дело № 2-1933/11 по иску прокурора ЛАО в инт. неопределенного круга лиц к МП `ЦСУМ ЛАО`, Департаменту по делам молодежи Администрации г. Омска, Администрации г. Омска о понуждении к устранению требований пожарной безопасности



         Дело № 2-1933/11

РЕШЕНИЕ         

Именем Российской Федерации

г.Омск          27 мая 2011 г.

Ленинский районный суд г.Омска

В составе председательствующего судьи Р.В.Утенко

при секретаре судебного заседания Н.А.Боровковой

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Ленинского административного округа г.Омска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному предприятию «Центр социальных услуг для молодежи Ленинского административного округа», Департаменту по делам молодежи Администрации г.Омска, Администрации г.Омска о понуждении к устранению требований пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского АО г.Омска обратился в Ленинский районный суд г.Омска в интересах неопределенного круга лиц с иском к МП «Центр социальный услуг для молодежи ЛАО», Департаменту по делам молодежи Администрации г.Омска, Администрации г.Омска о понуждении к устранению требований пожарной безопасности, в котором указал, что при проверке соблюдения требований пожарной безопасности в подростково-молодежном клубе по месту жительства «Факел» по адресу ***, было установлено, что ответчиком допущены нарушения пожарной безопасности, выразившиеся в несоблюдении требований п. 2.1.21 ПУЭ по выполнению монтажа электрических сетей и электроустановок в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (п. 57 ППБ 01-03), а именно: не произведены соединения, ответвления и оконцевания жил электропроводов и кабелей при помощи сварки, спайки и сжимов (ПУЭ п. 2.1.21); не исключена эксплуатация электропроводов и кабелей с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией, проложенных по временной схеме; электрические светильники не оборудованы защитными плафонами в пожароопасных складских помещениях; в нарушение требований п. 6.25* СНиП 21-07-97* отделка стен и пола в коридоре на путях эвакуации выполнена материалами с более высокой пожарной опасностью, чем Г2, В2, ДЗ, ТЗ или Г2, ВЗ, Д2, Т2; двери пожароопасных складских помещений выполнены с пределом огнестойкости менее 0,6 часа (на момент проверки действовал п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*, в настоящее время действует п. 7.4 СНиП 21-01-97*); не демонтированы глухие металлические решетки, установленные в оконных проемах (п. 40 ППБ 01-03); не выполнена ширина эвакуационных выходов из раздевалки, туалета не менее 0,8 метра в свету (п. 6.16. СНиП 21-01-97*); вопреки требованиям п. 6.18* СНиП 21-01-97*, п. 52 ППБ 01-03 не предусмотрено закрывание дверей эвакуационных выходов на запоры, не препятствующие их свободному открыванию изнутри без ключа; в нарушение п. 6.27 СНиП 21-01-97* ширина путей эвакуации менее 1,2 метра, высота менее 2-х метров, не выполнены ступени в местах перепада высот пола на путях эвакуации более 45 см (п. 6.28. СНиП 21-01-97*); не разделены в нарушение п.п. 6.11, 7.4 СНиП 21-01-97* противопожарными преградами и не выполнены самостоятельные эвакуационные выходы в частях помещений различной функциональной пожарной опасности (парикмахерская, клуб); в нарушение п. 6.13 СНиП 21-01-97* не выполнен эвакуационный выход из помещений клуба; не выполнена глубокая пропитка антипиренами древесины планшета сцены танцевального зала. В связи с тем, что с 2009г. до настоящего времени указанные нарушения устранены не были, прокурор ЛАО г. Омска просит суд: признать незаконным бездействие Администрации г.Омска, Департамента по делам молодежи Администрации г.Омска, МУ «Центр социальных услуг для молодежи ЛАО» по устранению нарушений требований пожарной безопасности; обязать ответчиков устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в подростково-молодежном клубе «Факел», расположенном по адресу ***, а именно: выполнить монтаж электрических сетей и электроустановок в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике: произвести соединения, ответвления и оконцеваиия жил электропроводов и кабелей при помощи сварки, спайки и сжимов, исключить эксплуатацию электропроводов и кабелей с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией, проложенных по временной схеме, электрические светильники оборудовать защитными плафонами в пожароопасных складских помещениях; выполнить отделку стен и пола в коридоре на путях эвакуации материалами с менее высокой пожарной опасностью, чем Г2, В2, ДЗ, ТЗ или Г2, ВЗ, Д2, Т2; двери пожароопасных складских помещений выполнить с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа; демонтировать глухие металлические решетки, установленные в оконных проемах; выполнить ширину эвакуационных выходов из раздевалки, туалета не менее 0,8 метра в свету; предусмотреть закрывание дверей эвакуационных выходов на запоры, не препятствующие их свободному открыванию изнутри без ключа; выполнить ширину путей эвакуации не менее 1,2 метра, высоту не менее 2-х метров; выполнить ступени в местах перепада высот пола на путях эвакуации более 45 см; разделить противопожарными преградами и выполнить самостоятельные эвакуационные выходы в частях помещений различной функциональной пожарной опасности (парикмахерская, клуб); выполнить эвакуационный выход из помещений клуба; выполнить глубокую пропитку антипиренами древесины планшета сцены танцевального зала.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора А.Г. Сысенко поддержала заявленные требования в полном объеме по аналогичным основаниям.

