Суд Ленинского района г. Омска в составе председательствующего О.В. Свотиной при секретаре судебного заседания Е.А. Табаковой рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Омского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «РЖДстрой» в лице Омского строительно-производственного объединения - структурного подразделения Строительно-монтажного треста №*** - филиала открытого акционерного общества «РЖДстрой» о понуждении выполнить требования природоохранного законодательства, УСТАНОВИЛ: Омский транспортный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, с иском к открытому акционерному обществу «РЖДстрой» в лице Омского строительно-производственного объединения - структурного подразделения Строительно-монтажного треста №*** - филиала открытого акционерного общества «РЖДстрой» о понуждении выполнить требования природоохранного законодательства, ссылаясь на то, что Омской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в Омском строительно-производственном объединении - структурном подразделении Строительно-монтажного треста №*** - филиала ОАО «РЖДстрой» (далее - ОСПО СМТ №***), в результате которой выявлены нарушения закона. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. В соответствии со статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. Статьей 14 названного закона определены методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к числу которых отнесено установление лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары, утратившие свои потребительские свойства. Указанной нормой закона обращение с отходами определено как деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под размещением отходов понимается в том числе и хранение, которое представляет собой содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов. В силу ст. 11 Закона юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. Нормирование в области обращения с отходами предусмотрено также статьей 18 Закона, согласно которой в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Статьей 15 Закона установлено, что лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работать с отходами I - IV класса опасности. Омской транспортной прокуратурой совместно с Управлением Росприроднадзора по Омской области проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в ОСПО СМТ №***, в результате которой установлено, что на предприятии отсутствуют проект нормативов образования отходов и лимиты на их размещение. Статьей 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» регламентировано, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80, в пункте 3.3 главы 3 определено, что временное хранение отходов на производственной территории предназначено для селективного сбора и накопления отдельных разновидностей отходов. Пункт 3.4 Правил предусматривает места хранения в зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов. Согласно требованиям пункта 3.6 Правил накопление, и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. В нарушение требований вышеуказанного природоохранного законодательства на территории ОСПО СМТ №***, расположенной по адресу: ***, в контейнерах осуществляется смешанное хранение древесных отходов, металлолома, строительных отходов и отходов резины с бытовыми отходами. Частью 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Однако в нарушение указанных требований законодательства в районе площадки погрузочно-разгрузочных работ допускается размещение строительных, древесных отходов, ТБО и металлолома на почве. Кроме того, на предприятии отсутствуют должностные лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, прошедшие профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Лица, фактически осуществляющие деятельность по обращению с отходами, соответствующей профессиональной подготовки не имеют. Статьей 73 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определено, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. В нарушение данных требований закона, на предприятии должностные лица, прошедшие профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами), ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, отсутствуют. По выявленным нарушениям начальник ОСПО СМТ №*** ОАО «РЖДстрой» Белоцерковец И.И. по постановлению прокурора привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, также по указанной статье вынесено постановление о привлечении к административной ответственности ОАО «РЖДстрой». Таким образом, установлено, что ОСПО СМТ №*** ОАО «РЖД Строй» осуществляет деятельность, связанную с обращением с отходами, в связи, с чем обязано разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов. В силу ч. 4 ст. 18 Закона порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами. В соответствии с п. 1-3 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 № 461, норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного лица. Пунктом 11 Правил этих же Правил, лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. При отсутствии такого подтверждения до окончания отчетного года деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения. В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением иных законов, действующих на территории Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации за прокурором закреплено право обратиться в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований. На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ и статей 22, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах. Осуществление ОСПО СМТ №*** ОАО «РЖДстрой» хозяйственной деятельности с нарушением требований законодательства об отходах производства и потребления нарушает права неопределенного круга лиц на экологическую безопасность, на гарантированные ст.ст. 41, 42 Конституции РФ права каждого человека на охрану здоровья и благоприятную экологическую среду. Омский транспортный прокурор обращается в защиту интересов неопределенного круга лиц путем направления в суд заявление в порядке искового производства. Защита прав указанной категории лиц в силу статьи 12 ГК РФ возможна путем пресечения действий, нарушающих право или создающих его нарушение, а также путем присуждения к исполнению обязанности. В силу требований пункта 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, рассматривают и разрешают районные суды. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22, ч. 2 ст. 29 ГПК РФ исковые требования данной категории к организации, вытекающие из деятельности ее филиала или представительства, предъявляются в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. Истец просит признать незаконной осуществление деятельности ОСПО - структурного подразделения Строительно-монтажного Треста №*** -филиала ОАО «РЖДстрой» без лимитов на размещение отходов. Обязать ОСПО - структурное подразделения Строительно-монтажного треста №*** - филиал ОАО «РЖДстрой» разработать и согласовать в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и получить лимиты на размещение отходов. В судебном заседании представитель истца Ушнова И.