Дело № 2-4379/2011 З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Ленинский районный суд г. Омска в составе: председательствующего судьи О.В. Свотиной при секретаре судебного заседания Е.А. Табаковой рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 20 сентября 2011 года гражданское дело по иску Администрации города Омска к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, Установил: Администрация г. Омска обратилась в суд с иском к МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование заявленного требования указали, что 15.08.2011 Администрацией города Омска было получено Постановление судебного пристава-исполнителя МРО СП по ОИП Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области Поповой А.П. о возбуждении исполнительного производства от 06.07.2011 №*** в отношении должника - Администрации города Омска, предметом исполнения которого является взыскание исполнительского сбора в размере *** рублей по исполнительному производству Грецкой М.А.. С данным Постановлением Администрация города Омска не согласна по следующим основаниям. Решением Центрального районного суда города Омска от 19.05.2011г. на Администрацию города Омска возложена обязанность предоставить Грецкой М.А. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций. Таким образом, указанным решением Центрального районного суда города Омска от 19.05.2011г. определен порядок его исполнения. Администрация города Омска не имела возможности своевременно исполнить указанное решение суда в связи со следующим. Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан (далее - Кодекс) регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе определяет категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, устанавливает содержание, виды и формы указанных мер социальной поддержки, порядок их предоставления (за исключением мер социальной поддержки полномочия, по предоставлению которых переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации), а также отношения, связанные с предоставлением социального обслуживания, проживающим на территории Омской области гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, и отношения, связанные с предоставлением государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. В соответствии с Кодексом полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма переданы на неограниченный срок Администрации города Омска (часть 15 статьи 44 кодекса). Исходя из положений указанной нормы, обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется за счет средств субвенций, выделенных из областного бюджета в бюджет города Омска. В соответствии с частью 1 статьи 17 Кодекса средства на реализацию передаваемых дарственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Средства субвенций на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в сумме *** рублей 02.03.2011 зачислены на лицевой счет Департамента жилищной политики Администрации города Омска. По итогам размещения заказов за счет указанных выше средств субвенций было приобретено 19 жилых помещений. 04.04.2011 на лицевой счет департамента жилищной политики Администрации города Омска дополнительно зачислены средства субвенций на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в сумме *** рублей. Администрацией города Омска была подготовлена соответствующая документация о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципальных контрактов на приобретение 44 квартир для детей-сирот и 21.04.2011 направлена на согласование в Министерство образования Омской области. Данная документация Министерством образования Омской области была согласована только 18.05.2011. По итогам рассмотрения заявок на участие в открытых аукционах в электронной форме на право заключения муниципальных контрактов на приобретение 44 квартир в целях обеспечения помещениями детей-сирот все открытые аукционы признаны несостоявшимися, в связи с чем Администрация города Омска осуществила подбор 44 квартир, расположенных на территории Омска, для приобретения их в указанных целях у единственного поставщика, в соответствии со ст. 40 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон). По итогам согласования возможности заключения муниципальных контрактов с Министерством финансов Омской области (далее - Минфин) по состоянию на 10.08.2011 согласовавано приобретение 28 квартир, из них Администрацией города Омска в муниципальную недвижность приобретено 26 квартир на общую сумму *** рублей, 2 муниципальных контракта на приобретение 2 квартир стоимостью *** рублей находятся на государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области. На оставшиеся *** рублей Администрацией города Омска дополнительно подобрано 16 вариантов квартир, по которым продавцами осуществляется подбор документов, «обходимых для согласования с Минфином. 05.08.2011 на заседании городской комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям, находящимся под опекой (попечительством), квартиры были распределены детям-сиротам по списку претендентов, сформированному по датам возбуждения исполнительных производств. Следует отметить, что процедура приобретения квартир на вторичном рынке жилья в рамках несостоявшихся открытых аукционов в электронной форме у единственного поставщика требует значительных временных затрат, связанных с: - подбором вариантов квартир, соответствующих действующему жилищному законодательству, регламентирующему порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам; формированием пакета документов для согласования в Минфине права на заключение -муниципальных контрактов на приобретение подобранных квартир в указанных целях; - согласованием в Минфине данного права; - регистрацией муниципальных контрактов на приобретение квартир в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области. Подбор вариантов квартир для приобретения в указанных целях в настоящее время затруднен тем, что жилые помещения площадью *** кв.