№ 2-3154/11 по иску прокурора ЛАО г. Омска в инт. неопределенного круга лиц к МУЗ `ГП № 3` об обязании устранить нарушения требовнаий законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения



Дело № 2-3154/11

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Омска               

в составе председательствующего судьи Авдеевой Л.В.

при секретаре судебного заседания Романове В.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании      11 июля 2011 года

гражданское дело по иску прокурора Ленинского административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника №3» об обязании устранить нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского АО г. Омска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника №3» об обязании устранить нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В обоснование своих требований указал, что проведенной прокуратурой Ленинского административного округа г. Омска проверкой соблюдения МУЗ «Городская поликлиника № 3» законодательства о здравоохранении, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения выявлены следующие нарушения требований СанПиН 2.1.3.2630-10: 1. Общеобменные приточная и вытяжная вентиляционные системы с механическим побуждением в стерилизационном отделении, смотровом и хирургическом кабинетах в здании взрослого терапевтического отделения МУЗ «Городская поликлиника № 3» по <адрес>, не работают; документы, подтверждающие проведение ремонтных работ, производительность (паспорта вентиляционных систем) и эффективность работы вентиляционных систем (протоколы лабораторно-инструментальных исследований) не представлены (п.п. 6.5, 6.36 СанПиН 2.1.3.2630-10). 2. Общеобменная вытяжная вентиляция с механическим побуждением для организации воздухообмена в помещениях на 3-ем этаже взрослого терапевтического отделения МУЗ «Городская поликлиника № 3» по <адрес>, не задействована; протокол исследования уровней шума не представлен (п.п. 6.5, 6.7, 6.36, 15.2 СанПиН 2.1.3.2630-10). 3. Документы, подтверждающие проведение профилактического ремонта имеющихся систем вентиляции в зданиях МУЗ «Городская поликлиника № 3» по <адрес>, не представлены, что свидетельствует о том, что профилактические осмотры и ремонты не проводятся (п.п. 6.5,6.36 СанПиН 2.1.3.2630-10). 4. Помещения для ртутьсодержащих отходов 1 класса опасности (ртутьсодержащие лампы, термометры) МУЗ «Городская поликлиника № 3» выделено в здании по <адрес>, однако не оборудовано в соответствии с гигиеническими требованиями (СанПиН 2.1.3.2630-10): отсутствует водоснабжение, канализование, вытяжная общеобменная вентиляция с механическим побуждением; в помещение требуется проведение косметического ремонта; одновременно с ртутьсодержащими лампами, подлежащими утилизации, в помещении осуществляется хранение подлежащих списанию мебели, канцелярских товаров. Выявленные нарушения подтверждаются актом проверки Управления Роспотребнадзора по Омской области от 16.02.2011 года . Таким образом проверка показала, что МУЗ «Городская поликлиника № 3» допускаются нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии в сфере здравоохранения, нарушения прав пациента на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, чем подрывается гарантированное Конституцией РФ право человека на охрану здоровья. Просит суд обязать обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника №3» устранить нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения:

- привести в рабочее состояние общеобменные приточную и вытяжную вентиляционные системы с механическим побуждением в стерилизационном отделении, смотровом и хирургическом кабинетах в здании взрослого терапевтического отделения МУЗ «Городская поликлиника №3» по <адрес>; предоставить документы, подтверждающие проведение ремонтных работ, производительность (паспорта вентиляционных систем) и эффективность работы вентиляционных систем (протоколы лабораторно-инструментальных исследований) (п.п.6.5, 6.36 СанПиН 2.13.2630-10).

- привести в рабочее состояние общеобменную вытяжную вентиляцию с механическим побуждением для организации воздухообмена в помещениях на третьем этаже взрослого терапевтического отделения МУЗ «Городская поликлиника №3» по <адрес>; предоставить протокол исследования уровней шума (п.п.6.5,6.7,6.36,15.2 СанПиН 2.1.3.2630-10);

- предоставить документы, подтверждающие проведение профилактического ремонта имеющихся систем вентиляции в зданиях МУЗ «Городская поликлиника №3» по <адрес>, подтвердив проведение профилактических осмотров о ремонтов (п.п.6.5,6.36 СанПиН 2.1.3.2630-10);

- оборудовать в соответствии с гигиеническими требованиями помещение для ртутьсодержащих отходов I класса опасности (ртутьсодержащие лампы, термометры) в здании МУЗ «Городская поликлиника №3» по <адрес>: оборудовать помещение водоснабжением, канализованием, вытяжной общеобменной вентиляцией с механическим побуждением; провести в помещении косметический ремонт; не осуществлять в помещении хранение подлежащих списанию мебели, канцелярских товаров, одновременно с ртутьсодержащими лампами, подлежащими утилизации.

