№2-990/11 по иску прокурора ЛАО г. Омска в интересах муниципального образования г. Омска к МОУ ДОД `Детская школа искусств № 4` и др. об обязании устранить нарушения законодательства.



Дело №2-990/11

            Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 марта 2011 года          

Ленинский районный суд г. Омска в составе

председательствующей судьи Шаленовой М.А.

при секретаре Коваль М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского АО г. Омска в интересах муниципального образования г. Омск к МОУ ДОД «Детская школа искусств № 4», департаменту культуры Администрации г. Омска, департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска, Администрации г. Омска об обязании устранить нарушения законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Ленинского административного округа г. Омска обратился в суд с иском в интересах муниципального образования г. Омск к МОУ ДОД «Детская школа искусств № 4», Департаменту культуры Администрации г. Омска, Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска, Администрации г. Омска об обязании устранить нарушения законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия.

Исковые требования прокурор Бородич А.С. поддержала в полном объеме и пояснила, что Школа управления путей сообщения, расположенная по адресу г. Омск ул. ХХХ, Х является памятником истории и культуры регионального значения, находится в муниципальной собственности. Распоряжением департамента недвижимости Администрации г. Омска от 23.12.2005 г. № 2846-р передан в оперативное управление МОУ ДОД «Детская школа искусств № 4».

Учредителем данного образовательного учреждения является муниципальное образование городской округ г. Омск в лице департамента культуры Администрации г. Омска.

На указанный памятник истории и культуры имеется охранное обязательство между Министерством культуры Омской области и МОУ ДОД «Детская школа искусств № 4» № 820 от 28.03.2006 г. Охранным обязательством предусмотрен план ремонтно-реставрационных работ, который по причине отсутствия бюджетного финансирования до настоящего времени не выполнен, что ведет к разрушению объекта культурного наследия.

Планом ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории памятника истории и культуры предусмотрены следующие работы и сроки их выполнения:

-ремонт кровли- 2006 г.;

-ремонт фасада- по мере поступления бюджетных средств;

-внутренний косметический ремонт- за счет собственных средств.

Часть предусмотренных планом работ была выполнена. Так в 2006 г. был выполнен ремонт кровли за счет бюджетных средств; в 2010 г. выполнен капитальный ремонт отопительной системы одного крыла здания за счет бюджетных и собственных средств; внутренний косметический ремонт проводится ежегодно за счет собственных средств.

Однако реставрационные работы по недопущению разрушения объекта и эстетического состояния памятника истории и культуры не проводится по причине отсутствия бюджетного финансирования.

В ходе прокурорской проверки было установлено, что:

- со стороны ул. ХХХ видны следы деформации и частичного разрушения фундамента;

-во внутренних помещениях выявлены трещины в местах стыковки стен, трещины между стенами и потолочными перекрытиями;

-между деревянными пристройками и основным кирпичным зданием образовались зазоры размером 4-15 см;

-крыша здания протекает, на балках видны следы гниения;

-ремонт фасада не производился.

Эти факты подтверждаются актом обследования специалиста.

Обязанность обеспечивать сохранность памятников истории культуры лежит органах местного самоуправления, на учреждениях, которым эти памятники предоставлены в пользование. Мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории культуры осуществляются за счет средств пользователей или собственников.

Руководством МОУ ДОД «Детская школа искусств № 4» неоднократно обращалось в департамент культуры по вопросу выделения денежных средств на эти цели.

Однако до настоящего времени необходимые денежные средства департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска не выделены.

Считает необходимым обязать ответчиков выполнить требования охранных обязательств. Согласна с тем, чтобы работы, предусмотренные охранным обязательством, ответчики выполнили в период до 01.10.2011 г.

Представитель ответчика МОУ ДОД «Детская школа искусств № 4» Инкина Н.П. и представитель департамента культуры Администрации г. Омска Сипатин А.В. признали факт невыполнения условий охранного обязательства, объясняют это недостатком финансирования этих мероприятий. Представили доказательства о заказе на проведение проектных работ, которые предшествуют проведению ремонта. Просят установить им срок для выполнения предусмотренных охранным обязательством мероприятий до 01.10.2011 г.

Представители ответчиков -Администрации г. Омска и департамент имущественных отношений Администрации г. Омска, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.

Представитель третьего лица - Министерства культуры омской области Соглаева Н.В. считает иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Выслушав стороны, третьих лиц, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 49 Приложения N 2 к решению облисполкома от 23 мая 1989 г. N 139 здание по адресу г. Омск ул. ХХХ, Х признано объектом, представляющим историческую ценность.

В соответствии со свидетельствами (л.д. 20, 21) названное здание и земельный участок под ним находятся в оперативном управлении МОУ ДОД «Детская школа искусств № 4» на основании распоряжения Департамента недвижимости администрации г. Омска от 23.12.2005 г. № 2846-р «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления».

