Дело № 2-1887/2011 по иску прокурора Ленинского административного округа города Омска к МУЗ `МСЧ №4`, Департаменту здравоохранения Администрации города Омска о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности



Дело № 2-1887/2011

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

«25» мая 2011 года                                                                                                     город Омск

Ленинский районный суд города Омска в составе:

председательствующего судьи Белоус О.В.,

при секретаре судебного заседания Первойкиной К.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского административного округа города Омска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №4», Департаменту здравоохранения Администрации города Омска о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского административного округа города Омска обратился в Ленинский районный суд города Омска с иском к Муниципальному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №4», Департаменту здравоохранения Администрации города Омска о возложении обязанности устранить нарушения противопожарной безопасности. В обоснование своих требований указал, что проведенной прокуратурой Ленинского административного округа города Омска проверкой соблюдения законодательства о пожарной безопасности в МУЗ «МСЧ №4» выявлены следующие нарушения норм и правил пожарной безопасности: не выполнена система дымоудаления в коридорах 2, 3 и 4 этажей (п. 8.2 СНиП 21-01-97*); обслуживающий персонал не обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания и индивидуальными спасательными устройствами (п. 129 ППБ 01-03). Дальнейшая эксплуатация помещений МУЗ «МСЧ №4» при указанных нарушениях в области пожарной безопасности может повлечь возникновение пожара с человеческими жертвами, имущественным ущербом, иными тяжкими последствиями. Ранее органами пожарного надзора округа в ходе проведения проверок МУЗ «МСЧ №4» указывалось на необходимость принятия мер, направленных на устранение нарушений, должностные лица привлекались к административной ответственности. Однако, до настоящего времени необходимые меры по устранению выявленных нарушений на объекте массового пребывания людей не приняты, что создает опасность причинения вреда для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, а именно: потребителей услуг МУЗ «МСЧ №4». Просил суд обязать МУЗ «МСЧ №4», Департамент здравоохранения Администрации города Омска устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: выполнить систему дымоудаления в коридорах 2, 3 и 4 этажей, обеспечить обслуживающий персонал индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания и индивидуальными спасательными устройствами, взыскать с ответчиков государственную пошлину в установленном законом размере.

В судебном заседании представитель истца Бородич А.С. уточнила заявленные требования, настаивала на удовлетворении требований об устройстве системы дымоудаления в коридорах 2, 3 и 4 этажей МУЗ «МСЧ №4», от требований об обеспечении обслуживающего персонала индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания и индивидуальными спасательными устройствами отказалась в связи с их добровольным исполнением ответчиком.

Представитель МУЗ «МСЧ №4» Редькин А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные прокурором Ленинского административного округа об обязании устройства системы дымоудаления на 2, 3 и 4 этажах МУЗ «МСЧ №4» признал, при этом суду пояснил, что руководством МУЗ «МСЧ №4» во исполнение предписания ОГПН Ленинского АО г. Омска об устройстве системы дымоудвления выполнен проект на монтаж и перепланировку помещений первого блока МУЗ «МСЧ №4» для устройства так называемых световых карманов, поскольку монтаж непосредственно системы дымоудаления в здании связан с большими финансовыми затратами, что следует из заключения ОАО ТПИ «Омскгражданпроект», согласно которого по результатам обследования строительных конструкций первого блока МУЗ «МСЧ №4» монтаж данной системы возможно выполнить только при демонтаже перекрытий с 1 по 5 этажи, с приостановкой эксплуатации всего здания, что приведет к большим затратам на реконструкцию здания. Работы по устройству световых карманов согласованы с ГПН ЛАО г. Омска, будут проводиться поэтапно: 1-й этаж- в мае, 2-й этаж- в июле, 3-й этаж - в сентябре, 4-й этаж - в ноябре 2011 года. Данные работы спланированы и будут проводиться в плане федеральной программы открытия сосудистого центра в МУЗ «МСЧ №4».

