске, чье право на предоставление жилых помещений уже возникло.

Однако на дату 04.02.2011 г. о взыскании с Администрации города Омска исполнительского сбора в размере 5000 рублей за неисполнение решения суда о предоставлении жилого помещения Омарову М.И. в срок до 01.02.2011 года, субвенции из Областного бюджета не поступили.

О принятых мерах по исполнению переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в 2011 году Администрация города Омска информировала Управление Федеральной службы судебных приставов по Омской области.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 2.10.2007 г. №229-Ф3 «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере 500 рублей, с должника-организации - 5000 рублей.

В соответствии с ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно ч. 7 ст. 112 названного Закона суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на 1/4 от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, «должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния». При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 г. №13-П, должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

При установленных судом обстоятельствах, суд приходит к мнению, что Администрацией города Омска представлены достаточные доказательства, подтверждающие уважительность причин неисполнения в установленный срок требования о предоставлении Омарову М.И. во внеочередном порядке жилого помещения.

Таким образом, принимая решение об удовлетворении заявленных требований об освобождении Администрации города Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 рублей по исполнительному производству , суд исходит из того, что у Администрации города Омска отсутствовала объективная возможность для исполнения решения Центрального районного суда города Омска от 16.08.2010 года об обязании предоставить Омарову М.И. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций в срок 5 дней, указанный в Постановлении от 14.10.2010 года, так как порядок исполнения решения суда был определен в решении Центрального районного суда города Омска от 16.08.2010 года (за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций), целевые денежные средства для приобретения жилых помещений для детей-сирот из Областного бюджета Омской области не поступили, должные меры по истребованию финансовых средств для исполнения решений судов Администрацией города Омска принимались, служба судебных приставов своевременно информировалась о невозможности исполнить решение суда в установленный срок.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Освободить Администрацию города Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 рублей по исполнительному производству , возбужденному 14.10.2010 года на основании исполнительного листа от 03.09.2010 года, выданного Центральным районным судом города Омска.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Омска.

Судья         О.В. Белоус

-32300: transport error - HTTP status code was not 200