Дело № 2-3333/11 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 июля 2011 года в составе председательствующего судьи Кондратенко Е.В. при секретаре судебного заседания Груманцевой А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации города Омска к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установил : Администрация г. Омска обратилась в суд с иском к МРО СП по ОИП УФССП по Омской области с названным иском. В обоснование заявленных требований указали, что 10.06.2011 года было получено постановление судебного пристава-исполнителя Поповой А.П. о взыскании с них исполнительского сбора в размере ххх рублей. Данное постановление было вынесено в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа № от 19.04.2011 года, выданного Центральным районным судом г. Омска об обязании Администрации г. Омска принять Рябкову К.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с 17.03.2010 года. С данным постановлением не согласны. Постановлением Мэра города Омска от 06.05.2011 года №-п Рябкова К.В. принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Письмом от 03.05.2011 года судебному приставу сообщалось о ходе исполнения указанного решения. Полагают, что со стороны Администрации г. Омска отсутствуют виновные действия по неисполнению решения Центрального районного суда г. Омска от 01.04.2011 года, просят освободить от взыскания исполнительского сбора в размере ххх рублей в рамках вышеуказанного исполнительного производства. Представитель истца Чеголя Ю.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила также, что исполнение требований исполнительного документа и постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 28.04.2011 года, не могло быть исполнено в пятидневный срок. После получения названного постановления, Администрацией 03.05.2011 года сообщено судебному приставу-исполнителю о подготовке проекта постановления о принятии Рябковой К.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В соответствии с Постановлением Мэра города Омска №-р существует определенная процедура согласования проектов Администрации города Омска, после соблюдения которой, было издано соответствующее постановление. Просит требования удовлетворить. Судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Омской области Попова А.П. в судебном заседании пояснила, что с заявленными требованиями не согласна. Указала также, что в отношении должника Администрации города Омска 28.04.2011 года было возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа № от 19.04.2011 года, выданного Центральным районным судом города Омска об обязании Администрации города Омска принять Рябкову К.В. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В тот же день, постановление, в пункте 2 которого должнику установлен пятидневный срок исполнения требований содержащихся в исполнительном документе, вручено должнику. Одновременно Администрация города Омска предупреждена о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере ххх рублей. 06.05.2011 года Администрация города Омска приняла Рябкову К.В. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на основании Постановления Администрации города Омска №-п. Считает, что Администрация города Омска, без представления доказательств уважительности причин неисполнения требований исполнительного документа, в установленный срок, решение суда не исполнила. Просит отказать в удовлетворении требований. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика УФССП по Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Третье лицо Рябкова К.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229 «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника. В судебном заседании установлено, что решением Центрального районного суда г. Омска от 01.04.2011 года на Администрацию г. Омска возложена обязанность принять Рябкову К.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Как следует из материалов дела, 28.04.2011 года, на основании заявления взыскателя Рябковой К.В., судебным приставом-исполнителем МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Поповой А.П. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № на основании исполнительного листа №, выданного Центральным районным судом г. Омска об обязании Администрации г. Омска принять Рябкову К.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д.8). 28.04.2011 года названное постановление вручено должнику Администрации города Омска. Согласно п.2 названного постановления должнику в пятидневный срок со дня получения настоящего постановления предлагается добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, о чём немедленно сообщить судебному приставу-исполнителю. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, - последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. П. 3 постановления содержит предупреждение должника, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере ххх рублей. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 02.06.2011 года (л.д.14) в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа, и непредставлением доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника - Администрации города Омска взыскан исполнительский сбор в размере ххх рублей. Постановлением также от 03.06.2011 года (л.д.12) исполнительное производство окончено в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 47 ФЗ от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В соответствии с ч. 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. По смыслу закона, исполнительский сбор является мерой принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. В соответствии с ч. б ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Согласно ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В судебном заседании установлено, что Департамент жилищной политики Администрации города Омска, после получения постановления о возбуждении исполнительного производства 28.04.2011 года, 03.05.2011 года направил судебному приставу-исполнителю Поповой А.