Дело № 2-3992/11 по иску Ткачука А.Н. к Администрации г. омска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по выкупу и передаче в общую долевую собственность.



Дело № 2-3992/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд города Омска в составе:

председательствующего судьи Лозовой Ж.А.,

при секретаре Сотниковой Т.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске «21» сентября 2011 года гражданское дело № 2-3992/11 по иску Ткачука А.Н. к Администрации города Омска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по выкупу и передаче в общую долевую собственность земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально истец Ткачук А.Н. обратился в Ленинский районный суд города Омска с исковыми требованиями к Администрации города Омска, указывая, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Строительство жилого дома осуществлялось ЗАО «Строительная фирма «Трест-5» на основании распоряжения Мэра г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ и проектной документации получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации от ДД.ММ.ГГГГ . ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области ЗАО «Строительная фирма «Трест-5» выдано заключение о соответствии вышеуказанного построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации. ДД.ММ.ГГГГ департаментом строительства администрации города Омска было принято распоряжение «О разрешении ввода в эксплуатацию законченного строительством 12-этажного 79-квартирного жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями, расположенного по адресу: <адрес> В ДД.ММ.ГГГГ году специалистами Департамента имущественных отношений администрации г. Омска было проведено обследование земельного участка с кадастровым номером , местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам жилых помещений, расположенных в указанном многоквартирном доме . По результатам обследования было составлено заключение, согласно которому площадь, занимаемая частью жилого дома с почтовым адресом: <адрес>, находится на земельном участке с кадастровым номером и составляет <данные изъяты>., а площадь территории, попадающей в границы ограждения, относящегося к придомовой территории дома с почтовым адресом: <адрес> - <данные изъяты> кв.м. Таким образом, истцу, как собственнику жилого помещения в многоквартирном жилом <адрес>, не принадлежит на праве общей долевой собственности часть земельного участка, на котором расположен данный дом, что противоречит пункту 1 ст. 36 ЖК РФ. Просил признать незаконным бездействие администрации г. Омска, выразившееся в неоформлении документов на выкуп части земельного участка с кадастровым номером (<данные изъяты> кв.м.) в целях размещения объекта - многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>; обязать администрацию г. Омска осуществить все необходимые действия, направленные на выкуп части земельного участка с кадастровым номером , а именно: выкупить земельные участки, площадью <данные изъяты>. и <данные изъяты> кв.м.; обязать администрацию г. Омска передать Ткачуку А.Н. выкупленную часть земельного участка (<данные изъяты>. и <данные изъяты> кв.м.) в общую долевую собственность.

В ходе судебного разбирательства истец Ткачук А.Н. уточнил заявленные исковые требования, просил суд признать незаконным бездействие администрации г. Омска, выразившееся в неоформлении документов на выкуп части земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и <данные изъяты> кв.м.) в целях размещения объекта - многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>; обязать администрацию г. Омска осуществить все необходимые действия, предусмотренные ч. 4 ст. 31 ЗК РФ, которые будут направлены на выкуп части земельного участка с кадастровым номером , а именно: выкупить у собственников многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу - <адрес>, земельный участок, площадью 18 кв.м. (площадь земельного участка, занимаемая частью жилого дома с почтовым адресом: <адрес>), и <данные изъяты> кв.м. (площадь земельного участка, попадающая в границы ограждения, относящегося к придомовой территории жилого дома с почтовым адресом: <адрес>); обязать администрацию г. Омска передать Ткачуку А.Н. выкупленную часть земельного участка (<данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м.) в общую долевую собственность пропорционально размеру общей площади помещения (квартиры , расположенной по адресу: <адрес>), принадлежащего истцу на праве собственности.

В судебное заседание истец Ткачук А.Н. не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.

Поскольку остальные лица, участвующие в деле, настаивали на рассмотрении дела по существу, с учетом положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, извещенного о времени и месте судебного заседания, так как им не представлены сведения о причинах неявки.

В предыдущем судебном заседании истец Ткачук А.Н. поддерживал заявленные исковые требования с учетом уточнений, настаивая на их удовлетворении.

Представитель ответчика - Администрации города Омска Яковлев К.А.. (по доверенности) заявленные исковые требования не признал, пояснил, что на основании представленных в департамент строительства Администрации города Омска документов, подтверждающих факт соответствия объекта строительства (<адрес>) проектной документации и требованиям действующих нормативных актов, орган местного самоуправления выдал разрешение на ввод объекта строительства (<адрес>) в эксплуатацию. Таким образом, орган местного самоуправления в лице департамента строительства исполнил свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, факт бездействия истцом не доказан. Ссылку истца на ст. 31 ЗК РФ считает необоснованной. Просил отказать в удовлетворении требований, так как Ткачуком А.Н.. не представлено никаких допустимых доказательств, обосновывающих его требования к Администрации города Омска.

