№ 2-1455/11 по иску Администрации г. Омска к Криворучко и др. о применении последствий недействительности ничтожных сделок



Гр. дело № 2-1455/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 мая 2011 года                                  г. Омск

Суд Ленинского района г. Омска

в составе председательствующего судьи Вовченко Н.В.

при секретаре судебного заседания Кочергиной М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению департамента имущественных отношений Администрации города Омска к Криворучко Е.в., Степановой Л.В., Фоменко Е.В., Тарасенко Н.А. о применении последствий недействительности ничтожных сделок, признании отсутствующим права собственности,

У С Т А Н О В И Л :

департамент имущественных отношений Администрации города Омска обратился в суд с иском к Криворучко Е.В., Степановой Л.Г., Фоменко Е.В., Тарасенко Н.А. о применении последствий недействительности ничтожных сделок, признании отсутствующим права собственности, указав, что Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска было утверждено распоряжение от 23.06.2008 № 5616-р «О предоставлении в собственность членам общественной организации садоводов «Отдых-1» земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в Ленинском административном округе города Омска», на основании которого Криворучко Е.В. были предоставлены земельные участки № ... по аллее № ..., № ... по аллее № ..., и которой было зарегистрировано право собственности на указанные земельные участки. В марте 2009 года прокуратурой г. Омска была проведена проверка законности изданного распоряжения, в ходе которой установлено, что оноиздано с нарушением требований земельного законодательства, а именно, распоряжением первого заместителя Главы городского самоуправления от 06.08.1996 г. № 571 садоводческому товариществу «Отдых-1» предоставлен в бессрочное пользование земельный участок общей площадью 27,31 га. Проверкой прокуратуры с привлечением специалистов отдела муниципального земельного контроля департамента имущественных отношений Администрации города Омска установлено, что в председателем ООС «Отдых-1»     Плахтий В.Д. к земельному участку садоводческого товарищества «Отдых-1» самовольно, без правовых оснований присоединен прилегающий земельный участок площадью 1,7 га. Данный земельный участок в установленном Законом Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» и Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях      граждан»      порядке      органом      местного      самоуправления садоводческому товариществу «Отдых-1» не предоставлялся. При предоставлении      в     департамент     имущественных      отношений Администрации     города Омска комплекта документов о предоставлении земельных участков Криворучко Е.В. и Као М.Т. председателем ООС «Отдых-1» Плахтий В. Д. В заключениях о том, что земельные участки №№ ... аллеи ... расположены в границах предоставленного садоводческому товариществу «Отдых-1» земельного участка, были внесены ложные сведения, которые послужили основанием для предоставления указанным лицам перечисленных земельных участков. Указали при этом, что поскольку распоряжение департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 23.06.2008 № 5616-р принято на основании подложных документов, данный ненормативный правовой акт является недействительным с момента его издания и не влечет юридических последствий. На основании протеста прокурора города Омска от 11.03.2009 №... департамент имущественных отношений Администрации города Омска принято распоряжение от 20.03.2009 № 2833-р «О признании утратившим силу распоряжения департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 23.06.2008 № 5616-р». Полагают, со ссылкой на положения ст. 8 ГК РФ, земельное и гражданское законодательство, что право собственности у ответчика на указанные земельные участки не возникло. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом, признания недействительной ничтожной сделки в судебном порядке не требуется. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе. Просят применить последствия недействительности ничтожной сделки по переходу от Криворучко Е.В. к Степановой Л.Г. права собственности на земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный в Ленинском административном округе города Омска, в виде признания права собственности Степановой Л.Г. на земельный участок с кадастровым номером ... отсутствующим; применить последствия недействительности ничтожной сделки по переходу от Криворучко Е.В. к Степановой Л.Г. права собственности на земельный участок с кадастровым номером ... ..., расположенный в Ленинском административном округе города Омска, в виде признания права собственности Степановой Л.Г. на земельный участок с кадастровым номером ... отсутствующим; признать право собственности Криворучко Е.В. на земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный Ленинском административном округе города Омска отсутствующим; признать право собственности Криворучко Е.В. на земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный Ленинском административном округе города Омска отсутствующим.

