2-3666/2011 по иску прокурора к ООО Высотка об обязании устранить нарушения требований законодательства



Дело № 2-3666/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Омска     в составе:

председательствующего судьи      Е.В. Алиповой

при секретаре судебного заседания     О.А. Оксенюк

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 29 августа 2011 года

гражданское дело по иску Прокурора ЛАО г. Омска в интересах РФ к ООО «Высотка» об обязании устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму,

у с т а н о в и л:

Прокурор ЛАО г. Омска обратился в суд с иском в интересах РФ к ООО «Высотка» об обязании устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму. В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой округа в июне 2011 года проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ООО «Высотка». ООО зарегистрировано в качестве юридического лица с 29.09.2009. Исходя из положений п. 2.2 Устава ООО «Высотка» основными видами деятельности общества является риэлтерская деятельность, вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества, внешнеэкономическая деятельность. Однако, в нарушение требований законодательства ООО до настоящего времени не встало на учет в Межрайонном управлении Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу, не согласовало правила внутреннего контроля. Таким образом, контроль уполномоченным органом -Межрегиональным управлением Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу, за деятельностью данной организации не осуществляется. Просит признать незаконным бездействие ООО «Высотка», <данные изъяты>, зарегистрированное по <адрес>, выразившееся в отсутствии постановки на учет в уполномоченном органе - Межрегиональным управлением Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу, а также в отсутствии разработанных и согласованных с Межрегиональным управлением Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; обязать ООО «Высотка», <данные изъяты>, зарегистрированное по <адрес>, осуществить постановку на учет в уполномоченном органе - Межрайонном управлении Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу; обязать ООО «Высотка», <данные изъяты>, зарегистрированное по <адрес>, разработать и согласовать с Межрегиональным управлением Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу правила внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В судебном заседании представитель истца Сысенко А.Г. исковые требования поддержала частично в связи с исполнение ответчикам добровольно части заявленных требований, а именно ООО «Высотка» зарегистрировалось в Межрайонном управлении Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу. Судом принят отказ от данной части иска, определением Ленинского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ производство в данной части иска прекращено. Просит признать незаконным бездействие ООО «Высотка», <данные изъяты>, зарегистрированное по <адрес>, выразившееся в отсутствии разработанных и согласованных с Межрегиональным управлением Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; обязать ООО «Высотка», <данные изъяты>, зарегистрированное по <адрес>, разработать и согласовать с Межрегиональным управлением Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу правила внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Представитель ООО «Высотка» Семаль Р.В., представляющий интересы на основании Устава, заявленные исковые требования признал частично. Суду пояснил, что ООО «Высотка» в настоящее время зарегистрировано в уполномоченном органе - Межрайонном управлении Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу, ведется разработка правила внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

МРУ Росфинмониторинга по СФО в судебное заседание своего представителя не направило, дело просило рассматривать без его участия, из представленных пояснений относительно заявленных сведений следует, что третье лицо настаивает на удовлетворении требования прокурора округа в полном объеме в связи с имеющимися нарушениями ООО «Высотка» требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, с учетом мнения третьего лица, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 4 ФЗ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: организация и осуществление внутреннего контроля.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязательный контроль - совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.Внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.Организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.Осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

В силу ст. 5 ФЗ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся: кредитные организации; ломбарды; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

В соответствии с ч. 9 ст. 7 ФЗ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

В случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» уполномоченный орган, определяемый Президентом Российской Федерации, является федеральным органом исполнительной власти, задачи, функции и полномочия которого в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливаются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно с п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утв. постановлением Правительства РФ от 23.06.2004 № 307, Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Порядок постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, определен Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные организации.

Согласно п. 2 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные организации, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 № 28, постановке на учет подлежат следующие организации: ломбарды; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества и др.

В силу п. 3 указанного Положения, постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования настоящего Положения, вновь созданной организации - в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 ФЗ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил, и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

Постановлением Правительства РФ от 08.01.2003 № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются организацией в течение 1 месяца, для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке, для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего Постановления.

В судебном заседании установлено, что ООО «Высотка» зарегистрировано в качестве юридического лица с 29.09.2009. Основными видами деятельности общества является риэлтерская деятельность, вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества, внешнеэкономическая деятельность, что подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ, а также п. 2.2 Устава ООО.

В ходе проверки прокуратурой округа установлено, что ООО «Высотка» нарушены сроки разработки и предоставления в уполномоченный орган правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

При установленных судом обстоятельствах, суд приходит к мнению о целесообразности удовлетворения требований прокурора округа в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным бездействие ООО «Высотка», <данные изъяты>, зарегистрированное по <адрес>, выразившееся в отсутствии разработанных и согласованных с Межрегиональным управлением Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Обязать ООО «Высотка», <данные изъяты>, зарегистрированное по <адрес>, разработать и согласовать с Межрегиональным управлением Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу правила внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Взыскать с ООО «Высотка» в доход местного бюджета госпошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Омска.

Судья         Е.В. Алипова

                 Мотивированное решение судом изготовлено 02 сентября 2011 года, решение вступило в законную силу 09.09.2011 года