Взыскать с ответчика сумму государственной пошлины.

В судебном заседании представитель истца - Сысенко А.Г., поддержала заявленные требования в полном объеме по аналогичным основаниям.

Представитель МУЗ «Городская поликлиника № 3» - Воропаева Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не оспаривала наличие указанных в исковом заявлении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в МУЗ «Городская поликлиника № 3», при этом ссылаясь на необходимость их устранения в срок до 20.03.2012 года, установленный предписанием № 141/п от 17.03.2011 года, выданным Управлением Роспотребнадзора по Омской области. Кроме того, указала на то, что для устранения данных нарушений требуются финансовые и временные ресурсы.

Представитель Департамента здравоохранения Администрации города Омска - Хоменко О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что предписанием об устранении нарушений от 17.03.2011 года, выданным Управлением Роспотребнадзора по Омской области установлен срок для устранения выявленных в МУЗ «Городская поликлиника № 3» нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения до 20.03.2012 года. В настоящее время принимаются меры к устранению выявленных нарушений, однако для устранения всех недостатков требуются серьезные финансовые вложения, полагает, что в срок 20.03.2012 года указанные в исковом заявлении нарушения будут устранены.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах невозможности явки представителя суду не сообщили.

Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.ст. 1,2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 года № 5487-1, охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

Основными принципами охраны здоровья граждан являются: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Статьей 11 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 года № 5487-1 установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Согласно ст. 30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 года № 5487-1 при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент, в том числе имеет право на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

Согласно ч. 1,3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с п. 1,2,3 Постановления Правительства РФ от 24.07.2000 года № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания. Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие: гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья; оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания; максимально или минимально допустимое количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего с позиций безопасности и (или) безвредности для здоровья человека тот или иной фактор среды его обитания. Государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования в том числе к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений. Оборудования и транспорта.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 года № 58 утверждены «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. СанПиН 2.1.3.2630-10», которые предназначены для учреждений здравоохранения и других организаций по оказанию медицинской помощи населению в больницах. Родильных домах, дневных стационарах и других лечебных учреждениях независимо от их принадлежности и форм собственности. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией лечебных учреждений и устанавливают требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму, организации питания больных в лечебных учреждениях.

В судебном заседании установлено, что в МУЗ «Городская поликлиника № 3» выявлены следующие нарушения требований СанПиН 2.1.3.2630-10:

1. Общеобменные приточная и вытяжная вентиляционные системы с механическим побуждением в стерилизационном отделении, смотровом и хирургическом кабинетах в здании взрослого терапевтического отделения МУЗ «Городская поликлиника № 3» по <адрес>, не работают; документы, подтверждающие проведение ремонтных работ, производительность (паспорта вентиляционных систем) и эффективность работы вентиляционных систем (протоколы лабораторно-инструментальных исследований) не представлены (п.п. 6.5, 6.36 СанПиН 2.1.3.2630-10).

2. Общеобменная вытяжная вентиляция с механическим побуждением для организации воздухообмена в помещениях на 3-ем этаже взрослого терапевтического отделения МУЗ «Городская поликлиника № 3» по <адрес>, не задействована; протокол исследования уровней шума не представлен (п.п. 6.5, 6.7, 6.36, 15.2 СанПиН 2.1.3.2630-10).

3. Документы, подтверждающие проведение профилактического ремонта имеющихся систем вентиляции в зданиях МУЗ «Городская поликлиника № 3» по <адрес>, не представлены, что свидетельствует о том, что профилактические осмотры и ремонты не проводятся (п.п. 6.5,6.36 СанПиН 2.1.3.2630-10).

4. Помещения для ртутьсодержащих отходов 1 класса опасности (ртутьсодержащие лампы, термометры) МУЗ «Городская поликлиника № 3» выделено в здании по <адрес>, однако не оборудовано в соответствии с гигиеническими требованиями (СанПиН 2.1.3.2630-10):

- отсутствует водоснабжение, канализование, вытяжная общеобменная вентиляция с механическим побуждением;

- в помещение требуется проведение косметического ремонта;

- одновременно с ртутьсодержащими лампами, подлежащими утилизации, в помещении осуществляется хранение подлежащих списанию мебели, канцелярских товаров.

