Дело № 2-424/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации город Омск 30 марта 2011 года Ленинский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Белоус О.В. при секретаре Первойкиной К.А. с участием прокурора Бородич А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации г. Омска к Кузьминой Е.Л., Кузьмину Ю.Н. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения, по встречному иску Кузьминой Е.Л., Кузьмина Ю.Н. к Администрации города Омска, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерству экономики Омской области, Министерству финансов Омской области, Фонду содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, о признании права на получение по договору социального найма в новостройке благоустроенное жилое помещение взамен занимаемого в связи со сносом дома, признанного аварийным, суд У С Т А Н О В И Л: Администрация города Омска обратилась в Ленинский районный суд г. Омска с иском к Кузьминой Е.Л., Кузьмину Ю.Н. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения, в обоснование иска указав, что ответчики проживают на условиях договора социального найма в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. В соответствии с Постановлением Мэра города Омска от 29.12.2007 года №991-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» жилой дом № по улице <адрес> признан подлежащим сносу. Решением Центрального районного суда г.Омска от 20.10.2010 г. на Администрацию г. Омска возложена обязанность по предоставлению Кузьминой Е.Л., Кузьмину Ю.Н. по договору социального найма в связи со сносом взамен занимаемого благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам, состоящего из двух комнат, общей площадью не менее 34,2 кв.м., жилой площадью не менее 23 кв.м., находящееся в черте населенного пункта город Омск. Во исполнение указанного решения суда Администрацией г. Омска Кузьминой Е.Л., Кузьмину Ю.Н. предоставлено по договору социального найма жилое помещение муниципального жилищного фонда города Омска, расположенное по адресу: <адрес>, соответствующее требованиям указанного решения суда. Ответчики отказываются от подписания договора социального найма предоставленного жилого помещения и акта передачи к нему, продолжают занимать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, отказываясь выселяться из данной квартиры. Просит суд выселить Кузьмину Е.Л., Кузьмина Ю.Н. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с предоставлением им другого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 40,0 кв.м., жилой площадью 27,5 кв.м. В свою очередь, ответчики Кузьмина Е.Л., Кузьмин Ю.Н. обратились в Ленинский районный суд г. Омска с встречным иском к Администрации г. Омска о признании за ними права на получение по договору социального найма в связи со сносом благоустроенного жилого помещения взамен занимаемого в новостройке в рамках реализации адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной Постановлением Правительства Омской области от 17.12.2008 г. № 208-п. В обоснование заявленных требований истцы указали, что решением Центрального районного суда г. Омска от 20.10.2010 г. на Администрацию города Омска возложена обязанность предоставить им (Кузьминой Е.Л., Кузьмину Ю.Н.) по договору социального найма в связи со сносом благоустроенное жилое помещение взамен занимаемого, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам, состоящее из двух комнат, общей площадью не менее 34,2 кв.м., жилой площадью не менее 23 кв.м., находящееся в черте населенного пункта город Омск. Постановлением Администрации города Омска от 22.12.2010 г. № им предоставлено жилое помещение муниципального жилищного фонда города Омска общей площадью 40,0 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Ссылаясь на ст. 87 ЖК РФ, ч. 1 и 6 ст. 16, п. 13 ст. 20.1, ч. 1 ст. 20.2 Закона РФ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» полагают, что, предоставляя им указанное жилое помещение, Администрация г. Омска нарушает их жилищные права, поскольку в соответствии с Законом РФ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и Постановлением Правительства Омской области от 17.12.2008 г. №208-п они имеют право на получение квартиры в новом жилом доме. В нарушение вышеуказанных норм права Администрация города Омска предлагает им переселиться в квартиру, расположенную в доме «малосемейного» типа постройки 1970 года, в то время как занимаемая ими в настоящее время квартира находится в признанном подлежащим сносу жилом доме 1958 года постройки. Судом к участию в деле были привлечены в качестве соответчиков Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерство экономики Омской области, Министерство финансов Омской области, Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства (г. Москва) (л.д. 78-80). В судебном заседании представитель Администрации г.Омска по доверенности Гончарова Е.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме, просила выселить Кузьмину Е.Л., Кузьмина Ю.Н. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с предоставлением им жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 40,0 кв.