дело № 2-4111/11 по иску УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской обл. в инт. н\о круга лиц к ООО `Парма и К` о признании действий незаконными, понуждении к совершению действий



ЗАОЧНОЕ       

Р Е Ш Е Н И Е         Дело № 2-4111/11

Именем Российской Федерации

           

г. Омск          08 сентября 2011 года               

Ленинский районный суд г.Омска в составе

председательствующего судьи Р.В.Утенко

при секретаре Н.А.Боровковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Парма и К» о признании действий незаконными, понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Роспотребнадзора по Омской области обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании действий ООО «Парма и К» в части нарушения требований законодательства о защите прав потребителей и санитарного законодательства, противоправными, понуждении ответчика к совершению действий. В обоснование заявленных требований истец указал, что 27.06.2011г. при проведении плановой проверки в отношении ООО «Парма и К» были установлены противоправные действия при осуществлении деятельности в магазинах и торговых павильонах, расположенных по адресу ***; по адресу ***; по адресу ***; по адресу ***; по адресу ***. По итогам проверки был составлен протокол об административном правонарушении от 27.06.2011г. по ч. 6.4 КоАП РФ в отношении ООО «Парма и К». Для устранения вышеуказанных нарушений должностным лицом было выдано Предписание об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. В связи с изложенным, Управление Роспотребнадзора по Омской области просит суд: признать действия ООО «Парма и К» противоправными в отношении неопределенного круга лиц; обязать ответчика принять меры к устранению нарушений:

- провести текущий ремонт торговых, складских, подсобных помещений в торговом павильоне по адресу ***;

- провести косметический ремонт подсобных помещений (загрузочное помещение, сан. узел) в магазине по адресу ***;

- оборудовать помещение предпродажной подготовки товаров, фасовочные помещения, моечные инвентаря, в магазине по адресу ***, в торговом павильоне по адресу ***, либо обеспечить реализацию товаров в промышленной упаковке предприятий-изготовителей;

- выделить и оборудовать помещение (гардероб, административные помещения) в магазинах по адресам: ***; ***, и в торговых павильонах по адресам: ***; ***;

- обеспечить стеллажи и подтоварники для хранения пищевых продуктов гигиеническим покрытием, приобрести достаточное количество подтоварников для хранения продуктов в магазинах по адресам: ***; ***; в торговых павильонах по адресу: ***;

- разработать и утвердить программу производственного контроля, представить протоколы лабораторно-инструментальных испытаний по итогам за 2010г.

- обеспечить продавцов полным комплектом санитарной одежды (халаты, косынки, колпаки) - во всех торговых предприятиях.

- приобрести и установить психрометры в складских помещениях для хранения пищевых продуктов во всех торговых предприятиях;

- обеспечить светильники в торговом и складском помещении торгового павильона по адресу: *** защитными плафонами;

- оформить ценники на товары надлежащим образом, обязать иметь книгу отзывов и предложений во всех торговых предприятиях;

- выделить отдельный, промаркированный уборочный инвентарь для производственных помещений и туалета, обеспечить их раздельное хранение в определенных местах; выделить отдельные емкости для обработки инвентаря (холодильного оборудования) - во всех торговых предприятиях;

Истец просит также обязать ООО «Парма и К» довести в установленный судом срок до сведения потребителей через средства массовой информации решение суда.

Представитель истца по доверенности Жакупова Г.Я. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по аналогичным основаниям.

Представитель ответчика ООО «Парма и К» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав доводы истца, изучив представленные доказательства, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1 Положения «О Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.06.04г. № 322, Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

В соответствии с ч.1 ст.40 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляется уполномоченным государственным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей.

В рамках государственного контроля и надзора в данной сфере отношений предусмотрено обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей (п.6 ч.2 ст.40 Закона). Под неопределённым кругом потребителей, понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Из представленных истцов документов следует, что 27.06.2011г. Управлением Роспотребнадзора по Омской обл. на основании распоряжения заместителя руководителя № *** от 16.05.2011г. была проведена плановая проверка в отношении ООО «Парма и К», по результатам которой установлены противоправные действия при осуществлении деятельности в магазинах и торговых павильонах, расположенных: ***; ***; ***; ***; *** (л.д. 17-22).

В магазине по адресу: по адресу *** выявлено:

- Неудовлетворительное санитарно-техническое состояние подсобных помещений (загрузочное помещение, сан.узел); не завершены отделочные работы в сан. узле. Поверхность панелей грязная, местами нарушена целостность покрытий. Часть стелажжей не поддается мойке и дезинфекции, так как не имеет гигиенического покрытия, недостаточно подтоварников, в результате чего часть пищевых продуктов хранится на полу, что является нарушением п.п 7.8, 10.8 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

- Отсутствует помещение предпродажной подготовки товаров, фасовочной, моечной инвентаря, при этом осуществляется фасовка макаронных, мучных и сахаристых кондитерских изделий, реализация сыров и колбасных изделий на «разрез», что является нарушением п.п.5.3,5.4,10.5 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

- Отсутствует гардероб для персонала, в результате чего вещи персонала, предметы хозяйственного назначения, коробки с бумагами хранятся в складском помещении совместно с пищевыми продуктами не разграничено хранение санитарной и домашней одежды, что является нарушением п.п.7.7, 13.4, 13.5 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

- Не разработана программа производственного контроля, не организован ежегодный производственный контроль, не проводятся лабораторно-инструментальные испытания, протоколы испытаний не представлены, что является нарушением п. 1.4. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов». В организациях торговли, независимо от форм собственности, организуется производственный контроль.

