2-2915/2011 по иску прокурора к МУ Центр социальных услуг для молодежи ЛАО и др. об устранении нарушений требований пожарной безопасности



Дело № 2-2915/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Омска     в составе:

председательствующего судьи                Е.В. Алиповой

при секретаре судебного заседания     О.А. Оксенюк

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 04 июля 2011 года

гражданское дело по иску Прокурора ЛАО г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Центр социальных услуг для молодежи Ленинского административного округа», Департаменту по делам молодежи Администрации г. Омска, Администрации г. Омска о признании незаконным бездействие по устранению нарушений требований пожарной безопасности в подростково-молодежном клубе "Пилигрим",

у с т а н о в и л:

Прокурор ЛАО г. Омска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Центр социальных услуг для молодежи ЛАО», Департаменту по делам молодежи Администрации г. Омска, Администрации г. Омска о признании незаконным бездействие по устранению нарушений требований пожарной безопасности в подростково-молодежном клубе "Пилигрим". В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой округа проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности в деятельности муниципальных учреждений г. Омска, обеспечивающих досуговую занятость детей и молодежи, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности в подростково-молодежных клубах по месту жительства МУ «Центр социальных услуг для молодежи ЛАО». Проведенной проверкой установлено, что в подростково-молодежном клубе «Пилигримм», расположенном по <адрес>, МУ «Центр социальных услуг для молодежи ЛАО» не обеспечена безопасность несовершеннолетних и молодежи во время занятий, о чем свидетельствует распространенность нарушений требований пожарной безопасности, их длительное не устранение. В клубе «Пилигримм» в нарушение требований пожарной безопасности не выполнен монтаж электрических сетей и электроустановок в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (ППБ 01.03 п. 57), а именно: <данные изъяты>. Действенных мер по устранению нарушений не предпринимается в течение длительного времени. Для устранения указанных нарушений требований пожарной безопасности необходимы значительные финансовые средства, которых у МУ «Центр социальных услуг для молодежи ЛАО» не имеется. Учредителем учреждения - департаментом по делам молодежи Администрации г. Омска на момент проверки средств, необходимых для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности не выделено. Согласно п. 20 устава МУ «Центр социальных услуг для молодежи ЛАО» учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При их недостаточности по обязательствам учреждения отвечает учредитель. Учредителем МУ «Центр социальных услуг для молодежи ЛАО» является муниципальное образование г. Омск в лице департамента по делам молодежи Администрации г. Омск в соответствии с постановлением Администрации г. Омска от 19.08.2010г. № 720-п. Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности выявлялись органом государственного пожарного надзора с 2009 года, до настоящего времени не устранены. Просит признать незаконным бездействие Администрации города Омска, департамента по делам молодежи Администрации города Омска, муниципального учреждения «Центр социальных услуг для молодежи Ленинского административного округа» по устранению нарушений требований пожарной безопасности; обязать МУ «Центр социальных услуг для молодежи Ленинского административного округа», департамент по делам молодежи Администрации города Омска, Администрацию г. Омска устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в подростково-молодежном клубе «Пилигрим», расположенном по <адрес>, а именно: <данные изъяты>.

В судебном заседании представитель истца Сысенко А.Г., заявленные требования поддержала в полном объеме по аналогичным основаниям.

Представитель департамента по делам молодежи Администрации г. Омска Пархоменко М.С., действующий на основании доверенности, исковые требования признал в полном объеме. Суду пояснил, что нарушений требований пожарной безопасности не устранены в связи с отсутствием финансирования.

Представитель МУ «Центр социальных услуг для молодежи Ленинского административного округа» Чернакова Т.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования признала в полном объеме, суду пояснила, что отделом ГПН выявлены нарушения требований пожарного законодательства в 2009 году, в связи с отсутствием денежных средств и финансирования выявленные нарушения до настоящего времени не устранены. Администрацию г. Омска считает надлежащим ответчиком по делу, поскольку муниципалитет является учредителем организации.