Представитель третьего лица - департамента строительства Администрации города Омска Баер С.Н. (по доверенности) с исковыми требованиями не согласился, поддержал прежние пояснения, в которых указал, что в ходе строительства <адрес> был поднадзорен управлению государственного строительного надзора. При формировании земельных участков под домами №№ <адрес> наложения участков не происходило. После строительства дома оказалось, что угол дома находится на земельном участке, прилегающем к дому . В связи с отсутствием муниципальных нужд, никакого выкупа части земельного участка быть не может. Для изъятия части земельного участка необходимо снимать оба участка с кадастрового учета с уведомлением всех собственников помещений и проводить их переформирование.

Представитель третьего лица - департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска Семенова Е.Г. (по доверенности) с исковыми требованиями не согласилась, указав, что положения ст. 31 ЗК РФ регламентируют порядок выбора земельного участка для строительства и предварительного согласования места размещения объекта в целях последующего предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта капитального строительства. В рассматриваемом случае речь идет об изъятии и выкупе части земельного участка, находящегося в общей долевой собственности у жильцов многоквартирного дома по <адрес>, в целях размещения уже имеющегося объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома по <адрес>. Нормы действующего земельного и градостроительного законодательства РФ не предусматривают подобной процедуры. Строительство многоквартирного жилого дома по <адрес>, произведено на основании распоряжения Мэра г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ , земельный участок предоставлен ЗАО «Строительная фирма «Трест-5» на основании распоряжения Мэра г. Омска , распоряжением департамента архитектуры от 28.12.06 утвержден градостроительный план вышеуказанного земельного участка. Согласно ст. 44 ГрК РФ градостроительный план земельного участка определяет допустимое размещение объекта капитального строительства на конкретном земельном участке с учетом всех градостроительных норм и правил. Градостроительным планом земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., было определено допустимое размещение многоквартирного дома в границах предоставленного для строительства земельного участка. Границы земельного участка, предоставленного для строительства жилого дома по <адрес>, не имеют наложений на границы земельного участка, расположенного под домом по <адрес>. Таким образом, Администрация города Омска исполнила обязанность по оформлению и выдаче исходно-разрешительной документации для строительства и ввода в эксплуатацию указанного выше объекта капитального строительства в соответствии с нормами действующего законодательства РФ. Просила отказать в удовлетворении требований.

Из пояснений представителя третьего лица - департамента имущественных отношений Администрации города Омска Геккер А.А.. (по доверенности) следует, что земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Случаи выкупа земельных участков предусмотрены ст. 49 ЗК РФ. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иных входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности и земельный участок, на котором дом расположен. Таким образом, исковые требования не подлежат удовлетворению, а вопрос о перераспределении смежных земельных участков, на которых распложены жилые многоквартирные дома №№ <адрес>, должен решаться общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Представители третьих лиц - Администрации Ленинского административного округа города Омска, ЗАО «Строительная фирма «Трест-5», Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, Муниципального предприятия города Омска «Городское кадастровое бюро «Земля и недвижимость» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом, о причине неявки суд не известили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Судом установлено, что истец Ткачук А.Н. является собственником <адрес> (л.д. 10).

Из заключения МП г. Омска «Городское кадастровое бюро «Земля и недвижимость», составленного в ДД.ММ.ГГГГ году, усматривается, что в границах земельного участка с кадастровым номером расположен <данные изъяты> этажный жилой дом с почтовым адресом: <адрес> В юго-западной стороне участка находится часть <данные изъяты>этажного жилого дома с адресом: <адрес>, и часть металлического ограждения придомовой территории многоквартирного дома с почтовый адресом: <адрес> Площадь, занимаемая частью жилого дома с адресом <адрес>, земельного участка с кадастровым номером , составляет <данные изъяты> кв.м., а площадь территории, попадающей в границы ограждения, относящегося к придомовой территории дома с почтовым адресом <адрес>, - <данные изъяты> кв.м. (л.д. 17).

Из ответа департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 31.08.10 следует, что расположенный угол многоквартирного дома на части земельного участка, находящегося в общей долевой собственности собственников жилых помещений многоквартирного дома по <адрес>, является препятствием в использовании земельного участка его собственниками, в связи с чем за ними сохраняется право обратиться в суд с иском об устранении всяких нарушений (л.д. 106).