Представитель Администрации г. Омска и Департамента по делам молодежи Администрации г. Омска по доверенности Листратов А.А. в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, просил в их удовлетворении прокурору ЛАО г. Омска отказать. В обоснование возражений Листратов А.А. указал, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность привлечения Администрации г.Омска к участию в деле в качестве ответчика, а также доказательства бездействия со стороны Администрации г.Омска по устранению нарушений требований пожарной безопасности. В соответствии с Уставом г.Омска Администрация г. Омска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления; в ее полномочия не входят обязанности по содержанию муниципальных учреждений, проведению ремонтно-восстановительных работ. Кроме того, поскольку Департамент по делам молодежи Администрации г. Омска был учрежден 16.06.2010г., функции учредителя ему были переданы 19.08.2010г., какой-либо информацией об имеющихся нарушениях требований пожарной безопасности в подведомственных учреждениях, при подаче бюджетной заявки департамент не располагал и соответственно не мог осуществить функцию планирования соответствующих расходов бюджета. В функции Департамента по делам молодежи также не входит проведение подобного рода работ, либо заключение договоров на проведение работ от имени муниципального учреждения, отсутствуют соответствующие специалисты, поэтому устранение нарушений непосредственно департаментом не представляется возможным. Также, учитывая, что указанные исковые требования носят неимущественный характер, применение к данным правоотношениям положений о субсидиарной ответственности противоречит нормам действующего гражданского законодательства. На основании изложенного, Листратов А.А. просит суд отказать прокурору ЛАО г.Омска в удовлетворении исковых требований в части признания незаконными бездействий Администрации г. Омска и Департамента по делам молодежи Администрации г.Омска по устранению нарушений пожарного законодательства и возложения на них обязанности по устранению нарушений норм пожарной безопасности.

Представитель МУ «Центр социальных услуг для молодежи Ленинского административного округа « в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежаще.

Представитель ОГПН ЛАО г. Омска в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом; о причинах неявки суду не сообщили.

Выслушав доводы сторон, изучив представленные доказательства, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, подписанной от имени СССР 26.01.1990г., ратифицированной Верховным Советом СССР 13.06.1990г., действующей на территории РФ, во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуется обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.

В силу ст. 6 Конвенции, государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, детство находится под защитой государства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности», пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В силу ч. 2 ст. 37 указанного Федерального закона, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В соответствии с п. 40 ППБ 01-03, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003, в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке.

Пункты 57, 60 ППБ 01-03 установлено, что проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. При эксплуатации действующих электроустановок запрещается пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями.

В соответствии с п. 6.11 СНиП 21-01-97*, утвержденного Постановлением Минстроя Российской Федерации от 13.02.1997г. № 18-7, количество и ширина эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуирующихся через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода. Части здания различной функциональной пожарной опасности, разделенные противопожарными преградами, должны быть обеспечены самостоятельными эвакуационными выходами.