Представитель МУЗ «МСЧ №4» Кугаевских А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные прокурором Ленинского административного округа об обязании устройства системы дымоудаления на 2, 3 и 4 этажах МУЗ «МСЧ №4» признал в полном объеме.

Представитель Департамента здравоохранения Администрации города Омска Хоменко О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала департамент ненадлежащим ответчиком, представила отзыв, в котором указала, что выводы истца о бездействии Департамента здравоохранения Администрации г. Омска по устранению нарушений пожарной безопасности, выявленных проверкой ОГПН Ленинского АО г. Омска в МУЗ «МСЧ №4» безосновательны, в удовлетворении требований прокурору следует отказать в полном объеме (л.д. ).

3-е лицо - отдел государственного пожарного надзора Ленинского АО г. Омска надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителя не направили, ходатайств не представили.

Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Статьями 34, 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что соблюдение требований пожарной безопасности является обязательным для граждан и юридических лиц.

В соответствии с п. 10 Правил пожарной безопасности Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. №313, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения от 02.11.2010 г. (л.д. 47) 13.12.2010 года проведена проверка Муниципального учреждения здравоохранения №4 по <адрес>, по результатам которой составлен акт от 13.12.2010 г., в соответствии с которым выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно: не выполнена система дымоудаления в коридорах 2-го, 3-го и 4-го этажей (не в полном объеме) (п. 8.2*СНиП 41-01-2003); обслуживающий персонал не обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания и индивидуальными спасательными устройствами (комплект спасательного снаряжения или навесная спасательная лестница, из расчета одно устройство на 30 человек; находящихся на этаже) (не в полном объеме) (п. 129 ППБ 01-03) (л.д. 48).

Согласно предписанию Территориального отдела ГПН Ленинского АО г. Омска от 23.04.2010 г. на МУЗ «МСЧ №4», исполняющую обязанности главного врача МУЗ «МСЧ №4» Г. возложена обязанность со сроком устранения нарушений до 01.10.2010 г. по <адрес>, а именно: выполнить двери, отделяющие лестничные клетки от коридоров с приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями притворах; выполнить систему дымоудаления в коридорах 2-го, 3-го и 4-го этажей; обеспечить обслуживающий персонал индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания и индивидуальными спасательными устройствами (комплект спасательного снаряжения или навесная спасательная лестница, из расчета одно устройство на 30 человек; находящихся на этаже); выполнить пожарные шкафы в соответствии с требованиями НПБ 151-2000; оборудовать места перепада высот пола на путях эвакуации лестницы с числом ступеней не менее 3-х или пандусом с уклоном не более 1:6 (л.д. 41).

13.12.2010 года в отношении МУЗ «МСЧ №4» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок п. 2, п. 3 законного предписания от 23.04.2010 года органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства (л.д. 50).

В соответствии с постановлением от 13.12.2010 года материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении МУЗ МСЧ №4 переданы для принятия мер в мировой суд ЛАО г. Омска по <адрес> (л.д. 54).

Предписанием Территориального отдела ГПН Ленинского АО г. Омска на МУЗ МСЧ №4, главного врача МУЗ МСЧ №4 возложена обязанность в срок до 01.07.2011 года выполнить систему дымоудаления в коридорах 2-го, 3-го и 4-го этажей и обеспечить обслуживающий персонал индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания и индивидуальными спасательными устройствами (комплект спасательного снаряжения или навесная спасательная лестница, из расчета одно устройство на 30 человек, находящихся на этаже).

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Нарушение правил пожарной безопасности в медицинских учреждениях является обстановкой, создающей опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий.

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

В п. 4 Правил установлено, что руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Согласно п. 34 Правил противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.

Согласно п. 8.2 СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»
(принятым постановлением Госстроя РФ от 26 июня 2003 г. №115), системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре следует предусматривать: из коридоров и холлов жилых, общественных, административно-бытовых и многофункциональных зданий высотой более 28 м.; из общих коридоров и холлов зданий различного назначения с незадымляемыми лестничными клетками; из лестничных клеток типа Л2 с открываемыми автоматически при пожаре фонарями зданий стационаров лечебных учреждений; из каждого помещения без естественного освещения: общественного, предназначенного для массового пребывания людей; торговых залов; гардеробных площадью 200 кв.м. и более.

