Дело № 2-3384/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 июля 2011 года г. Омск Ленинский районный суд г. Омска в составе председательствующего О. В. Свотиной, при секретаре судебного заседания Е.А Табаковой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского административного округа г.Омска к Обществу с ограниченной ответственностью «Ломбард-Аурум» об обязании устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму УСТАНОВИЛ: Прокурор Ленинского административного округа г.Омска обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Ломбард-Аурум» об обязании устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, ссылаясь на то, что прокуратурой Ленинского административного округа г.Омска в июне 2011 года проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма обществом с ограниченной ответственностью «Ломбард-Аурум». Согласно ст. 4 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Федерального закона № 115-ФЗ) к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся организация и осуществление внутреннего контроля, обязательный контроль. В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ обязательный контроль -совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации; внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ; осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров. Статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, отнесены кредитные организации, ломбарды, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества и др. В силу ч. 9 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в частификсирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. В случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. На основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона № И 5-ФЗ уполномоченный орган, определяемый Президентом Российской Федерации, является федеральным органом исполнительной власти, задачи, функции и полномочия которого в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма устанавливаются в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ. В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23.06.2004 № 307, Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции но противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Порядок постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, определяется Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 № 28 (далее Положение). Согласно п. 2 Положения постановке на учет подлежат ломбарды, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, и др. Из п. 3 Положения следует, что постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования Положения, вновь созданной организации - в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации. Кроме того, в силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций -Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 08.01.2003 № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца, для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке, для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего Постановления. Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения. ООО «Ломбард-Аурум» зарегистрировано в качестве юридического лица с 21.12.2009 г.. Исходя из положений п. 3.2 Устава ООО «Ломбард-Аурум» предметом деятельности общества является предоставление краткосрочных займов гражданам, хранение вещей. Однако, в нарушение вышеуказанных требований законодательства ООО «Ломбард-Аурум» до настоящего времени не встало на учет в Межрегиональном управлении Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу, не согласовало правила внутреннего контроля. Таким образом, контроль уполномоченным органом - Межрегиональным В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Несоблюдение Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» может привести к легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Истец просит суд обязать ООО «Ломбард-Аурум» осуществить постановку на учет в уполномоченном органе - Межрегиональном управлении Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу. Обязать ООО «Ломбард-Аурум» разработать и согласовать с Межрегиональным управлением Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу правила внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для исполнения решения суда. Взыскать с ответчика сумму государственной пошлины. В судебном заседании представитель истца Бородич А.Н. поддержала заявленные требования, не настаивала на установлении ответчику срока для исполнения решения суда. Представитель ответчика директор ООО «Ломбард-Аурум» Смотриков А.И. иск не признал, ссылаясь на то, что представление об устранении нарушений законодательства датировано 05.07.2011г., исковое заявление прокурора Ленинского административного округа г.Омска в Ленинский районный суд г.Омска об обязании устранить допущенные нарушения требований законодательства датировано 22.06.2011 г., т.е. до момента окончания проверки деятельности ООО «Ломбард-Аурум» прокуратурой Ленинского административного округа г.Омска. ООО «Ломбард-Аурум» в нарушении положений ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не было уведомлено о проведении в его отношении какой-либо проверки. Требования прокуратуры о постановке на учёт в Межрегиональном управлении Росфинмониторинга по Сибирскому округу, а также требование о согласовании правил внутреннего контроля, является неприменимым к ООО «Ломбард-Аурум». Начиная с «21» декабря 2009 г. (с момента государственной регистрации юридического лица) ООО «Ломбар-Аурум» не ведёт и не вёл никакую предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность, в штате организации не состоит ни одного сотрудника. 10.07.2011 г. единственным учредителем ООО «Ломбард-Аурум» было принято решении о ликвидации Общества. Кроме того, истцом не указаны нормы закона нарушенные ответчиком. Также не указанно, как удовлетворения заявленных требований повлияют на восстановление нарушенных прав истца. Представитель Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Из письменного отзыва следует, что Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу поддерживает иск прокурора ЛАО г.Омска. Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Установлено, что ООО «Ломбард-Аурум» зарегистрировано в качестве юридического лица с 21.12.2009 года. Исходя из положений п. 3.2 Устава ООО «Ломбард-Аурум» предметом деятельности общества является предоставление краткосрочных займов гражданам, хранение вещей. Согласно ст. 4 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Федерального закона № 115-ФЗ) к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся организация и осуществление внутреннего контроля, обязательный контроль. В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ обязательный контроль -совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации; внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ; осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров. Статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, отнесены кредитные организации, ломбарды, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества и др. В силу ч. 9 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в частификсирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. В случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. На основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона № И 5-ФЗ уполномоченный орган, определяемый Президентом Российской Федерации, является федеральным органом исполнительной власти, задачи, функции и полномочия которого в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма устанавливаются в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ. В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23.06.2004 № 307, Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторииг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции но противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Порядок постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, определяется Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 № 28 (далее Положение). Согласно п. 2 Положения постановке на учет подлежат ломбарды, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, и др. Из п. 3 Положения следует, что постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования Положения, вновь созданной организации - в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации. Кроме того, в силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций -Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 08.01.2003 № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца, для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке, для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего Постановления. Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения. Как указывалось выше, ООО «Ломбард-Аурум» зарегистрировано в качестве юридического лица с 21.12.2009 года. Исходя из положений п. 3.2 Устава ООО «Ломбард-Аурум» предметом деятельности общества является предоставление краткосрочных займов гражданам, хранение вещей. Однако, в нарушение вышеуказанных требований законодательства ООО «Ломбард-Аурум» до настоящего времени не встало на учет в Межрегиональном управлении Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу, не согласовало правила внутреннего контроля. Таким образом, контроль уполномоченным органом - Межрегиональным Доводы ответчика о том, что с момента государственной регистрации юридического лица ООО «Ломбард-Аурум» не ведёт предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность, в штате организации не состоит ни одного сотрудника. 10.07.2011 г. единственным учредителем ООО «Ломбард-Аурум» было принято решении о ликвидации Общества суд находит несостоятельными, поскольку, законодатель не связывает постановку на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы с наличием либо отсутствием предпринимательской деятельности. Обращение же прокурора Ленинского административного округа г.Омска в Ленинский районный суд г.Омска с иском об обязании устранить допущенные нарушения требований законодательства не связано с выполнением ответчиком акта прокурорского реагирования. Прокурор вправе выбрать способ защиты нарушенных прав в виде обращения с иском в суд. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Несоблюдение Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» может привести к легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Учитывая изложенное, суд полагает возможным иск прокурора ЛАО г.Омска удовлетворить в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Ленинского административного округа г.Омска к Обществу с ограниченной ответственностью «Ломбард-Аурум» об обязании устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму удовлетворить в полном объеме Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ломбард-Аурум» осуществить постановку на учет в уполномоченном органе - Межрегиональном управлении Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ломбард-Аурум» разработать и согласовать с Межрегиональным управлением Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу правила внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ломбард-Аурум» госпошлину в бюджет г.Омска в размере *** рублей. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Омска. Судья. Решение вступило в законную силу 01.08.2011 г.
управлением Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу, за деятельностью
данной организации не осуществляется.
управлением Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу, за деятельностью
данной организации не осуществляется.