- В реализации имеются хлебобулочные, макаронные, мучные и сахаристые кондитерские изделия в расфасованном виде без этикеток (листки-вкладыши) с необходимой информацией для покупателя, наносимой в соответствии с требованиями законодательства РФ. Не соблюдается режим обработки разделочного инвентаря, обработка разделочных досок и ножей проводится в туалете. Не контролируется температурно-влажностный режим хранения пищевых продуктов, отсутствует психрометр. Не соблюдается температурный режим хранения икры лососевой в ж/б: хранится при температуре +6*С, при нормируемой -4*С. Продавец не соблюдает форму санитарной одежды, отсутствуют колпаки или косынки, что является нарушением п.8.24, 10.5, 6.4, 7.5, 13.5. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

- В продаже имеется молоко питьевое пастеризованное с м.д.ж. 3,2% в потребительской упаковке массой по 1,0 л, дата выработки 01.06.2011, изготовитель ООО «Сиброк» с. Замелетеновка, Любинский р-он, с нарушением требований Федерального закона от 12.06.2008г № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», что является нарушением п.8.1 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», ст. 17 ч.1.Федерального закона от 12.06.2008г № 88-ФЗ.

В магазине по адресу: *** выявлено

- Нарушается раздельное хранение санитарной и верхней одежды (отсутствует гардеробный шкаф). В складе продукция хранится непосредственно на полу без подтоварников. Не выделены отдельно емкости для обработки инвентаря (холодильного оборудования) и емкости для обработки пола. Для контроля температурно-влажностного режима отсутствует психрометр, что является нарушением п.6.4, 7.8, 10.1, 10.2, 10.6, 13.4, 14.1, 14.2 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

- Не разработана программа производственного контроля, не организован ежегодный производственный контроль, не проводятся лабораторно-инструментальные испытания, протоколы испытаний не представлены, что является нарушением п. 1.4. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

- Реализуется «Напиток слабоалкогольный тонизирующий энергетический газированный «Ягуар Актив» как «Коктейль «Ягуар», нектар «Я» (Яблоко, виноград, персик, апельсин) реализуется как сок «Я», в результате чего потребитель вводится в заблуждение относительно потребительских свойств купленного товара, что является нарушением п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров» утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55 и ст.9 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей».

В торговом павильоне по адресу: *** выявлено:

- Неудовлетворительное санитарно-техническое состояние торговых, складских, подсобных помещений: текущий ремонт не проводится по мере необходимости, побелка, масляная краска на стенах стерлась, штукатурка местами отпала, потолочные плиты пришли в негодность, линолеум на полу дефектный. Стеллажи в складском помещении и частично в торговом зале не имеют гигиенического покрытия, недостаточно подтоварников, в результате чего часть пищевых продуктов хранится на полу. Часть светильников не имеет защитных плафонов, что является нарушением п. 10.8, 7.8, 4.8. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

- Отсутствуют помещения предпродажной подготовки товаров, фасовочной, при этом осуществляется фасовка макаронных, мучных и сахаристых кондитерских изделий, что является нарушением п.5.4. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

- Отсутствует гардероб для персонала, в результате чего вещи персонала, предметы хозяйственного назначения и др. хранятся в складском помещении совместно с пищевыми продуктами, не разграничено хранение санитарной и домашней одежды, что является нарушением п.7.7, 13.4, 13.5. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

- Не разработана программа производственного контроля, не организован ежегодный производственный контроль, не проводятся лабораторно-инструментальные испытания, протоколы испытаний не представлены, что является нарушением п. 1.4. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

- В реализации хлебобулочные, макаронные, мучные и сахаристые кондитерские изделия в расфасованном виде без этикеток (листки-вкладыши) с необходимой информацией для покупателя, наносимой в соответствии с требованиями законодательства РФ, что является нарушением п.8.24. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

- В магазине отсутствует книга отзывов и предложений, ценники на продукты оформлены ненадлежащим образом - отсутствует подпись материально ответственного лица, наименование или печать организации, дата оформления ценника, что является нарушением п. 8, 19 Правил продажи отдельных видов товаров (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, в ред. Постановления Правительства РФ от 27.03.2007г. № 185).