Согласно Устава (л.д. 16-18) учредителем МОУ ДОД «Детская школа искусств № 4» является муниципальное образование городской округ г. Омск омской области в лице департамента культуры Администрации г. Омска.

МОУ ДОД «Детская школа искусств № 4» приняло на себя обязательства в отношении названного памятника истории и культуры перед Министерством культуры Омской области, которые нашли отражение в охранном обязательстве № 820 от 28.03.2006 г. (л.д. 14-15).

К охранному обязательству прилагается акт технического состояния (л.д. 11-13) и план ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории памятника истории и культуры (л.д. 10).

В соответствии с указанным планом в здании по адресу г. Омск ул. ХХХ, предусмотрены следующие работы:

-ремонт кровли- 2006 г.;

-ремонт фасада- 2006 г. по мере поступления бюджетных средств;

-внутренний косметический ремонт- 2006 г. за счет собственных средств.

Из акта обследования от 19.01.2011 г. (л.д. 7-8) в ходе проведенного обследования здания было установлено, что:

- со стороны ул. ХХХ видны следы деформации и частичного разрушения фундамента;

-во внутренних помещениях выявлены трещины в местах стыковки стен, трещины между стенами и потолочными перекрытиями;

-между деревянными пристройками и основным кирпичным зданием образовались зазоры размером 4-15 см;

-крыша здания протекает, на балках видны следы гниения;

-ремонт фасада не производился.

Суду представлены письма (л.д. 22-39), свидетельствующие о том, что с 2009 г. по настоящее время руководителем МОУ ДОД «Детская школа искусств № 4» перед департаментом культуры Администрации г. Омска ставится вопрос о финансировании ремонтных работ, в т.ч. и работ, предусмотренных планом ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории памятника истории и культуры.

Согласно информации на имя руководителя департамента имущественных отношений Администрации г. Омска (л.д. 9) работы по ремонту и реставрации объекта выполнены частично, т.к. бюджетных средств не выделялось.

Согласно ст. 9.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изменениями от 27 февраля 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 3 июня, 31 декабря 2005 г., 18, 29 декабря 2006 г., 26 июня, 18 октября, 8 ноября 2007 г., 13 мая, 14, 23 июля 2008 г., 17 декабря 2009 г., 18 октября, 30 ноября, 13 декабря 2010 г.) к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов.

В соответствии со ст. 63 вышеназванного Федерального закона впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено настоящим Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года N 865 (СП СССР, 1982, N 26, ст.133) и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат настоящему Федеральному закону.

В силу п. 26 Положения предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся в их собственности, пользовании или на землях, предоставленных им в пользование.

Согласно п. 59 Положения порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством.

В охранных документах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия.

Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Омской области от 3 апреля 1996 г. N 48-ОЗ
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Омской области"
(с изменениями от 3 апреля 2000 г., 5 апреля 2001 г., 31 марта, 22 декабря 2004 г., 24 июля, 10 октября 2006 г., 9 марта, 23 ноября 2007 г., 8 апреля, 17 октября 2008 г., 11 февраля, 23 июля 2009 г.) источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения являются областной бюджет, местные бюджеты и внебюджетные поступления.

Согласно п.п. 9 п. 17 Постановление Мэра города Омска от 10 августа 2005 г. N 395-п
"О департаменте имущественных отношений Администрации города Омска"
(с изменениями от 20 октября 2005 г., 5, 21 апреля, 7 июля, 4 августа 2006 г., 16 февраля, 14 мая 2007 г., 15 сентября, 21, 27 ноября, 31 декабря 2008 г., 19 февраля, 10 июня, 10 июля 2009 г., 28 мая, 2 декабря 2010 г.) задачей департамента является обеспечение соблюдения законодательства в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом города Омска.

Суд пришел к выводу, что в отношении здания по адресу г. Омск ул. ХХХ, являющегося памятником культуры и истории, а также муниципальным имуществом не выполняются мероприятия, предусмотренные охранным обязательством.

Эти мероприятия выполнимы всеми ответчиками в срок до 01.10.2011 г.

В связи с изложенным суд считает иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчиков подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в размере 4000 руб., от уплаты которой истец освобожден в силу закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать МОУ ДОД «Детская школа искусств № 4», департамент культуры Администрации г. Омска, департамент имущественных отношений Администрации г. Омска, Администрацию г. Омска выполнить требования охранного обязательства № 820 от 28.03.2006 г. в срок до 01.10.2011 г.

Взыскать в равных долях с Администрации города Омска, департамента культуры Администрации города Омска, департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 4» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере4000 (четыре тысячи) руб.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 22.03.2011 г.

Решение вступило в законную силу 11.05.2011