В соответствии с ответом департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 06.09.10 , оформление исходно-разрешительной документации по строительству <адрес> было выполнено в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством. ЗАО «Строительная фирма «Трест-5» в аренду были предоставлены земельный участок, площадью 4031 кв.м., с кадастровым номером для жилищных нужд и общественно-деловых целей под строительство жилого дома со встроено-пристроенным блоком обслуживания по <адрес> в Ленинском административном округе; земельный участок общего пользования, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , для организации строительной площадки. Границы указанных земельных участков были сформированы до разработки проектной документации, с учетом сложившейся градостроительной ситуации, красных линий, границ смежных земельных участков, сведений государственного кадастра недвижимости, в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. В ДД.ММ.ГГГГ году было разрешено строительство жилого дома, на ЗАО «Строительная фирма «Трест-5» были возложены обязанности по получению разрешения на право производства работ в Главном управлении государственного архитектурно-строительного надзора и вневедомственной экспертизы Омской области после утверждения проектной документации. Контроль за качеством строительства объекта, соответствием его проектной документации, относится к компетенции Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области. После ввода жилого дома в эксплуатацию земельный участок был переформирован, однако границы с северной стороны территории жилого <адрес> установлены без учета объекта недвижимости. Формирование границ земельного участка должно проводиться с учетом фактически используемой площади земельного участка на основании исполнительной съемки территории, в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, с учетом красных линий и сведений государственного кадастра недвижимости. В сложившейся ситуации для устранения несоответствия в границах земельных участков необходимо проведение повторных межевых работ по переформированию земельных участков с кадастровыми номерами и , с обращением в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений указанных земельных участков (л.д. 108-109).

Как следует из искового заявления, бездействие ответчика состоит в том, что Администрация г. Омска не проинформировала собственников помещений <адрес>, об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и не осуществила выкуп участка для строительства многоквартирного <адрес>.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; разрешение на строительство; акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора); документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта; заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 ГрК РФ.

Актом Главного управления архитектуры и градостроительства от 03.12.03 выбран земельный участок под строительство многоэтажного жилого дома (л.д. 19-20), Распоряжением департамента строительства Администрации города Омска от 27.06.07 разрешен ввод в эксплуатацию законченного строительством <данные изъяты>-этажного <данные изъяты>-квартирного жилого дома по адресу: <адрес>, построенного ООО «Строительная компания «СМТ-5» по титулу ЗАО «Строительная фирма Трест-5» (л.д. 11). Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 01.07.09 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в границах кадастрового квартала, местоположение которого установлено относительно <данные изъяты>-этажного жилого дома по <адрес> (л.д. 62).

Таким образом, ответчиком было определено допустимое размещение многоквартирного <адрес> в границах предоставленного для строительства земельного участка. При этом доказательств того, что границы земельного участка, предоставленного для строительства жилого <адрес> имеют наложение на границы земельного участка, расположенного под домом по <адрес>, суду не представлено.

Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что Администрация города Омска исполнила свою обязанность по оформлению и выдаче исходно-разрешительной документации для строительства и ввода в эксплуатацию указанного объекта капитального строительства (жилого <адрес> в соответствии с нормами действующего законодательства РФ.

Согласно ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 ФЗ от 21.07.05 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функции и полномочия муниципальных заказчиков.

Случаи выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд предусмотрены ст. 49 ЗК РФ.

Согласно ч. 4 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в указанной статье идет речь о выборе земельного участка для его последующего представления под строительство, соответственно, указанная норма на сложившиеся правоотношения не распространяется, а бездействие ответчика не нашло своего подтверждения.

Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.04 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Как следует из ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Установлено, что земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение которого установлено относительно жилого дома <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности собственниками помещения многоквартирного дома, доли в праве пропорциональны размеру общей площади помещения (л.д. 80).

Земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение которого установлено относительно жилого дома <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности собственниками помещения многоквартирного дома, доли в праве пропорциональны размеру общей площади помещения (л.д. 87).

Статья 35 Конституции РФ предусматривает, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ, определяющей содержание права собственности, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, а также принимает решение о пользовании, распоряжении общим имуществом собственников. Соответственно, вопросы переформирования смежных земельных участков, на которых распложены жилые многоквартирные дома по <адрес>, должны решаться общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных Ткачуком А.Н.. исковых требований следует отказать. При этом истец не лишен возможности защищать свои права и законные интересы иным способом в соответствии со ст. 12 ГК РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ткачука А.Н. к Администрации города Омска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по выкупу и передаче в общую долевую собственность земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Омска в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья

Ж.А. Лозовая

Мотивированное решение суда изготовлено 26 сентября 2011 года.

Судья Ж.А. Лозовая

Решение вступило в законную силу 07 октября 2011 года.