2-4354/2011 Администрация г. Омска к МРО СП по ОИП УФССП России по омской области об освобождении от исполнительского сбора



      

           Р Е Ш Е Н И Е

                                     Именем Российской Федерации                    дело № 2 - 4354/11

город Омск              14 сентября 2011 года               

Суд Ленинского района города Омска

председательствующий Небольсин Л.В.

секретарь Лыщенко С.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации города Омска об освобождении от взыскания исполнительского сбора, суд

         У С Т А Н О В И Л:

Администрация города Омска обратилась в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 рублей по исполнительному производству возбужденному 28.07.2011 года на основании исполнительного листа № 2-3773/2010 от 15.02.2011, выданного Центральным районным судом города Омска.

Свои требования мотивировала тем, что получено постановление судебного пристава-исполнителя Поповой А.П. о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 рублей, которое вынесено в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа № 2-3773/2010 от 15.02.2011, выданного Центральным районным судом г. Омска об обязании Администрации г. Омска предоставить Овчаренко Е.В., Овчаренко А.В., Овчаренко В.И. по договору социального найма в связи со сносом благоустроенное жилое помещение взамен занимаемого, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам, состоящее из двух комнат, общей площадью не ниже 30,4 кв.м., жилой площадью не ниже 19,1 кв.м., находящееся в черте населенного пункта г.Омск. Во исполнении решения Центрального районного суда г. Омска от 08.12.2010 г. Администрацией г.Омска принято постановление от 25.03.2011 г. № 264-п «О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда г. Омска, расположенного по адресу <адрес>, по договору социального найма, в соответствии с которым Овчаренко Е.В., Овчаренко А.В., Овчаренко В.И. предоставлено по договору социального найма указанное жилое помещение, общей площадью 42,9 кв.м. Во исполнение постановления № 264-п Администрацией подготовлен договор социального найма указанного жилого помещения, однако Овчаренко В.И. отказывается от заключения указанного договора социального найма. Таким образом, у Администрации имеются уважительные причины для неисполнения постановления о возбуждении исполнительного производства в течение 5 дней.

Представитель истца Чеголя Ю.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Омской области Попова А.П. в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена. В отзыве указала, что в отношении должника Администрации города Омска 31.03.2011 возбуждено исполнительное производство , на основании исполнительного листа № 2-3773/2010 от 15.02.2011 года, выданного Центральным районным судом города Омска, по делу № 2-3773/2010, вступившего в законную силу 09.02.2011г. об обязании Администрации города Омска предоставить Овчаренко Е.В., Овчаренко А.В., Овчаренко В.И. по договору социального найма в связи со сносом благоустроенное жилое помещение взамен занимаемого, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам, состоящее из двух комнат, общей площадью не ниже 30,4 кв.м., жилой площадью не ниже 19,1 кв.м., находящееся в черте населенного пункта г.Омск. 08.04.2011г. должником получено постановление о возбуждении исполнительного производства. В п.2 постановления должнику установлен пятидневный срок исполнения требования содержащегося в исполнительном документе. Администрация предупреждена о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с нее будет взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 рублей. Исполнительный документ вступил в законную силу, и является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории РФ в соответствии с ч,1 ст.16 АПК РФ.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика УФССП по Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Третьи лица Овчаренко Е.В., Овчаренко А.В., Овчаренко В.И. в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Заслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229 «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст. 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника.

Из материалов дела следует, что решением Центрального районного суда г. Омска от 08.12.2010г. на Администрацию г. Омска возложена обязанность предоставить Овчаренко Е.В., Овчаренко А.В., Овчаренко В.И. по договору социального найма в связи со сносом благоустроенное жилое помещение взамен занимаемого, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам, состоящее из двух комнат, общей площадью не ниже 30,4 кв.м., жилой площадью не ниже 19,1 кв.м., находящееся в черте населенного пункта г.Омск.

Судебный пристав-исполнитель МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Попова А.П. 31.03.2011 г. возбудила исполнительное производство , на основании исполнительного листа № 2-3773/2010 от 15.02.2010 г., выданного Центральным районным судом г. Омска об обязании Администрации г.Омска предоставить Овчаренко Е.В., Овчаренко А.В., Овчаренко В.И. по договору социального найма в связи со сносом благоустроенное жилое помещение взамен занимаемого, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам, состоящее из двух комнат, общей площадью не ниже 30,4 кв.м., жилой площадью не ниже 19,1 кв.м., находящееся в черте населенного пункта г.Омск.

В п.2 постановления должнику установлен пятидневный срок исполнения требования содержащегося в исполнительном документе. Администрация предупреждена о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с нее будет взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 рублей.

Постановлением от 30.06.2011 г. о взыскании исполнительского сбора в п.1 названного постановления в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа, и непредставлением доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника - Администрации города Омска взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

По смыслу закона, исполнительский сбор является мерой принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В соответствии с ч. б ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В судебном заседании установлено, что во исполнении решения Центрального районного суда г. Омска от 08.12.2010 г. Администрацией г.Омска принято постановление от 25.03.2011 г. № 264-п «О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда г. Омска, расположенного по адресу <адрес>, по договору социального найма, в соответствии с которым Овчаренко Е.В., Овчаренко А.В., Овчаренко В.И. предоставлено по договору социального найма указанное жилое помещение, общей площадью 42,9 кв.м.

Во исполнение постановления № 264-п Администрацией подготовлен договор социального найма указанного жилого помещения, однако Овчаренко В.И. отказывается от заключения указанного договора социального найма. Таким образом, у Администрации имеются уважительные причины для неисполнения постановления о возбуждении исполнительного производства в течение 5 дней.

Со стороны Администрации г.Омска отсутствуют виновные действия по неисполнению решения Центрального районного суда г.Омска от 08.12.2010 года.

В соответствии со ст.239 Бюджетного кодекса РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы РФ представляет собой правой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случает, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 БК РФ. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится, за исключением случает, установленных БК РФ. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, - какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу ст. 55 Конституции РФ введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. При этом, наличие вины, как элемента субъективной стороны состава правонарушения, является одним из принципов юридической ответственности.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии вины в действиях должника - Администрации города Омска, при исполнении требований исполнительного документа, полагая, что должником были предприняты все зависящие от него меры по своевременному исполнению требований исполнительного документа, и считает возможным удовлетворить требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

          Р Е Ш И Л :

Освободить Администрацию города Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 рублей в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов-исполнителей по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области А.А.Поповой от 30.06.2011 года, по исполнительному производству возбужденному 28.07.2011 года на основании исполнительного листа № 2-3773/2010 от 15.02.2011, выданного Центральным районным судом города Омска.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в десятидневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                    Л.В.Небольсин

Мотивированное решение составлено 19 сентября 2011 года