О. поддержала заявленные требования. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен. Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. В соответствии со статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. Статьей 14 названного закона определены методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к числу которых отнесено установление лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары, утратившие свои потребительские свойства. Указанной нормой закона обращение с отходами определено как деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под размещением отходов понимается в том числе и хранение, которое представляет собой содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов. В силу ст. 11 Закона юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. Нормирование в области обращения с отходами предусмотрено также статьей 18 Закона, согласно которой в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Статьей 15 Закона установлено, что лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работать с отходами I - IV класса опасности. Омской транспортной прокуратурой совместно с Управлением Росприроднадзора по Омской области проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в ОСПО СМТ №***, в результате которой установлено, что на предприятии отсутствуют проект нормативов образования отходов и лимиты на их размещение. Статьей 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» регламентировано, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80, в пункте 3.3 главы 3 определено, что временное хранение отходов на производственной территории предназначено для селективного сбора и накопления отдельных разновидностей отходов. Пункт 3.4 Правил предусматривает места хранения в зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов. Согласно требованиям пункта 3.6 Правил накопление, и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. В нарушение требований вышеуказанного природоохранного законодательства на территории ОСПО СМТ №***, расположенной по адресу: ***, в контейнерах осуществляется смешанное хранение древесных отходов, металлолома, строительных отходов и отходов резины с бытовыми отходами. Частью 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Однако в нарушение указанных требований законодательства в районе площадки погрузочно-разгрузочных работ допускается размещение строительных, древесных отходов, ТБО и металлолома на почве. Кроме того, на предприятии отсутствуют должностные лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, прошедшие профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Лица, фактически осуществляющие деятельность по обращению с отходами, соответствующей профессиональной подготовки не имеют. Статьей 73 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определено, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. В нарушение данных требований закона, на предприятии должностные лица, прошедшие профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами), ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, отсутствуют. По выявленным нарушениям начальник ОСПО СМТ №*** ОАО «РЖДстрой» Белоцерковец И.И. по постановлению прокурора привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, также по указанной статье вынесено постановление о привлечении к административной ответственности ОАО «РЖДстрой». Таким образом, установлено, что ОСПО СМТ №*** ОАО «РЖД Строй» осуществляет деятельность, связанную с обращением с отходами, в связи, с чем обязано разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов. В силу ч. 4 ст. 18 Закона порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами. В соответствии с п. 1-3 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 № 461, норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного лица. Пунктом 11 Правил этих же Правил, лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. При отсутствии такого подтверждения до окончания отчетного года деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения. В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением иных законов, действующих на территории Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации за прокурором закреплено право обратиться в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований. На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ и статей 22, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах. Осуществление ОСПО СМТ №*** ОАО «РЖДстрой» хозяйственной деятельности с нарушением требований законодательства об отходах производства и потребления нарушает права неопределенного круга лиц на экологическую безопасность, на гарантированные ст.ст. 41, 42 Конституции РФ права каждого человека на охрану здоровья и благоприятную экологическую среду. Омский транспортный прокурор обращается в защиту интересов неопределенного круга лиц путем направления в суд заявление в порядке искового производства. Защита прав указанной категории лиц в силу статьи 12 ГК РФ возможна путем пресечения действий, нарушающих право или создающих его нарушение, а также путем присуждения к исполнению обязанности. В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика надлежит взыскать госпошлину в бюджет г.Омска в размере *** рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Омского транспортного прокурора удовлетворить. Признать незаконной осуществление деятельности открытого акционерного общества «РЖДстрой» в лице Омского строительно-производственного объединения - структурного подразделения Строительно-монтажного треста №*** - филиала открытого акционерного общества «РЖДстрой» без лимитов на размещение отходов. Обязать открытое акционерное общество «РЖДстрой» в лице Омского строительно-производственного объединения - структурного подразделения Строительно-монтажного треста №*** - филиала открытого акционерного общества «РЖДстрой»ОСПО - структурное подразделения Строительно-монтажного треста №*** - филиал ОАО «РЖДстрой» разработать и согласовать в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и получить лимиты на размещение отходов. Взыскать с открытого акционерного общества «РЖДстрой» в лице Омского строительно-производственного объединения - структурного подразделения Строительно-монтажного треста №*** - филиала открытого акционерного общества «РЖДстрой» госпошлину в бюджет г.Омска в размере *** рублей. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в 10 дней через Ленинский районный суд г. Омска. Отсутствующая сторона вправе подать заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения. Судья. Решение вступило в законную силу 12.08.2011 г