Дело № 2-1223/11 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Ленинский районный суд г. Омска в составе: председательствующего судьи Н.В. Вовченко при секретаре судебного заседания Е.А. Корчагине рассмотрев в открытом судебном заседании 22 марта 2011г. в г. Омске гражданское дело по иску Администрации г. Омска к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области, Управлению службы судебных приставов по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, У С Т А Н О В И Л: Администрация г. Омска обратилась в Ленинский районный суд г. Омска с иском к МРО СП по ОИП УФССП по Омской обл. об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав, что 07.02.2011г. истцу поступило постановление судебного пристава-исполнителя Поповой А.П. о взыскании с них исполнительского сбора в размере 5 000 руб. Данное постановление было вынесено в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа № ... от ДД.ММ.ГГГГ., выданного Центральным районным судом г. Омска об обязании Администрации г. Омска предоставить Ли А.К. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке за счет субвенций бюджета Омской области. Администрация г. Омска не имела возможности своевременно исполнить указанное решение суда, так как в связи с окончанием финансового года отсутствует возможность использовать экономию денежных средств от проведенных аукционов в текущем году. Общий объем субвенции бюджету г. Омска в 2010г. составил 61 073,51 руб. В рамках реализации переданных государственных полномочий с использованием средств субвенций в 2010г. обеспечено жилыми помещениями 63 гражданина, относящихся к категории «детей-сирот». Администрация г. Омска неоднократно обращалась к руководству Омской области о необходимости дополнительного выделения денежных средств для приобретения жилых помещений данной категории граждан, информировала службу судебных приставов о причинах невозможности своевременно исполнить решения судов о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенных жилых помещений за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций. Учитывая, что со стороны Администрации г. Омска отсутствуют виновные действия по неисполнению решения Центрального районного суда г. Омска от 03.03.2010г., истец просит суд освободить его от взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 руб. по исполнительному производству № ..., возбужденному ДД.ММ.ГГГГ. на основании исполнительного листа № ... от ДД.ММ.ГГГГ.., выданного Центральным районным судом г. Омска. Представитель Администрации г. Омска по доверенности Е.Ю.Гончарова действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования по аналогичным основаниям. Судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Омской области Попова А.П. в судебное заседание не явилась, в представленном отзыве просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указав на неисполнении истцом в добровольном порядке требований исполнительного документа. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика УФССП по Омской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте слушания дела надлежащим образом; о причинах неявки суду не сообщил. Третье лицо Ли А.К. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица УФМС по Омской области в судебное заседание не явился о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, поскольку ответчик о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Решением Центрального районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ. на Администрацию г. Омска возложена обязанность предоставить Ли А.К. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций (л.д. ...). 22.03.2010г. судебным приставом-исполнителем МРО СП по ОИП УФССП по Омской обл. Поповой А.П. на основании данного исполнительного листа возбуждено исполнительное производство № ..., с указанием должнику срока для добровольного исполнения требований, а также возможности взыскания суммы исполнительского сбора в случае нарушения должником указанного срока без уважительных причин. В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа, ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации г. Омска исполнительского сбора в размере 5 000 руб. (л.д. ...). В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. В соответствии с ч. 1 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. По смыслу закона исполнительский сбор является мерой принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. В соответствии с ч. б ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве», должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о изыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Согласно ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Согласно п. 15 ст. 44 Закона Омской области от 04.07.2008г. № 1061-03, которым утвержден Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского" округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Объем субвенций на очередной финансовый год определяется законом Омской области об областном бюджете. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-03, средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Согласно абз. 1 п. 3 ст. 86 БК РФ, расходные обязательства муниципального образования, возникающие в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта РФ), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта РФ, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса. В силу ч. 7 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», положения федеральных законов, законов субъектов РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год при условий, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. В соответствии с процедурой, установленной Решением Омского городского Совета от 28.10.2006г. № 401 «Об утверждении положения о порядке формирования муниципального заказа и порядке взаимодействия уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов и муниципальных заказчиков», денежные средства в виде субвенций Администрации города Омска из областного бюджета на реализацию государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот выделяются не ранее III квартала соответствующего финансового года. Процедура размещения муниципального заказа на приобретение жилых помещений предусмотрена только способом открытого аукциона с направлением в уполномоченный орган заявки на размещение заказа и проекта муниципального контракта не менее, чем за 70 дней