Представитель Администрации г. Омска Храмцов В.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, причины неявки не сообщил. Из представленного отзыва, по мнению представителя прокурором необоснованно в качестве ответчика по делу привлечена Администрация города Омска. Также полагает не доказанными обстоятельства, указывающие на бездействие со стороны Администрации города Омска по устранению нарушений требований пожарной безопасности. В соответствии с ч. 3 ст. 8 Устава города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета №92 от 20.09.1995 г. Администрация города Омска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Омска. Статьей 22 Устава города Омска закреплен исчерпывающий перечень полномочий Администрации города Омска, в котором не имеется полномочий Администрации по содержанию муниципальных учреждений, проведению каких-либо ремонтно-восстановительных работ. Полагает, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие бездействие Администрации города Омска по устранению нарушений требований пожарной безопасности в подростково-молодежном клубе «Пилигрим». В соответствии с Положением «О департаменте по делам молодежи Администрации города Омска», утвержденного Решением Омского городского Совета от 16.06.2010 г. №339, департамент наделяется правами юридического лица в соответствии с Положением, имеет самостоятельную смету расходов и самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, лицевые счета, открытые в финансовом органе, исполняющем бюджет города Омска, и иные счета, открытые в порядке, установленном действующим законодательством, печать со своим наименованием, штампы, бланки и другие реквизиты, может от своего имени выступать истцом, ответчиком и третьим лицом в суде, определены его основные задачи. Решением Омского городского Совета №377 от 22.12.2010 г. «О бюджете города Омска на 2011 год» утвержден перечень главных распорядителей средств бюджета города Омска, к числу которых относится и Департамент по делам молодежи Администрации города Омска. В приложении №7 указанного решения Омского городского Совета отражен тот факт, что распределены расходы бюджета города Омска на 2011 год, в том числе, Департаменту по делам молодежи Администрации города Омска. В соответствии с п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с ч. 3 ст. 215 ГК РФ, имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст. ст. 294, 296). Полагает, что изложенные обстоятельства подтверждают тот факт, что Администрацией города Омска исполнена обязанность по финансированию муниципальных образовательных учреждений, а также тот факт, что Администрация города Омска является ненадлежащим ответчиком, надлежащим ответчиком является Департамент по делам молодежи Администрации города Омска. Просит суд исключить Администрацию города Омска из числа ответчиков по настоящему делу, отказать прокурору города Омска в удовлетворении исковых требований в части признания незаконным бездействия Администрации города Омска по устранению нарушений пожарного законодательства и возложения обязанности по устранению нарушений норм пожарной безопасности на Администрацию города Омска.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ детство находится под защитой государства.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Согласно ч. 2 ст. 37 указанного закона руководители организации обязаны в том числе соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В соответствии с п. 40 ППБ 01-03, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003, в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке.

В силу п. 57 ППБ 01-03 проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.

В силу п. 60 ППБ 01-03 при эксплуатации действующих электроустановок запрещается пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями.

В соответствии с п. 6.11 СНиП 21-01-97, утвержденных Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 года № 18-7, количество и ширина эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимального возможного числа эвакуирующихся через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода. Части здания различной функциональной пожарной опасности, разделенные противопожарными преградами, должны быть обеспечены самостоятельными эвакуационными выходами.

Пунктом 6.17 СНиП 21-01-97* устанавливает, что двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.

Пунктом 7.4 СНиП 21-01-97* установлено, что части здания и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.

В ходе рассмотрения дела установлено, что прокуратурой округа проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности в деятельности муниципальных учреждений г. Омска, обеспечивающих досуговую занятость детей и молодежи, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности в подростково-молодежных клубах по месту жительства МУ «Центр социальных услуг для молодежи ЛАО».

Проведенной проверкой установлено, что с 2006 года в подростково-молодежном клубе «Пилигримм», расположенном по <адрес>, МУ «Центр социальных услуг для молодежи ЛАО» не обеспечена безопасность несовершеннолетних и молодежи во время занятий. В клубе «Пилигримм» в нарушение требований пожарной безопасности не выполнен <данные изъяты>. Установленные обстоятельства подтверждаются Актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8), предписанием (л.д. 9), предписанием (л.д. 10), Актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11), письмом главного государственного инспектора ЛАО г. Омска по пожарному надзору на имя прокурора округа (л.д. 16-17).

Нежилое помещение, расположенное по <адрес>, общей площадью 200,20 кв.м. передано Департаментом недвижимости администрации г. Омска во временное безвозмездное пользование МУ «Центр социальных услуг для молодежи ЛАО», для организации социальной и клубной работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства (детский клуб Пилигрим), что подтверждается Договором от ДД.ММ.ГГГГ о передаче нежилого помещения в безвозмездное пользование (л.д. 12-13, 14).