м., жилой площадью 27,5 кв.м. Ответчики отказываются освобождать занимаемое жилое помещение и вселяться в предоставляемое им в соответствии с решением Центрального районного суда г. Омска от 20.10.2010 г. жилое помещение по договору социального найма, заключать договор социального найма на предоставление данного жилого помещения, проект которого предоставлен в материалы дела. Доводы ответчиков о непригодности для проживания указанного жилого помещения необоснованны, поскольку заключением межведомственной комиссии г. Омска от 01.03.2011 г. № сделан вывод о соответствии жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Своими действиями ответчики препятствуют исполнению Администрацией г. Омска решения суда, по исполнительному производству в настоящее время судебным приставом-исполнителем МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области предоставлена отсрочка до 31.03.2011 г. Полагала встречные исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку расселение ответчиков из жилого дома, признанного аварийным, осуществляется не в рамках региональной адресной Программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной Постановлением Правительства Омской области от 17.12.2008 г. №208-п, а в соответствии с решением суда в порядке ст. 89 ЖК РФ, в связи с расселением дома, подлежащего сносу. Более того, в рамках указанной адресной Программы ответчикам предоставлялось несколько жилых помещений в домах-новостройках, однако, вселяться в них ответчики отказались ввиду несоответствия количества комнат в данных квартирах количеству в ныне занимаемой квартире. Ответчик Кузьмин Ю.Н. заявленные исковые требования не признал в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях на иск, суду пояснил, что квартира, предоставленная Администрацией г. Омска в соответствии с решением Центрального районного суда г. Омска, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, так как находится в доме «малосемейного» типа, заключение межведомственной комиссии является недопустимым доказательством, поскольку подписано не всеми членами межведомственной комиссии, более того, в его основу положены недопустимые доказательства, а именно: протоколы измерений параметров микроклимата и освещенности, датированные сентябрем 2011 года и январем 2015 года. Свои встречные исковые требования полагал обоснованными, подлежащими удовлетворению, полагал возможным разрешить спор путем предоставления ему и Кузьминой Е.Л. Администрацией г. Омска двух однокомнатных квартир на условиях договора социального найма. Подтвердил, что не состоит в очереди нуждающегося в улучшении жилищных условий. Представитель Кузьмина Ю.Н., Кузьминой Е.Л. по доверенностям Ефимкина Н.Н. позицию своих доверителей по заявленным Администрацией г. Омска исковым требованиям о выселении Кузьмина Ю.Н. и Кузьминой Е.Л. поддержала по аналогичным основаниям, просила в удовлетворении иска Администрации г. Омска отказать в полном объеме, встречные исковые требования Кузьмина Ю.Н. и Кузьминой Е.Л. удовлетворить в полном объеме, поскольку Постановлением Мэра города Омска от 29.12.2007 г. № 991-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» дом № по улице <адрес> признан подлежащим сносу. Постановлением Правительства Омской области от 17.12.2008 г. №208-п утверждена региональная адресная программа Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 году. Разделом 2 вышеуказанной Программы установлено, что ее целью является приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, строительство которых не завершено и строительная готовность которых составляет не менее чем семьдесят процентов от предусмотренной проектной документацией готовности таких многоквартирных домов, в том числе в многоквартирных домах, строящихся (создаваемых) с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц, с последующей передачей указанных жилых помещений в порядке, установленном федеральным законодательством, из собственности Омской области в муниципальную собственность для предоставления в соответствии с жилищным законодательством гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда. Полагает, что соответствии с Законом РФ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и Постановлением Правительства Омской области от 17.12.2008 г. №208-п Кузьмины имеют право на получение квартиры в новом жилом доме. Считает, что региональную адресную программу Омской области нельзя считать реализованной, поскольку не всем жителям были предоставлены жилые помещения. Ответчик Кузьмина Е.Л. о дне судебного заседания извещена надлежаще, в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила дело рассмотреть в ее отсутствие (л.д.173). Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области по доверенности Иванющенко Т.Ю. в судебном заседании встречные исковые требования Кузьминой Е.Л. и Кузьмина Ю.