В последующем департамент имущественных отношений заявленные требования уточнил, заявив также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок по переходу права собственности на земельный участки и признании отсутствующим права собственности к Фоменко Е.В., Тарасенко Н.А. (л.д. ...). Просят применить последствия недействительности ничтожной сделки по переходу от Криворучко Е.В. к Тарасенко Н.А. права собственности на земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный в Ленинском административном округе города Омска, в виде признания права собственности Тарасенко Н.А. на земельный участок с кадастровым номером ... отсутствующим; применить последствия недействительности ничтожной сделки по переходу от Тарасенко Н.А. к Степановой Л.Г. права собственности на земельный участок с кадастровым номером ... расположенный в Ленинском административном округе города Омска, в виде признания права собственности Степановой Л.Г. на земельный участок с кадастровым номером ... отсутствующим; применить последствия недействительности ничтожной сделки по переходу от Криворучко Е.В. к Фоменко Е.В. права собственности на земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный в Ленинском административном округе города Омска, в виде признания права собственности Фоменко ... на земельный участок с кадастровым номером ... отсутствующим; применить последствия недействительности ничтожной сделки по переходу от Фоменко Е.В. к Степановой ... права собственности на земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный в Ленинском административном округе города Омска, в виде признания права собственности Степановой Л.Г. на земельный участок с кадастровым номером ... отсутствующим; признать право собственности Криворучко Е.В. на земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный Ленинском административном округе города Омска отсутствующим; признать право собственности Криворучко Е.В. на земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный Ленинском административном округе города Омска отсутствующим.

В судебном заседании представитель истца Унжакова И.С., действующая на основании доверенности (л.д.     ), заявленные, с учетом уточнений, требования поддержала.

Ответчики в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, просят дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель ответчиков Крохалев А.В., действующий на основании нотариальных доверенностей (л.д. ...), заявленные требования не признал в полном объеме. В обоснование возражений, действуя в интересах Криворучко Е.В., указал, что право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами ... и ... приобретено ею в результате издания Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска Распоряжения от 23.06.2008. № 5616-р. Несмотря на то, что в тексте искового заявления истцом относительно данного правового акта сказано, что «данный ненормативный правовой акт является недействительным с момента его издания и не влечет юридических последствий», на самом деле это утверждение не соответствует действующему законодательству. Данное Распоряжение всего лишь прекратило на будущее действие ранее изданного Распоряжения, но не назвало его недействительным. Признать недействительным ненормативный правовой акт может только суд по иску заинтересованного лица. Судебного решения по такому иску в настоящее время не имеется. Таким образом, право собственности приобретено им на законных основаниях, которые на настоящий момент никем в судебном порядке не оспорены. Указал, что данные земельные участки она продала Фоменко Е.В. и Тарасенко Н.А. Ее право собственности в момент совершения сделок обременено не было, запрет на отчуждение земельных участков отсутствовал. Какие-либо иные нарушения действующего законодательства при заключении данных сделок отсутствуют, и истец на них не указывает. Полагает, что отсутствуют основания считать сделки ничтожными по основаниям, указанным в ст. 168 ГК РФ. Требование же признать отсутствующим у него право собственности на спорные участки в качестве применения последствия недействительности этих сделок вообще является абсурдным поскольку в результате их совершения он не приобрел, а утратил право собственности на земельные участки. Следовательно, в качестве последствия недействительности таких сделок право собственности должно бы, как раз наоборот, вернуться к нему. Кроме того, указал, что действующее гражданское законодательство не предусматривает такую форму защиты нарушенного права, как признание отсутствующим права собственности у другого лица.

В обоснование возражений от имени Фоменко Е.В. указал, что земельный участок с кадастровым номером ... приобретен ею по договору купли-продажи, заключенному с Криворучко Е.В. В дальнейшем она продала этот земельный участок Степановой Л.Г. Право собственности продавцов земельных участков (ее и Криворучко Е.В.) в момент совершения сделок обременено не было, запрет на отчуждение земельного участка отсутствовал. Какие-либо иные нарушения действующего законодательства при заключении данных сделок отсутствуют, и истец на них не указывает, в связи с чем отсутствуют основания считать данные сделки ничтожными по основаниям, указанным в ст. 168 ГК РФ.

В обоснование возражений от имени Тарасенко Н.А. указал, что земельный участок с кадастровым номером ... приобретен ею по договору купли-продажи, заключенному с Криворучко Е.В. В дальнейшем она продала этот земельный участок Степановой Л.Г. Право собственности продавцов земельных участков (ее и Криворучко Е.В.) в момент совершения сделок обременено не было, запрет на отчуждение земельного участка отсутствовал.