Согласно п. 2.2 Устава (л.д. 5-13) предметом деятельности Муниципального учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №4» является медицинское обслуживание населения. Для выполнения уставных целей учреждение имеет право, в том числе: распоряжаться денежными средствами в соответствии со сметой доходов и расходов; осуществлять функции муниципального заказчика при размещении заказов на выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования, на поставки товаров за счет внебюджетных источников финансирования.

Департамент здравоохранения Администрации г. Омска является учредителем МУЗ «МСЧ №4».

Согласно п. 5.1 Устава учредитель осуществляет руководство деятельностью Учреждения в соответствии с Положением о департаменте здравоохранения Администрации города Омска, утвержденным постановлением Мэра города Омска от 10 августа 2005 года №390-п «О департаменте здравоохранения Администрации города Омска», в том числе, контролирует проведение ремонтных работ на объектах Учреждения, обеспечивает финансирование Учреждения в пределах выделенных бюджетных средств.

Статья 120 Гражданского кодекса РФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственником полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права помещения, расположенные по <адрес>, на основании Распоряжения Мэра города Омска «О передаче в оперативное управление недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> от 03.12.2004 г. и Распоряжения Мэра города Омска «О внесении изменений в распоряжение Мэра города Омска от 3 декабря 2004 года №3002-р «О передаче в оперативное управление недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> от 29.09.2005 г. переданы МУЗ МСЧ №4 в оперативное управление (л.д. 16-21).

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст. 51 указанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Исходя из вышеизложенных положений закона, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, являющиеся учредителями муниципальных учреждений здравоохранения, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения медицинской и иной уставной деятельности в соответствии с установленными правилами и нормами.

Органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут
бремя содержания переданных муниципальным учреждениям здравоохранения зданий и помещений также в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений здравоохранения также в ходе осуществления ими медицинской деятельности, соответственно, обязанность по финансированию муниципального учреждения здравоохранения должна быть возложена на Департамент здравоохранения Администрации города Омска.

Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, в частности, отсутствие системы дымоудаления в коридорах 2-го, 3-го и 4-го этажей, выявлялись органом государственного пожарного надзора с 2009 года, однако, до настоящего времени не устранены.

То обстоятельство, что в настоящее время руководством МУЗ «МСЧ №4» выполнен проект на монтаж и перепланировку помещений первого блока МУЗ «МСЧ №4» для устройства так называемых световых карманов, составлена локальная смета на выполнение данных работ по 1 блоку 1-го, 2-го, 3-го, 4-го этажей, в подтверждение чего ответчиком суду были представлены данные документы (л.д.62-74), не является основанием для признания судом факта устранения ответчиками нарушений требований пожарной безопасности, поскольку доказательств выполнения предписания Территориального отдела ГПН Ленинского АО г. Омска на момент рассмотрения исковых требований прокурора суду стороной ответчиков в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит уточненные исковые требования прокурора Ленинского АО г. Омска обоснованными и подлежащими удовлетворению, и полагает необходимым обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть №4», Департамент здравоохранения Администрации города Омска устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: выполнить систему дымоудаления в коридорах 2-го, 3-го и 4-го этажей в помещении, расположенном по <адрес>.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с чем, сумма государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчиков в равных долях в местный бюджет, составляет 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Ленинского административного округа города Омска удовлетворить.

Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть №4», Департамент здравоохранения Администрации города Омска устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: выполнить систему дымоудаления в коридорах 2-го, 3-го и 4-го этажей в помещении, расположенном по <адрес>.

Взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №4», Департамента здравоохранения Администрации города Омска в равных долях государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 (Четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд города Омска в течение десяти дней с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                           Белоус О.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200