Н. полагала необоснованными, не подлежащими удовлетворению, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области является ненадлежащим ответчиком. Пояснила суду, что Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в рамках реализации мероприятий, предусмотренных главой 6.1 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» были приобретены жилые помещения в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 17 декабря 2008 года №208-п «Об утверждении региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 году». Представитель Министерства финансов Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежаще, от представителя по доверенности З. представлен суду отзыв, в котором просила дело рассмотреть в отсутствие представителя, полагала Кузьминым в удовлетворении исковых требований надлежит отказать. Указала, что в соответствии с подпунктом 19.1 пункта 9 Положения о Министерстве финансов Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 24 февраля 2004 года №36, Министерство финансов Омской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета только в отношении бюджетных средств, предусмотренных на содержание и реализацию функций Министерства. В соответствии с пунктом 1 вышеназванного Положения, Министерство финансов Омской области является органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики Омской области, осуществляет платежи от имени и по поручению главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств, бюджетных учреждений Омской области, в связи с чем, Министерство финансов Омской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Кроме того, отметила, что жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, приобретено для истцов в рамках постановления Правительства Омской области от 17 декабря 2008 года № 208-п «Об утверждении региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 году». Указанная региональная программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В соответствии со статьей 20.1 Федерального закона № 185-ФЗ до 31 декабря 2009 года включительно Фонд вправе предоставлять субъектам Российской Федерации финансовую поддержку за счет своих средств в размере пятидесяти миллиардов рублей на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в порядке, установленном главой 6.1 Федерального закона № 185-ФЗ. В соответствии с пунктом 13 статьи 20.1 Федерального закона № 185-ФЗ жилые помещения, указанные в части 5 настоящей статьи и приобретенные в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с главой 6.1 Федерального закона № 185-ФЗ, подлежат передаче в порядке, установленном федеральным законом, из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность для предоставления в соответствии с жилищным законодательством гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда. Предусмотренные региональной программой расходные обязательства исполнены Омской областью в полном объеме. Исходя из положений ст. 89 ЖК РФ в разделе 5 региональной программы также установлено, что предоставление выселяемому из жилого помещения гражданину - нанимателю, другого жилого помещения по договору социального найма, должно быть: благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта; равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению; отвечающим установленным требованиям, то есть пригодным для проживания; находящимся в черте данного населенного пункта. Приобретенное для истцов жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 40,0 кв.м., жилой 27,4 кв.м. В данном случае, требования по предоставлению гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением, установленные законодательством не нарушены (л.д.100-103). Представители Министерства экономики Омской области, Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежаще, причинах неявки суд не известили, возражений относительно заявленных исковых требований не представили. Заслушав представителя истца, ответчика, представителей ответчиков, заключение прокурора, полагавшего исковые требования Администрации г. Омска подлежащими удовлетворению в полном объеме, изучив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему: Решением Ленинского районного суда г. Омска от 19.05.2010 г. в удовлетворении исковых требований Администрации города Омска о выселении Кузьминой Е.Л. и Кузьмина Ю.Н. из квартиры по адресу: <адрес>, с предоставлением другого жилого помещения муниципального фонда города Омска по договору социального найма, расположенного по адресу: <адрес>, отказано ввиду того, что взамен двухкомнатной квартиры ответчикам было предоставлено жилое помещение, равнозначное по общей площади, но имеющее одну комнату, что ухудшало жилищные условия ответчиков (гр. дело №2-1838/10-л.д.27-28). Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Омска от 20.10.2010 года по иску Кузьминой Е.Л. и Кузьмина Ю.Н. к Администрации г. Омска об обязании ответчика предоставить жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам в черте г. Омска, общей площадью не менее 34,2 кв.м., состоящую из 2-х жилых комнат, площадью не менее 23 кв.м., на Администрацию города Омска возложена обязанность по предоставлению Кузьминой Е.Л. и Кузьмину Ю.Н. по договору социального найма в связи со сносом благоустроенное жилое помещение взамен занимаемого, отвечающего санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам, состоящего из двух комнат, общей площадью не менее 34,2 кв.