МУ «Центр социальных услуг для молодежи» Ленинского административного округа зарегистрировано в качестве юридического лица 07 июля 2000 года (л.д. 18), о юридическом лице внесены изменения в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 19, 21,22), юридическое лицо поставлено на налоговый учет 12.07.2000 года (л.д. 20).

Согласно Уставу учреждения (л.д. 24-30, 31) учредителем учреждения является муниципальное образование город Омск в лице департамента по делам молодежи Администрации г. Омска, действующего в соответствии с Положением о департаменте по делам молодежи Администрации г. Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 16 июня 2010 года № 339.

Согласно п. 18, 19 Устава деятельность учреждения финансируется его учредителем. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются в том числе бюджетные средства.

Согласно п. 20 Устава учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При недостаточности денежных средств по обязательствам учреждения отвечает учредитель в установленном законодательством РФ порядке.

Также установлено, что на устранение нарушений пожарной безопасности в клубе Пилигрим необходимо произвести затраты в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 39-45).

До настоящего времени нарушения требований пожарной безопасности не устранены.

В соответствии со ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ « Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к компетенции городского округа отнесена организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе.

Согласно ст. 51 Указанного ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Поскольку Администрация г. Омска, по смыслу ст. 120 ГК РФ и п. 1.2 Устава МУ «Центр социальных услуг для молодежи ЛАО» является собственником имущества, переданного в оперативное управление учреждения, и она обязана в силу Федерального закона № 131-ФЗ обеспечивать первичные меры пожарной безопасности, то суд находит доводы представителя Администрации города Омска о необоснованности привлечения Администрации города Омска в качестве ответчика по делу несостоятельными, и приходит к выводу о том, что обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности следует возложить и на данного ответчика.

        Пунктом 44 Устава города Омска, утвержденного Омским городским советом от 20 сентября 1995 г. N 92 предусмотрено, что бюджет города Омска формируется и исполняется Администрацией города Омска в соответствии с действующим законодательством.

Частью 2 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Исходя из вышеизложенных положений закона, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, являющиеся учредителями учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса в соответствии с установленными правилами и нормами.

Органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут
бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений также в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, соответственно, обязанность по финансированию муниципального образовательного учреждения должна быть возложена на Департамент по делам молодежи Администрации города Омска.

МУ «Центр социальных услуг для молодежи Ленинского административного округа», осуществляя деятельность при наличии нарушений требований пожарной безопасности, нарушает тем самым гарантированное государством право на безопасные условия. В этой связи непринятие органами местного самоуправления как собственником имущества, находящегося в пользовании муниципального образовательного учреждения, мер по устранению нарушений, препятствующих созданию безопасных условий осуществления образовательной деятельности, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

При данных обстоятельствах, суд находит заявленные прокурором округа требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку в судебном заседании нашли свое подтверждение обстоятельства, положенные в обоснование заявленных требований о наличии нарушений требований пожарной безопасности в МУ «Центр социальных услуг для молодежи Ленинского административного округа», а также отсутствие денежных средств у МУ для устранения выявленных нарушений, обоснованность заявленных требований к учредителю клуба. Выявленные нарушения пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровью детей, находящихся в учреждении, а также их представителям, работникам учреждения. Учредителями МУ «Центр социальных услуг для молодежи ЛАО» длительное время не устраняются нарушений требований пожарной безопасности, что свидетельствует об их бездействии.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с чем, с ответчиком в местный бюджет подлежит взысканию сумма государственной пошлины в сумме 400 рублей в равных долях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 192-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным бездействие Администрации города Омска, департамента по делам молодежи Администрации города Омска, МУ «Центр социальных услуг для молодежи ЛАО» по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Обязать МУ «Центр социальных услуг для молодежи ЛАО», департамент по делам молодежи Администрации города Омска, Администрацию г. Омска устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в подростково-молодежном клубе «Пилигрим», расположенном по <адрес>, а именно: <данные изъяты>

Взыскать с Администрации города Омска, Департамента по делам молодежи Администрации города Омска, МУ «Центр социальных услуг для молодежи ЛАО» в равных долях государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение десяти дней путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Омска.

Судья         Решение вступило в законную силу 17.08.2011 года