В обоснование возражений от имени Степановой Л.Г. указал, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером ... приобретено ею в результате заключения договора купли-продажи с Фоменко Е.В. 05.11.2009 года. Право собственности на земельный участок с кадастровым номером ... приобретено ею в результате заключения договора купли-продажи с Тарасенко Н.А. ДД.ММ.ГГГГ. Далее сослался на аналогичные с остальными ответчиками доводы. Кроме того, указал, что истец не представил доказательств того, что у него имеются какие-либо законные права на спорные участки, которые он таким вот образом может защищать путем подачи такого иска.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Омской области в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В ходе судебного заседания установлено и подтверждено материалами дела, что Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска утверждено распоряжение от 23.06.2008 № 5616-р «О предоставлении в собственность членам общественной организации садоводов «Отдых-1» земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в Ленинском административном округе города Омска», на основании которого Криворучко Е.В. были предоставлены земельные участки № ... по аллее № ... и № ... по аллее № ..., и которым было зарегистрировано право собственности на указанные земельные участки.

В марте 2009 года прокуратурой г. Омска проведена проверка законности распоряжения от 23.06.2008 № 5616-р, в ходе которой установлено, что распоряжением первого заместителя Главы городского самоуправления от 06.08.1996 г. № 571 садоводческому товариществу «Отдых-1» предоставлен в бессрочное пользование земельный участок общей площадью 27,31 га. Проверкой установлено, что председателем ООС «Отдых-1»     Плахтий В.Д. к земельному участку садоводческого товарищества «Отдых-1» самовольно, без правовых оснований присоединен прилегающий земельный участок площадью 1,7 га., который в установленном Законом Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» и Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях      граждан»      порядке      органом      местного      самоуправления садоводческому товариществу «Отдых-1» не предоставлялся.

В комплекте документов о предоставлении земельных участков Криворучко Е.В. и Као М.Т. председателем ООС «Отдых-1» Плахтий В. Д. дано заключение о том, что земельные участки №№ ... аллеи ... расположены в границах предоставленного садоводческому товариществу «Отдых-1» земельного участка, что не соответствует действительности, но которые послужили основанием для предоставления указанным лицам земельных участков.

На основании протеста прокурора города Омска от 11.03.2009 №7-16/2876-2009 департамент имущественных отношений Администрации города Омска принято распоряжение от 20.03.2009 № 2833-р «О признании утратившим силу распоряжения департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 23.06.2008 № 5616-р».

В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. 2. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. 3. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

В силу ст. 2 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" регулирование земельных отношений в Омской области осуществляют: 1) Законодательное Собрание Омской области; 2) Правительство Омской области; 3) специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, определяемый Губернатором Омской области (далее - специально уполномоченный орган); 4) органы местного самоуправления Омской области.

В соответствии с п. 17 Положения "О департаменте имущественных отношений Администрации города Омска", утв. Постановление Мэра города Омска от 10 августа 2005 г. N 395-п, целью деятельности департамента является эффективное управление имуществом, находящимся в распоряжении муниципального образования город Омск.

Истцом не представлено доказательств наличия прав на распоряжение спорными земельными участками у муниципального образования город Омск.

В связи с изложенным выше, суд приходит к выводу о том, что регулирование земельных отношений в Омской области осуществляют: Законодательное собрание Омской области; Правительство Омской области; специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, определяемый Губернатором Омской области; органы местного самоуправления Омской области.

Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 N 95 "О создании Главного управления по земельным ресурсам Омской области" утверждено положение о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, в соответствии с которым Главное управление является специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, возникающих в связи с управлением и распоряжением земельными участками, под которыми для целей настоящего Положения понимаются земельные участки, расположенные в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена за исключением земельных участков, предоставляемых для: размещения на них металлических и сборных железобетонных гаражных боксов, погребов, палаток, лотков, для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества; жилищного строительства, если предоставление земельных участков предусмотрено решениями о предварительном согласовании места размещения объекта, которые приняты до 1 октября 2005 года, но не ранее, чем за три года до предоставления земельных участков.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии у истца права на предъявление иска по заявленным требованиям в отношении спорных земельных участков и как производного от него требования о признании права собственности на земельный участок отсутствующим.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных департаментом имущественных отношений Администрации города Омска требований к Криворучко Е.В., Степановой Л.Г., Фоменко Е.В., Тарасенко Н.А. о применении последствий недействительности ничтожных сделок, признании отсутствующим права собственности в отношении земельных участков № ... по аллее № ...... по аллее № ... общественной организации садоводов «Отдых-1» в Ленинском административном округе города Омска, отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления судом мотивированного решения путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Омска.

Судья          Н.В.Вовченко

Мотивированное решение по настоящему делу изготовлено судом 25.05.2011 года

-32300: transport error - HTTP status code was not 200