м., жилой площадью не ниже 23 кв.м. находящегося в черте населенною пункта город Омск (л.д. 5-7). Во исполнение указанного судебного решения Постановлением Администрации города Омска от 22.12.2010 г. № Кузьминым предоставлено жилое помещение муниципального жилищного фонда города Омска общей площадью 40,0 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, Департаменту жилищной политики поручено заключить с Кузьмиными договор социального найма данного жилого помещения в месячный срок с момента подписания Постановления (л.д.8). Постановлением Администрацией города Омска был подготовлен договор социального найма двухкомнатной квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 40,0 кв.м., жилой площадью 27,5 кв.м., от подписания которого ответчики отказываются (л.д. 9-11). Во исполнение вышеуказанного решения 26.01.2011 года судебным приставом-исполнителем П. возбуждено исполнительное производство № по заявлению Кузьминой Е.Л. и 24.01.2011 г. исполнительное производство № по заявлению Кузьмина Ю.Н. (л.д.107-122). В соответствии со ст. 15 ЖК РФ, ст. 673 ГК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. При этом жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования). Согласно ст. 49 ЖК РФ, ст. 672 ГК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Из материалов дела следует, что предоставленная ответчикам по судебному решению квартира № в доме № по <адрес>, является муниципальной собственностью (л.д.8). Из технического паспорта жилого помещения - квартиры № в доме № по <адрес>, следует, что помещение представляет собой двухкомнатную квартиру, общей площадью 40,0 кв.м., жилой площадью 27,5 кв.м., в наличии кухня, санузел (л.д. 26). Согласно заключению межведомственной комиссии города Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № от 01.03.2011 г., жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, пригодно для проживания (л.д.49-52). Данное заключение принято на основании изучения представленных заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» (л.д.53-54), протокола испытания № от 11.02.2011 г. измерения освещенности в данном жилом помещении (л.д.57-58) и протокола испытания № от 11.02.2011 г. параметров микроклимата в помещении, которыми подтверждено соответствие уровня освещенности и параметров микроклимата (температуры и влажности) СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (л.д.56-58). Доводы ответчика Кузьмина Ю.Н. и его представителя Ефимкиной Н.Н. о том, что заключение межведомственной комиссии является недопустимым доказательством в рамках рассматриваемого спора, суд находит несостоятельными по следующим основаниям. Согласно ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение устанавливаются Правительством РФ в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". Согласно п.1,2 Положения, оно устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания. Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения проводит оценку соответствия многоквартирного дома установленным в Положении требованиям и признает (не признает) помещение, в частности, жилым помещением пригодным для проживания. Таким образом, решение вопроса о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Распоряжением Мэра города Омска от 24 марта 2006 г. N 93-р "О создании межведомственной комиссии города Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" создана межведомственная комиссия города Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которой указано осуществлять свою деятельность на основании регламента, утверждаемого ее председателем; по результатам работы принимать решения (в виде заключения), в том числе о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания. На основании заявления директора департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 28.02.2011 г. председателю межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, о соответствии жилого помещения муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: <адрес>, требованиям, предъявляемым к жилому помещению (л.д.48), 01.03.2011 г. состоялось заседание межведомственной комиссии (л.д.59-65), на котором, в том числе, было принято решение о признании указанного помещения пригодным для проживания граждан, о чем указано в заключении межведомственной комиссии № от 01.03.2011 г. (л.д.49-51). Тот факт, что данное заключение межведомственной комиссии не подписано четырьмя членами межведомственной комиссии, которые и не принимали участия в ее работе, не может свидетельствовать о ничтожности заключения, поскольку пунктом 47 указанного Положения регламентировано, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания, и решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению. Участвующими в заседании членами межведомственной комиссии-13 человек, данное заключение подписано, при этом, на момент рассмотрения настоящего спора в суде оно никем не оспорено. Кроме того, согласно представленных в дело протокола испытания № от 11.02.2011 г. измерения освещенности (л.