Выявленные нарушения подтверждаются актом проверки Управления Роспотребнадзора по Омской области от 16.02.2011 года (л.д. 7-8), а также не оспаривались с судебном заседании представителем истца.

Из имеющегося в материалах дела предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области от 26.02.2010 года следует, что МУЗ «Городская поликлиника № 3» обязано устранить выявленные нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населении, в том числе

- задействовать обще-обменные приточную и вытяжную вентиляционные системы с механическим побуждением в стерилизационном отделении, смотровом, хирургическом кабинетах, перевязочных хирургического кабинета в здании взрослого терапевтического отделения МУЗ «Городская поликлиника №3» по <адрес>. Проведенные ремонтные работы и производительность и эффективность работы вентиляционных систем подтвердить протоколами лабораторно-инструментальных исследований;

- задействовать в соответствии с гигиеническими требованиями обще-обменную вытяжную вентиляцию с механическим побуждением для организации воздухообмена в помещениях на третьем этаже взрослого терапевтического отделения МУЗ «Городская поликлиника №3» по <адрес>; провести мероприятия по шумоглушению при ее работе, проведенные работы подтвердить проведение инструментальных исследований уровня шума;

- в соответствии с гигиеническими требованиями с кратностью 2 раза в год проводить профилактический ремонт действующих систем вентиляции в зданиях по <адрес> и <адрес>А;

- оборудовать отдельное помещение для хранения ртутьсодержащих отходов 1 класса опасности (ртутьсодержащие лампы, подлежащие утилизации) в срок до 15.02.2011 года (л.д. 20-23).

Судом установлено, что вышеуказанные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства выявлены органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора в феврале 2010 года, о чем было известно ответчику, однако до настоящего времени указанные нарушения не устранены, несмотря на то, что срок исполнения предписания истек 15.02.2011 года, что также подтверждается предписанием Управления Роспотребнадзора по Омской области от 17 марта 2011 года (л.д. 24-25).

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд полагает необходимым исковые требования прокурора Ленинского АО г. Омска удовлетворить, обязав Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника №3» устранить нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, поскольку нарушения прав пациента на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям подрывает гарантированное Конституцией Российской Федерации право человека на охрану здоровья.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с чем, сумма государственной пошлины, подлежащая взысканию с ответчиков в доход местного бюджета составляет - 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора Ленинского АО г. Омска удовлетворить.

Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника №3» устранить нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения:

- привести в рабочее состояние общеобменные приточную и вытяжную вентиляционные системы с механическим побуждением в стерилизационном отделении, смотровом и хирургическом кабинетах в здании взрослого терапевтического отделения МУЗ «Городская поликлиника №3» по <адрес>; предоставить документы, подтверждающие проведение ремонтных работ, производительность (паспорта вентиляционных систем) и эффективность работы вентиляционных систем (протоколы лабораторно-инструментальных исследований) (п.п.6.5, 6.36 СанПиН 2.13.2630-10).

- привести в рабочее состояние общеобменную вытяжную вентиляцию с механическим побуждением для организации воздухообмена в помещениях на третьем этаже взрослого терапевтического отделения МУЗ «Городская поликлиника №3» по <адрес>; предоставить протокол исследования уровней шума (п.п.6.5,6.7,6.36,15.2 СанПиН 2.1.3.2630-10);

- предоставить документы, подтверждающие проведение профилактического ремонта имеющихся систем вентиляции в зданиях МУЗ «Городская поликлиника №3» по <адрес>, подтвердив проведение профилактических осмотров о ремонтов (п.п.6.5,6.36 СанПиН 2.1.3.2630-10);

- оборудовать в соответствии с гигиеническими требованиями помещение для ртутьсодержащих отходов I класса опасности (ртутьсодержащие лампы, термометры) в здании МУЗ «Городская поликлиника №3» по <адрес> оборудовать помещение водоснабжением, канализованием, вытяжной общеобменной вентиляцией с механическим побуждением; провести в помещении косметический ремонт; не осуществлять в помещении хранение подлежащих списанию мебели, канцелярских товаров, одновременно с ртутьсодержащими лампами, подлежащими утилизации.

Взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения «Городская поликлиника №3» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере200 (двести) руб.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение 10 дней.

Судья -

Мотивированное решение изготовлено 13.07.2011 года.

Решение вступило в законную силу 31.08.2011 года.