В торговом павильоне по адресу: *** выявлено:

- Имеющийся уборочный инвентарь не имеет необходимой маркировки и не имеет определенного места хранения, нарушается раздельное хранение санитарной и верхней одежды (отсутствует гардеробный шкаф); для контроля температурно-влажностного режима отсутствует психрометр, что является нарушением п.6.4, 10.1, 10.2, 10.6, 13.4, 14.1, 14.2 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

- Не разработана программа производственного контроля, не организован ежегодный производственный контроль, не проводятся лабораторно-инструментальные испытания, протоколы испытаний не представлены, что является нарушением п. 1.4. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

- На имеющейся вывеске отсутствует информация о место нахождении предприятия. В доступном для потребителей для ознакомления месте отсутствует информация об ИНН, ОГРН, «Правилах продажи отдельных видов товаров». По требованию не представлена «Книга отзывов и предложений», отсутствует. Ценники частично оформлены с указанием только цены. По требованию не представлены удостоверения о качестве и безопасности на игрушки «Машинки инерционные* с конфетами» изготовителя ООО «ЛЭО» г. Москва с датой выработки 08.02.2010г (на остатке 6 единиц по цене 70 рублей); игрушка «Пистолет с конфетами «Мафия» этого же изготовителя с татой выработки 06.2010г (на остатке 7 единиц по цене 40 рублей); игрушка для детей «Кукла» китайского производства - на остатке 5 единиц без перевода на потребительской упаковке информации на русский язык, что является нарушением п.8,9,10,15,32 «Правил продажи отдельных видов товаров» утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55 и ст.9,10 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей».

По результатам проверки Управлением Роспотребнадзора по Омской обл. 05.07.2011г. было вынесено предписание от 27.06.2011г. за № 819 об устранении выявленных нарушений (л.д. 22-24) и постановление от 05.07.2011г. за № 2047/11, в соответствии с которым ООО «Парма и К» было признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 6.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде 10 000 руб. (л.д. 15-16).

В соответствии со ст. 11, ч. 5 ст. 15 ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, закупку, хранении транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества;

при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить, либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-I «О защите прав потребителей», орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

С учетом представленных доказательств, суд приходит к выводу о доказанности нарушения ответчиком перечисленных выше правил и норм действующего законодательства в области санитарного контроля, и полагает возможным удовлетворить исковые требования в части признания действий ответчика незаконными и понуждении его к совершению действий по устранению указанных нарушений с возложением обязанности доведения решения суда до сведения потребителей через СМИ в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию госпошлина за подачу искового заявления, от уплаты которой истец освобожден силу закона.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Парма и К» при осуществлении деятельности в магазинах и торговых павильонах, расположенных по адресу: ***; ***; ***; ***; ***, в части нарушения требований законодательства о защите прав потребителей и санитарного законодательства нарушающими законные интересы неопределенного круга потребителей.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Парма и К» провести текущий ремонт торговых, складских, подсобных помещений в торговом павильоне по адресу: ***;

- провести косметический ремонт подсобных помещений (загрузочное помещение, сан. узел) в магазине по адресу: ***;

- оборудовать помещение предпродажной подготовки товаров, фасовочные помещения, моечные инвентаря, в магазине по адресу: ***, в торговом павильоне по адресу ***, либо обеспечить реализацию товаров в промышленной упаковке предприятий-изготовителей;

- выделить и оборудовать помещение (гардероб, административные помещения) в магазинах по адресам: ***; ***, и в торговых павильонах по адресам: ***; ***;

- обеспечить стеллажи и подтоварники для хранения пищевых продуктов гигиеническим покрытием, приобрести подтоварники для хранения продуктов в магазинах по адресам: ***; ***; в торговых павильонах по адресу: ***;

- разработать и утвердить программу производственного контроля, представить протоколы лабораторно-инструментальных испытаний по итогам за 2010г.

- обеспечить продавцов полным комплектом санитарной одежды (халаты, косынки, колпаки) в магазинах по адресам: ***; ***, и в торговых павильонах по адресам: г***; ***;

- приобрести и установить психрометры в складских помещениях для хранения пищевых продуктов в магазинах по адресам: ***; ***, и в торговых павильонах по адресам: ***; г***;

- обеспечить светильники в торговом и складском помещении торгового павильона по адресу: *** защитными плафонами;

- оформить ценники на товары в соответствии с требованиями п. 8, 19 Правил продажи отдельных видов товаров (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, в ред. Постановления Правительства РФ от 27.03.2007г. № 185) в магазинах по адресам: г***; ***, и в торговых павильонах по адресам: ***; г***;

- завести книгу отзывов и предложений в магазинах по адресам: ***; ***, и в торговых павильонах по адресам: г***; ***;

- выделить отдельный, промаркированный уборочный инвентарь для производственных помещений и туалета, обеспечить их раздельное хранение в определенных местах; выделить отдельные емкости для обработки инвентаря (холодильного оборудования) в магазинах по адресам: ***; *** и в торговых павильонах по адресам: ***; г***;

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Парма и К» довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Парма и К» в доход местного бюджета госпошлину в сумме 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г.Омска в течение 10 дней.

Председательствующий

Решение вступило в законную силу 04.10.2011г.