Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации дело № 2 - 3133/11 город Омск 29 июня 2011 года Суд Ленинского района города Омска председательствующий Небольсин Л.В. секретарь Лыщенко С.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Будуева Г.А. к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области обязать заключить договор купли-продажи земельного участка, суд У С Т А Н О В И Л: Будуев Г.А. обратился в суд с иском обязать Главное управление по земельным ресурсам Омской области заключить договор купли-продажи земельного участка место положение, которого установлено <адрес>, кадастровый номер №, установить стоимость земельного участка общей площадью 1047 кв.м., расположенного по адресу <адрес> кадастровым номером № из расчета кадастровой стоимости земельного участка 286 867,53 рублей до стоимости рыночной 307 000 рублей. Свои требования мотивировал тем, что является инвалидом третей группы по общим заболеваниям. Он является нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как в его собственности находится 1/2 доля в квартире <адрес>, вторая половина квартиры принадлежит его сыну Будуеву А.Г. Он обратился с заявлением в Департамент архитектуры и градостроительства с заявлением о формировании земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по <адрес>. Комиссия Департамента архитектуры и градостроительства ДД.ММ.ГГГГ приняла решение о возможности использования земельного участка для строительства индивидуального жилого дома. Ему рекомендовано обратиться в Главное управление по земельным ресурсам Омской области, с заявлением о возможности выкупа в собственность земельного участка под строительство расположенного по адресу <адрес> без проведения аукциона. После постановки на кадастровый учёт кадастровый номер был присвоен №. Между тем в конце 2010г выяснилось, что земельный участок с кадастровым номером № был обременён правами третьих лиц. И 10.12.2010г. Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска направил в адрес Главного управления по земельным ресурсам Омской области утвержденную схему расположения на кадастровом плане территории по <адрес>. ГУЗР 19.05.2011 года осуществляет постановку земельного участка на кадастровый учёт. Место положение земельного участка определенно в <адрес> с кадастровым номером №. Однако Главное управление по земельным ресурсам Омской области отказывает ему в заключении договора купли продажи на вновь формируемый земельный участок, считая, что у него нет правовых оснований для заключения договора купли продажи на указанный земельный участок на льготных условиях. Ему предложено приобрести спорный земельный участок на общих основаниях. Однако руководствуясь обзором законодательства и судебной практикой Верховного суда за второй квартал 2008г. указанно, что особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников). Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложит ним наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Поэтому при предоставлении инвалиду третьей группы по договору купли-продажи торги проводиться не должны. В данном случае применимо положение ст. 17 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995г (в редакции от 28.04.2009г) где сказано, что инвалидам, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Из смысла вышеуказанной нормы следует, что он имеет право на внеочередное обеспечение земельным участком для индивидуального жилого строительства, так как является малоимущим и нуждается в увеличении жилой площади, имею право получить в собственность, данный земельный участок путём его выкупа Кадастровая стоимость земельного участка расположенная по адресу определенно в <адрес> с кадастровым номером № составляет 286 867 рублей 53 копейки. Рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка составляет 307 ООО рублей на основании отчёта об определении рыночной стоимости земельного участка. Будуев Г.А. в суд не явился, о времени и месте рассмотрении дела извещен. Представитель истца Будуев А.Г. исковые требования поддержал и дополнительно пояснил, что рыночная стоимость земельного участка 307 000 рублей. Участок огорожен забором, на нем стоит бытовой вагончик, к которому подведено электричество, больше никаких строений нет. Данный земельный участок в настоящее время сформирован. Представитель Главного управления по земельным ресурсам Омской области Шлегель Н.А. исковые требования не признала, по доводам, изложенным в отзыве на исковые требования. Главное управление по земельным ресурсам регулирует земельные отношения возникающие в связи с управлением и распоряжением земельными участками расположенными в г.Омске, государственная собственность на которые не разграничена. В настоящее время спорный земельный участок сформирован за счет средств Главного управления по земельным ресурсам Омской области, составлен межевой и кадастровый планы. Считает, что земельный участок может быть предоставлен истцу на аукционе, где выкупная цена определяется шагом аукциона. Оснований для предоставления земельного участка находящегося в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю на льготных условиях нет. Истец имеет льготу как инвалид и по ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов» и Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов может обратиться с заявлением и приложенными к нему справками об инвалидности в орган местного самоуправления. Заслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков, находящихся государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах и компетенции в соответствии со ст.