Дело № 2-3169/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Ленинский районный суд г. Омска в составе: председательствующего судьи Е.В. Алиповой при секретаре судебного заседания О.А. Оксенюк рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 25 июля 2011 года гражданское дело по иску Омского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФГУ «Обь-Иртышводпуть» о понуждении выполнить требования закона в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, у с т а н о в и л: Омский транспортный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФГУ «Обь-Иртышводпуть» о понуждении выполнить требования закона в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. В обоснование заявленных требований указал, что Омской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства РФ в ФГУ «Обь-Иртышводпуть». Установлено, что в Омском районе водных путей и судоходства - филиале ФГУ «Обь-Иртышводпуть» не проведена аттестация следующих мест по условиям труда: В нарушение требований законодательства РФ в ФГУ «Обь-Иртышводпуть» не проведена аттестация вышеуказанных рабочих мест по условиям труда. Отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда ущемляют права лиц, работающих на этих должностях ФГУ «Обь-Иртышводпуть», а также лиц, которые могут занимать данные должности в будущем, на получение информации о наличии на рабочих местах вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях. Просит признать бездействие ФГУ «Обь-Иртышводпуть», выразившееся в не проведении аттестации рабочих мест незаконным, противоречащим требованиям законодательства РФ об охране труда; обязать ФГУ «Обь-Иртышводпуть» провести аттестацию следующих рабочих мест Омского района водных путей и судоходства - филиала ФГУ «Обь-Иртышводпуть» по условиям труда: В судебном заседании представитель истца Пушнова И.О. заявленные требования поддержала в полном объеме по аналогичным основаниям. Представитель ответчика Смирнов А.В., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования не признал в полном объеме, суду пояснила, что действительно отсутствует аттестация рабочих мест, проведение аттестации запланировано на ближайшее время. Выслушав мнение сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. Статьей 37 Конституции РФ гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. В соответствии с п. 1 Положения порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года № 569 аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда действует с 1 сентября 2008 г. на основании указанного приказа. В силу п. 4 порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: - контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; - оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; - предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; - предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; - подготовки статистической отчетности об условиях труда; - последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; - подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований). - расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; - обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков; - рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников; - рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; - обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; - включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда; - обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне; - проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; - применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда. Из материалов дела следует, что в ходе проведенной Омской транспортной прокуратурой проверки установлено отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда в Омском районе водных путей и судоходства - филиале ФГУ «Обь-Иртышводпуть» согласно штатного расписания: Начальника филиала; Главного инженера; Заместителя начальника по путевым работам; Главного специалиста по производству; Главного специалиста по флоту; Главного механика; Инженера по электронному оборудованию; Инженера по путевым работам; Инженера по экологии; Инженера по противопожарному состоянию; Инженера по дипломированию; Производителя путевых работ; Линейного инженера-механика; Группового инженера-механика; Главного инженера диспетчера; Инженера - диспетчера; Мастера ОТК; Документоведа; Заведующей хозяйством; Начальника станции по переукладке спасательных плотов и испытания спасательных жилетов; Слесаря-ремонтника судовых средств безопасности; Монтера судовых средств безопасности; Слесаря-компрессовщика Уборщика производственных помещений; Техника; Начальника РИП; Инженера РИП; Техника РИП; Капитана-наставника-караванного капитана; Заместителя караванного капитана; Начальника караула; Табельщика; Моториста пожарной установки; Дежурного по охране флота; Сторожа; Матроса отстойного пункта; Курьера; Старшего дежурного бюро пропусков; Дежурного бюро пропусков; Управляющей домами; Коменданта общежития; Паспортиста; Рабочего по благоустройству; Дворника; Дежурного вахтера по общежитию; Машиниста-кочегара котельной общежития; Слесаря-сантехника; Электромонтера по ремонту и обслуживанию эл.оборудования; Уборщика общежития и прилегающей территории; Зольщика; Главного редактора; Специального корреспондента; Корректор; Старшего дежурного бюро пропусков; Дежурного бюро пропусков; Табельщика; Курьера; Сторожа; Моториста пожарной установки; Берегового матроса по ремонту трапов; Дежурного по охране танкеров; Дежурного по охране; Начальника судоподъемного сооружения; Мастера судоподъемного сооружения; Такелажника; Судокорпусника-ремонтника; Электрогазосварщика, электросварщика ручной сварки; Оператора; Уборщика производственных помещений; Старшего повара; Повара. На 2011 год запланировано проведение аттестации, однако до настоящего времени аттестация не проведена. При данных обстоятельствах, суд находит заявленные требования о признании бездействия ФГУ «Обь-Иртышводпуть», выразившееся в не проведении аттестации рабочих мест незаконным, противоречащим требованиям законодательства РФ об охране труда, поскольку отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда ущемляет права лиц, работающих на этих должностях, права лиц, которые могут занимать указанные должности в будущем, на получение информации о наличии на рабочих местах вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового Кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются:прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 333.19 НК РФпо делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, - <данные изъяты> рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Омского транспортного прокурора удовлетворить в полном объеме. Признать бездействие ФГУ «Обь-Иртышводпуть», выразившееся в не проведении аттестации рабочих мест незаконным, противоречащим требованиям законодательства РФ об охране труда. Обязать ФГУ «Обь-Иртышводпуть» провести аттестацию следующих рабочих мест Омского района водных путей и судоходства - филиала ФГУ «Обь-Иртышводпуть» по условиям труда: Взыскать с Федерального государственного учреждения «Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска. Судья Решение вступило в законную силу 12.08.2011 года