П. 6.13* СНиП 21-01-97* устанавливает, что должно быть не менее двух эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий класса: Ф1.1; Ф1.2; Ф2.1; Ф2.2; ФЗ; Ф4.

Высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел.; 0,8 м - во всех остальных случаях. Ширина наружных дверей лестничных клеток и дверей из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее расчетной или ширины марша лестницы, установленной в 6.29. Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком (п. 6.16 СНиП 21-01-97*).

Пунктом 6.18* СНиП 21-01-97* установлено, что двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа. В зданиях высотой более 15 м указанные двери, кроме квартирных, должны быть глухими или с армированным стеклом. Двери эвакуационных выходов из помещений с принудительной противодымной защитой, в том числе из коридоров, должны быть оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах. Двери этих помещений, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре. В зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса СЗ, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем: Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; Г2, В2, ДЗ, ТЗ или Г2, ВЗ, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе; Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; В2, РП2, ДЗ, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе (6.25* СНиП 21-01-97*).

В соответствии с п.п. 6.27, 6.28 СНиП 21-01-97*, высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее:

1,2 м - для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещений класса Ф1 более 15 чел., из помещений других классов функциональной пожарной опасности - более 50 чел.; 0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам; 1,0 м - во всех остальных случаях. В любом случае эвакуационные пути должны быть такой ширины, чтобы с учетом их геометрии по ним можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.

В полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения с перилами.

На основании п. 7.4 СНиП 21-01-97*, части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.

В судебном заседании установлено и не оспаривается по существу сторонами, что ТО ОГПН ЛАО г. Омска была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасностив подростково-молодежном клубе по месту жительства «Факел», по итогам которой 02.03.2009г. было вынесено предписание № 79/79 об обязании МУ «ЦСОМ» ЛАО в лице директора Мазановой М.С. устранить имеющиеся нарушения: выполнить монтаж электрических сетей и электроустановок с производством соединений, ответвлений и оконцеваний жил электропроводов и кабелей при помощи сварки, спайки и сжимов; исключить эксплуатацию электропроводов и кабелей с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией, проложенных по временной схеме; оборудовать электрические светильники в пожароопасных складских помещениях защитными плафонами; выполнить отделку стен и пола в коридоре на путях эвакуации материалами с пожарной опасность не менее класса Г2, В2, Д3, Т3, Т2, В3; произвести установку дверей в пожароопасных складских помещениях с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа; демонтировать глухие металлические решетки в оконных проемах; выполнить ширину эвакуационных выходов из раздевалки и туалета не менее 0,8 м.; предусмотреть закрывание дверей эвакуационных выходов на запоры, не препятствующие их свободному открыванию без ключа; выполнить ширину путей эвакуации не менее 1, 2 метра, высоту не менее 2 метров; выполнить ступени в местах перепада высот пола на путях эвакуации более 45 см.; разделить противопожарными преградами и выполнить самостоятельный эвакуационный выход в части помещения, используемой клубом отдельно от парикмахерской; выполнить глубокую пропитку антипиренами древесины планшета сцены танцевального зала (л.д. 9-16). Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности до сих пор не устранены, несмотря на то, что срок устранения данных нарушений истек 12.06.2009г.

Проведенная проверка показала, что для устранения указанных нарушений требований пожарной безопасности необходимы значительные финансовые средства, которых у муниципального учреждения «Центр социальных услуг для молодежи» ЛАО не имеется. Учредителем учреждения - департаментом по делам молодежи Администрации г. Омска на момент проверки средств, необходимых для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности не выделено.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Поскольку в судебном заседании было установлено нарушение ответчиком требований пожарной безопасности, создающее потенциальную угрозу жизни и здоровью, находящихся в учреждении детей, их законных представителей, работников учреждения, требования прокурора о пресечении действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения, заявленные в пределах полномочий, регламентированных ст. 45 ГПК РФ, не противоречат ст.ст. 12, 1065 ГК РФ и подлежат удовлетворению.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что бездействие Администрации г. Омска, Департамента по делам молодежи Администрации г. Омска, МУ «ЦСОМ ЛАО» по устранению вышеназванных нарушений является незаконным; а также к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и возложении на ответчиков солидарной обязанности по их устранению.