Д. сообщение, из которого следует, что во исполнение постановления о возбуждении исполнительного производства от 28.04.2011 года в отношении взыскателя Рябковой К.В., подготовлен проект постановления Администрации города Омска о принятии Рябковой К.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, который находится на согласовании в структурных подразделениях Администрации города Омска. (л.д.6). Пунктами 91-110 Распоряжения Администрации города Омска от 15 мая 2009 г. N 151-р "Об утверждении Порядка подготовки и согласования проектов правовых актов в Администрации ххх" (с изменениями и дополнениями) предусмотрена процедура согласования проектов, согласно которой, проекты подлежат согласованию со структурными подразделениями Администрации города Омска, в компетенцию которых входит рассмотрение соответствующих вопросов. Согласование проекта осуществляется в течение трех дней после поступления проекта. Проекты, согласованные в порядке, установленном пунктами 95-101 настоящего Порядка, подлежат согласованию последовательно с департаментом правового обеспечения и муниципальной службы Администрации города Омска и заместителем Мэра города Омска, регулирующим деятельность департамента правового обеспечения и муниципальной службы Администрации города Омска. В соответствии с п. 103 согласование департамента правового обеспечения и муниципальной службы Администрации города Омска выдается в течение трех дней после представления проекта в департамент правового обеспечения и муниципальной службы Администрации города Омска. Срок действия положительного согласования департамента правового обеспечения и муниципальной службы Администрации города Омска составляет один месяц. После согласования департаментом правового обеспечения и муниципальной службы Администрации города Омска, проект в течение одного дня передается ответственным исполнителем либо иным разработчиком для согласования заместителю Мэра города Омска, регулирующему деятельность департамента правового обеспечения и муниципальной службы Администрации города Омска. Заместитель Мэра города Омска, регулирующий деятельность департамента правового обеспечения и муниципальной службы Администрации города Омска, согласовывает проект после согласования проекта соответственно с департаментом правового обеспечения и муниципальной службы Администрации города Омска, в течение трех дней после поступления проекта в форме визирования проекта и подписания листа согласования проекта при отсутствии замечаний и предложений. Согласно п. 108, 109 на рассмотрение Мэру города Омска представляются только проекты правовых актов, согласованные без замечаний. Срок между датой первого согласования проекта правового акта и представлением проекта правового акта на рассмотрение Мэру города Омска не может превышать двух месяцев. Постановлением Администрации города Омска №-п от 06.05.2011 года «О принятии Рябковой К.В. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», Рябкова К.В. принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 7). 02.06.2011 года Администрация г. Омска проинформировала УФССП по Омской области о принятии вышеуказанного постановления Администрацией города Омска, просит окончить исполнительное производство. В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, - какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. По смыслу ст. 55 Конституции РФ введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. При этом, наличие вины, как элемента субъективной стороны состава правонарушения, является одним из принципов юридической ответственности. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности. Таким образом, судом установлено, что Администрацией города Омска, в течение двух дней после получения постановления о возбуждении исполнительного производства, было сообщено судебному приставу-исполнителю о подготовке проекта постановления Администрации города Омска о принятии Рябковой К.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и нахождении проекта на согласовании в структурных подразделениях Администрации города Омска. После согласования проекта в соответствии с порядком, предусмотренным Распоряжением Администрации города Омска от 15 мая 2009 г. N 151, соответствующее постановление, во исполнение требований исполнительного документа, было вынесено 06.05.2011 года, и направлено судебному приставу-исполнителю. На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии вины в действиях должника - Администрации города Омска, при исполнении требований исполнительного документа, полагая, что должником были предприняты все зависящие от него меры по своевременному исполнению требований исполнительного документа, и считает возможным удовлетворить требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере ххх рублей. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Освободить Администрацию города Омска от взыскания исполнительского сбора в размере ххх рублей в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов-исполнителей по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области А.А.Поповой от 02 июня 2011 года, по исполнительному производству №, возбужденномунаоснованииисполнительноголиста№ от 19 апреля 2011 года, выданного Центральным районным судом города Омска. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд города Омска в течение 10 дней. Судья Е.В. Кондратенко Решение в окончательной форме изготовлено 18 июля 2011 года. Судья Е.В. Кондратенко