до начала срока поставки товара, выполнения работ, оказания услуг. Иных денежных средств, помимо субвенций областного и федерального бюджета на реализацию государственных полномочий, как и иного способа обеспечения взыскателя жилым помещением по договору социального найма у Администрации г. Омска не имеется. В 2009г. Департаментом жилищной политики Администрации г. Омска были инициированы обращения в адрес Губернатора Омской области, Председателя Правительства Омской области, Законодательного Собрания Омской области, Министерства финансов Омской области о выделении в 2010г. средств субвенций из бюджета Омской области, достаточных для реализации в полном объеме, переданных органу местного самоуправления г. Омска государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам. 18.01.2010г. информация об исполнении переданных органу местного самоуправления Омска государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот необходимости выделения в 2010 году средств субвенций достаточных для реализации в полном объеме переданных органу местного самоуправления города Омска государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот была направлена в адрес Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Омской области. О принятых мерах по исполнению переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в 2010г. Администрация г. Омска 21.01.2010г. проинформировала УФССП по Омской области. 28.01.2010г. Департаментом жилищной политики Администрации г. Омска было подготовлено и направлено в адрес Министерства образования Омской обл. развернутое финансово-экономическое обоснование необходимости выделения из областного бюджета дополнительных средств на реализацию переданных государственных полномочий по обеспечению помещениями детей-сирот (с приложением полного списка детей-сирот, чье право на предоставление жилого помещения уже возникло, но не исполнено Администрацией г. Омска). Информация о невозможности исполнения в срок решений суда, в связи с недостаточностью денежных средств, выделяемых из бюджета Омской обл. в бюджет г. Омска в виде субвенций на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, 03.03.2010г. была направлена в адрес УФССП по Омской обл. 22.03.2010г. Администрацией г. Омска было направлено обращение в адрес Губернатора Омской обл., Председателя Правительства Омской обл. с просьбой поручить Министерству образования Омской обл. (распорядителю средств областного бюджета по данной статье расходов) обеспечить поступление в кратчайший срок денежных средств, необходимых для реализации переданных органу местного самоуправления города Омска государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, в бюджет г. Омска. 24.09.2010г. Администрацией г. Омска было направлено в адрес Губернатора Омской обл., Председателя Правительства Омской обл. обращение с указанием количества неисполненных Администрацией г. Омска решений судов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам за счет средств субвенций бюджета Омской обл., размере необходимых дополнительных средств субвенций, и о выделении в 2010г. средств субвенций, достаточных для исполнения Администрацией города решений судов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам в рамках переданных органу местного самоуправления государственных полномочий. 28.12.2010г. Администрация г. Омска проинформировала Губернатора Омской области, председателя Правительства Омской области о количестве неисполненных судебных решений по предоставлению жилых помещений детям-сиротам за счет средств субвенций бюджета Омской обл. по состоянию на 31.12.2010г. Законом Омской области «Об областном бюджете на 2011г.» на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в городе Омске на 2011г. утверждены средства субвенций в размере 22 691 083 руб. В целях реализации в 2011г. переданных органу местного самоуправления городской округ город Омск Омской области государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в полном объеме, Администрацией г. Омска 25.01.2011г. было направлено обращение в адрес Губернатора Омской обл., Председателя Правительства Омской обл. с просьбой поручить Министерству образования Омской обл. обеспечить поступление в бюджет Омской обл. в кратчайший срок денежных средств, необходимых для реализации переданных органу местного самоуправления г. Омска государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам. В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, - какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. По смыслу ст. 55 Конституции РФ, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001г. №.13-П, должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности. Принимая во внимание, что исполнение решения суда осуществляется за счет средств бюджета Омской области, учитывая целевой характер этих денежных средств, размер субвенций поступивших для исполнения государственных полномочий по приобретению жилых помещений для детей сирот, суд приходит к выводу об отсутствии у должника реальной возможности исполнить в установленный срок требования судебного пристава-исполнителя о добровольном исполнении решения Центрального районного суда г. Омска. Ввиду того, что невозможность исполнения решения суда была вызвана несвоевременным поступлением денежных средств в качестве субвенций для реализации государственных полномочной по обеспечению во внеочередном порядке детей-сирот жилыми помещениями, о чем распорядитель бюджетных средств и служба судебных приставов были уведомлены, суд полагает возможным удовлетворить требования Администрации г. Омска об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 руб. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Освободить Администрацию города Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 руб. на основании постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов-исполнителей по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области А.А.Поповой от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № ..., возбужденному ДД.ММ.ГГГГ. на основании исполнительного листа № ... от ДД.ММ.ГГГГ., выданного Центральным районным судом г. Омска. Решение может быть обжаловано не присутствовавшими в судебном заседании ответчиками путем подачи в Ленинский суд г. Омска заявления об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья Н.В. Вовченко Мотивированное решение по данному делу изготовлено 28.03.2011 года