д.57-58) и протокола испытания параметров микроклимата № от 11.02.2011 г., данные протоколы выполнены специалистами аккредитованного испытательного лабораторного центра ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области», при этом дата их проведения указана как 11.02.2011 г., то есть до проведения заседания межведомственной комиссии 01.03.2011 г. Кузьминым Ю.Н. ошибочно даты проведения поверки средств измерения, используемых при проведении измерений микроклимата и уровня освещенности, 28.09.2011 г. и 01.01.2015 г. соответственно были приняты за даты окончания составления протоколов. Как следует из ст.ст. 60, 61 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с ЖК РФ, договором социального найма данного жилого помещения.При этом согласно ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).Из ст. 63 ЖК РФ, ст. 674 ГК РФ следует, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Поскольку проживание ответчиков в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> не соответствует решению суда, они, по требованию собственника данного жилого помещения, подлежат выселению. Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и подтверждено сторонами, Кузьмины Е.Л. и Ю.Н. отказываются от предложенной им квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, соответствующей по количеству комнат и размерам общей и жилой площадей решению Центрального районного суда г. Омска. В соответствии со ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, её акцепта. Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества. Соответственно, независимо от даты, которая указана в проекте договора, договор социального найма между истцом и ответчиками будет считаться заключенным после подписания его ответчиками и передачи жилого помещения в их пользование. Заявленные Администрацией г. Омска требования о выселении Кузьминой Е.Л. и Кузьмина Ю.Н. из занимаемого жилого помещения, расположенного в доме, признанного аварийным, в предоставляемое по договору социального найма жилое помещение, фактически сводятся к заключению договора социального найма между Администрацией г. Омска и ответчиками. В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Поскольку действующим гражданским и жилищным законодательством не предусмотрена обязанность гражданина заключить письменный договор социального найма жилого помещения, а решение суда должно быть исполнимым, суд полагает, что в удовлетворении исковых требований в части выселения ответчиков в жилое помещение квартиру №, расположенную в доме № по <адрес> следует отказать. При этом суд принимает во внимание и тот факт, что ответчики по настоящему делу являются взыскателями, то есть гражданами, в интересах которых Центральным районным судом города Омска выдан исполнительный документ. Согласно статье 49 Федерального закона "Об исполнительном производстве", они не могут быть обязаны должником к исполнению судебного решения путем принятия жилого помещения по договору социального найма и тем самым, заключения договора социального найма жилого помещения. Рассматривая встречные исковые требования Кузьминой Е.Л. и Кузьмина Ю.Н. о признании за ними права на получение по договору социального найма в связи со сносом благоустроенного жилого помещения взамен занимаемого в новостройке в рамках реализации адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной Постановлением Правительства Омской области от 17.12.2008 г. № 208-п, суд находит их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Постановлением Правительства Омской области от 17 декабря 2008 года №208-п утверждена региональная адресная программа Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 году. Указанная региональная программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Данной Программой установлено, что ее целью является приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, строительство которых не завершено и строительная готовность которых составляет не менее чем семьдесят процентов от предусмотренной проектной документацией готовности таких многоквартирных домов, в том числе, в многоквартирных домах, строящихся (создаваемых) с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц, с последующей передачей указанных жилых помещений в порядке, установленном федеральным законодательством, из собственности Омской области в муниципальную собственность для предоставления в соответствии с жилищным законодательством гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда. Способами переселения являются: предоставление взамен жилого помещения, подлежащего изъятию, гражданину-собственнику такого помещения иного жилого помещения (с зачетом его стоимости в выкупную цену); предоставление выселяемому из жилого помещения гражданину-нанимателю другого жилого помещения по договору социального найма, которое должно быть: благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта; равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению; отвечающим установленным требованиям, то есть пригодным для проживания; находящимся в черте данного населенного пункта. В ходе рассмотрения дела исследовались материалы гражданского дела №2-3472/10 по иску Кузьминых к Администрации г. Омска о предоставлении жилого помещения, из которых следует, что в рамках исполнения Постановления Мэра г. Омска №991-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» Администрацией г. Омска ответчикам предлагались для переселения несколько вариантов жилых квартир, расположенных в домах-новостройках: по <адрес>, по <адрес>, <адрес>, однако, от данных квартир Кузьмины отказались, поскольку квартиры являлись однокомнатными, что ухудшало их жилищные условия (л.