ст.9, 10, 11 настоящего Кодекса. В соответствии с п.6.1 и п.20 ст.5 Закона Омской области от 08.02.2006 года №731 (в ред. с 28.07.2010 года) «О регулировании земельных отношений в Омской области» специально уполномоченный орган, которым согласно указа Губернатора Омской области от 16.06.2006 год №95 является ГУ по земельным ресурсам Омской области, принимает решение о предоставлена в собственность земельных участков, государственная собственность на которые не разграничен и которые расположены в г.Омске, выступает стороной по договорам купли-продажи от имени Омской области, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 ст.6 настоящего закона. Согласно п.п.4 п.1 ст.6 Закона орган местного самоуправления распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для жилищного строительства, если предоставление земельного участка предусмотрено решением согласовании места размещения объекта на территории г.Омска, которое принято до 01 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Пунктом 15 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории г.Омска, для строительства (в ред. Постановления Правительства Омской от 12.11.2008 года) также предусмотрено, что специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области на основании решения о предоставлении земельного участка для строительства заключает соответствующие договоры. Указанные нормы закона не содержат исключения в части предоставления земельных участков в соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» от 24.11.1995 года №181. Как следует из положений статей 11.1, 37 ЗК РФ предметом договора купли-продажи земельного участка может быть сформированный в соответствии с действующим порядком земельный участок с установленными границами, прошедший государственный кадастровый учет, свободный от прав третьих лиц. Из материалов дела следует, что Будуев Г.А., являясь инвалидом третьей группы обратился в суд с иском обязать Главное управление по земельным ресурсам Омской области заключить с ним договор купли-продажи сформированного земельного участка, общей площадью 1047 кв.м. место положение, которого установлено <адрес>. Земельному участку присвоен кадастровый номер №. Истец просил установить стоимость земельного участка, из расчета кадастровой стоимости земельного участка 286 867,53 рублей до стоимости рыночной 307 000 рублей. Считает, что как инвалид имеет право не участвовать в аукционе и готов оплатить рыночную стоимость земельного участка (л.д.9). Таким образом, после проведения процедуры постановки на кадастровый учет земельный участок стал объектом гражданских и земельных отношений. Обосновывая свои требования истец указал, что нуждается в улучшении жилищных условий, так как совместно с сыном Будуевым А.Г. им принадлежит по 1/2 доли каждому в квартире <адрес> (л.д.6-8). Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Омска № от 10.12.2010 года, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 1047 кв.м. для строительства индивидуального жилого дома по <адрес> (л.д.69). Главным управлением по земельным ресурсам Омской области отказано истцу в заключение договора купли продажи на вновь формируемый земельный участок, считая, что у него нет правовых оснований для заключения договора купли продажи на указанный земельный участок на льготных условиях. Ему предложено приобрести спорный земельный участок на общих основаниях, с чем суд согласиться не может. Согласно ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст.30.1 ЗК РФ. Согласно ч.2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников). Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи торги не проводятся. В обоснование своих требований, согласно ст. 56 ГПК РФ истец предоставил в суд письменные доказательства - отчет № об определении рыночной стоимости земельного участка площадью 1047 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу <адрес>. Рыночная стоимость земельного участка на 15.06.2011 года составляет, с учетом необходимого округления 307 000 (триста семь тысяч) рублей (л.д.35-78). Учитывая собранные по делу доказательства, отсутствие иных лиц претендующих на данный земельный участок, из смысла вышеуказанных норм, Будуев Г.А. имеет право выкупить земельный участок по рыночной цене 307 000 рублей. Таким образом, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Будуева Г.А. удовлетворить. Обязать Главное управление по земельным ресурсам Омской области заключить с Будуевым Г.А. договор купли-продажи земельного участка место положение, которого установлено в 44 <адрес>, кадастровый номер №. Установить стоимость земельного участка общей площадью 1047 кв.м., расположенного по адресу <адрес> кадастровым номером № из расчета рыночной стоимости 307 000 (триста семь тысяч) рублей. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в десятидневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Л.В.Небольсин Мотивированное решение составлено 04 июля 2011 года