Доводы Администрации г. Омска и Департамента по делам молодежи Администрации г. Омска по существу, сводящиеся к тому, что они являются ненадлежащими ответчиками по делу, суд полагает несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно п. 9 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности.

В соответствии с Постановлением Администрации г.Омска от 19 августа 2010 г. № 720-п, учредителем МУ «ЦСОМ ЛАО» является муниципальное образование г. Омск в лице Департамента по делам молодежи Администрации г. Омска (л.д. 17-22).

Как указано в п. 1 Положения о Департаменте по делам молодежи, утвержденного Решением Омского городского Совета от 16.06.2010г. № 339, Департамент по делам молодежи Администрации г. Омска является структурным подразделением Администрации г. Омска, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ г. Омск Омской области функции в сфере молодежной политики на территории г. Омска.

Согласно п. 20 Устава муниципального учреждения «Центр социальных услуг для молодежи ЛАО» учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При их недостаточности по обязательствам учреждения отвечает учредитель в установленном законодательством РФ порядке.

В соответствии со ст. 14.1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей.

Ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к компетенции городского округа отнесено создание условий для организации досуга жителей городского округа.

Поскольку Администрация г. Омска по смыслу ст. 120 ГК РФ и Устава МУ «ЦСОМ ЛАО» является собственником имущества, переданного в оперативное управление учреждения, она обязана в силу Федерального закона № 131-ФЗ обеспечивать первичные меры пожарной безопасности. При этом порядок предоставления денежных средств, обеспечение контроля за их поступлением возложен на Департамент по делам молодежи.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст. 51 указанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

При таких обстоятельствах возложение обязанности на трех ответчиков обусловлено особенностями финансирования муниципального учреждения, подразумевающего невозможность исполнения решения суда без участия муниципального образования и учредителя муниципального учреждения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд:

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ленинского АО г.Омска удовлетворить.

Признать бездействие Администрации г.Омска, Департамента по делам молодежи Администрации г.Омска и муниципального учреждения «Центр социальных услуг для молодежи Ленинского административного округа г.Омска по неустранению нарушений пожарной безопасности в подростково-молодежном клубе «Факел», осуществляющим деятельность по адресу ***, не соответствующим действующему законодательству.

Обязать муниципальное учреждение «Центр социальных услуг для молодежи Ленинского административного округа», Департамент по делам молодежи Администрации г.Омска, Администрацию г.Омска устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в подростково-молодежном клубе «Факел», расположенном по адресу ***: выполнить монтаж электрических сетей и электроустановок с производством соединений, ответвлений и оконцеваний жил электропроводов и кабелей при помощи сварки, спайки и сжимов; исключить эксплуатацию электропроводов и кабелей с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией, проложенных по временной схеме; оборудовать электрические светильники в пожароопасных складских помещениях защитными плафонами; выполнить отделку стен и пола в коридоре на путях эвакуации материалами с пожарной опасность не менее класса Г2, В2, Д3, Т3, Т2, В3; произвести установку дверей в пожароопасных складских помещениях с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа; демонтировать глухие металлические решетки в оконных проемах; выполнить ширину эвакуационных выходов из раздевалки и туалета не менее 0,8 м.; предусмотреть закрывание дверей эвакуационных выходов на запоры, не препятствующие их свободному открыванию без ключа; выполнить ширину путей эвакуации не менее 1, 2 метра, высоту не менее 2 метров; выполнить ступени в местах перепада высот пола на путях эвакуации более 45 см.; разделить противопожарными преградами и выполнить самостоятельный эвакуационный выход в части помещения, используемой клубом отдельно от парикмахерской; выполнить глубокую пропитку антипиренами древесины планшета сцены танцевального зала

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г.Омска в течение десяти дней.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2011 г.

    Решение вступило в законную силу 13.07.2011