д.5-7, материалы гр. дела №2-3472/10-технические паспорта- л.д. 20,33,42 ). Таким образом, Администрация г. Омска до момента вынесения решения Центральным районным судом г. Омска от 20.10.2010 г., предоставляла квартиры Кузьминым именно из числа приобретенных Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области за счет финансовых средств, выделяемых Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, жилых помещений, переданных в порядке, установленном федеральным законом, из собственности субъекта Российской Федерации - Омской области в муниципальную собственность города Омска для предоставления в соответствии с жилищным законодательством гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда (Распоряжения Министерства имущественных отношений -л.д. 177-218). Согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Омска рассмотрены и удовлетворены исковые требования Кузьминых о предоставлении им жилого помещения в связи с выселением их из занимаемого по договору социального найма жилого помещения, признанного в соответствии с Постановлением Мэра г. Омска от 29.12.2007 г. №991-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» подлежащим сносу. Суд указал в своем решении, что поскольку выселение ответчиков происходит в связи с признанием жилого помещения по договору социального найма непригодным для проживания, то в силу положений ст. 87 ЖК РФ, наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, которое в соответствии со ст. 89 ЖК РФ должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта; равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению; отвечающим установленным требованиям, то есть пригодным для проживания; находящимся в черте данного населенного пункта. При этом, суд справедливо отметил, что равнозначность предоставляемых жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся. Вместе с тем, решение Центрального районного суда города Омска от 20.10.2010 г. не содержит условия о том, что жилое помещение для Кузьминой Е.Л. и Кузьмина Ю.Н. должно быть приобретено Администрацией города Омска непосредственно в новостройке в рамках реализации адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной Постановлением Правительства Омской области от 17.12.2008 г. № 208-п. Согласно ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства установленные вступившим в законную силу судебным постановлениям по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Отказ ответчиков Кузьминых Е.Л. и Ю.Н. от подписания договора социального найма с истцом на предоставленное по судебному решению жилое помещение, суд расценивает как одну из форм злоупотребления жилищным правом, в силу чего согласно 10 ГК РФ данное право судебной защите не подлежит. Оснований полагать, что предоставленное ответчикам Кузьминым жилье не соответствует предъявляемым законом требованиям, не усматривается. Гражданское и жилищное законодательство не содержит каких-либо иных условий, позволяющих ответчикам выдвигать дополнительные требования к предоставляемому им социальному жилью и, соответственно, по этим мотивам заявлять свой отказ от его заселения. Поскольку истец обеспечил соблюдение жилищных прав ответчиков, исполнил судебное решение, это может явиться основанием для прекращения исполнительного производства, поскольку несогласие Кузьминых на заселение предоставленного им жилого помещения не основано на положениях действующего законодательства. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Администрации города Омска к Кузьминой Е.Л., Кузьмину Ю.Н. удовлетворить частично. Выселить Кузьмину Е.Л., Кузьмина Ю.Н. из жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, квартиры № дома № по ул<адрес>, в остальной части иска отказать. В удовлетворении встречных исковых требований Кузьминой Е.Л., Кузьмину Ю.Н. отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г.Омска в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья О.В. Белоус Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 18 мая 2011 года решение Ленинского районного суда города Омска от 30 марта 2011 года в части отказа в удовлетворении требований о выселении Кузьминой Е.Л., Кузьмина Ю.Н. в квартиру № дома № по <адрес> отменено. В остальной части решение суда оставлено без изменения, кассационная жалоба Кузьминой Е.Л., Кузьмина Ю.Н. - без удовлетворения. Резолютивная часть решения изложена в новой редакции: Выселить Кузьмину Е.Л., Кузьмина Ю.Н. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> с предоставлением жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> с заключением договора социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.