м. и стоимостью *** рублей на рынке жилья фактически отсутствуют. В целях предотвращения фактов отказа детей-сирот от предоставляемых им жилых помещений, подобранных Администрацией города Омска у единственного поставщика, приобретение каждого жилого помещения предварительно согласовывалось с гражданином, относящимся к категории «дети-сироты», которому в последующем предполагалось предоставить данное жилое помещение по договору социального найма. В соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона в случаях, если аукцион признан несостоявшимся, заказчик вправе объявить о проведении повторного аукциона, либо направить документы о проведении аукциона и признании его несостоявшимся в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации, нужд бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации или для нужд муниципального образования, нужд муниципального Бюджетного учреждения). По согласованию с указанным органом заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом срок сказанного согласования должен быть не более чем десять рабочих дней со дня поступления обращения о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). Приказом Минэкономразвития России от 03.05.2006 № 124 утвержден порядок согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), в котором определен перечень документов, которые должны быть приложены к обращению согласовании возможности заключения государственного, муниципального контракта с единственным поставщиком. При формировании пакета документов для согласования в Минфине права на заключение муниципальных контрактов на приобретение подобранных квартир в указанных целях значительные от сменные затраты требуются для получения ответов Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области, Управления Федеральной налоговой службы по Омской области и Арбитражного суда Омской области на запросы Администрации города Омска, направляемые иные органы в соответствии с Федеральным законом. Несмотря на то, что данные службы, понимая сложившуюся ситуацию по реализации государственных полномочий по обеспечению Жильем детей-сирот, готовят информацию по данным запросам в укороченные сроки, официальные ответы от них поступают в Администрацию города Омска не ранее чем через 2 недели. Регистрация муниципальных контрактов на приобретение квартир в указанных целях в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области осуществляется в течение 5 рабочих дней. Принимая во внимание изложенное, Администрация города Омска реализует переданные государственные полномочия в соответствии с действующим жилищным законодательством, а также законодательством, регламентирующим размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Муниципальные контракты на приобретение квартир для детей-сирот заключаются по мере подбора их на рынке жилья, сбора документов, необходимых для согласования права на заключение данных контрактов в Минфине, процедуры согласования приобретения квартир у единственного поставщика с Минфином, а также регистрацией заключенных муниципальных контрактов травлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области. Учитывая изложенное, со стороны Администрации города Омска в лице департамента жилищной политики Администрации города Омска отсутствуют виновные действия неисполнению решения Центрального районного суда города Омска от 19.05.2011г. Просит освободить Администрацию города Омска от взыскания исполнительского сбора в размере *** по исполнительному производству №***, возбужденному 06.07.2011 г. В судебном заседании представитель истца Ю.Н. Чеголя, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме по аналогичным основаниям. Представитель МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Попова А.П. в судебное заседание не явились, извещена. В отзыве на заявление Администрации указала, что с заявленными требованиями истца не согласна по следующим основаниям: Так, в отношении должника Администрации города Омска возбуждено исполнительное производство №*** возбужденного 06.07.2011 на основании исполнительного документа Исполнительный лист №*** от 03.06.2011 выданного органом: Центральный районный суд г. Омска по делу вступившему в законную силу 03.06.2011, предмет исполнения: обязать Администрацию г. Омска предоставить Грецкой М.А. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций, в отношении должника: Администрация г. Омска, в пользу взыскателя: Грецкая М.А. 15.07.2011г.должником получено постановление о возбуждении исполнительного производства. В пункте 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок исполнения требований содержащихся в исполнительном документе. Администрация города Омска предупреждена, о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере *** рублей. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя (пункт 4 постановления о возбуждении исполнительного производства). Исполнительный документ вступил в законную силу, и является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 16 АПК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор по исполнительным документам неимущественного характера устанавливается в размере *** рублей. В соответствии с ч. 6 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Согласно ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В соответствии с п. 1, 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности). Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие воздействия обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях. Доводы заявителя, изложенные с заявлении об освобождении от уплаты исполнительского сбора не относятся к вышеуказанным обстоятельствам. На основании изложенного и руководствуясь ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» просила суд, в удовлетворении заявления Администрации г.Омска отказать в полном, объеме. Выслушав мнение истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что на основании решения Центрального районного суда г. Омска от 19 мая 2011 г.на Администрацию г. Омска возложена обязанность предоставить Грецкой М.А. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций (л.д. 7-11). Решение вступило в законную силу 03.06.2011 года. Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст. 32 Федерального закона «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. 06 июля 2011 года в отношении Администрации г. Омска возбуждено исполнительное производство №*** на основании исполнительного листа №*** от 03.06.2011, выданного Центральным районным судом г. Омска об обязании Администрацию г. Омска предоставить Грецкой М.А. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций (л.д. ). В постановлении судебного пристава-исполнителя МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области указано, что должнику в срок 5 дней со дня получения настоящего постановления предлагается добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, о чем немедленно сообщить судебному приставу-исполнителю. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Предупредить должника, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере *** рублей. В связи с неисполнением требования исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем 10.08.2011 вынесено постановление о взыскании с Администрации г.Омска исполнительского сбора в размере *** рублей. 15.08.2011 Администрацией г.Омска было получено постановление судебного пристава-исполнителя МРО СП по ОИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Поповой А.П. о взысканий с должника - Администрации г.Омска исполнительского сбора в размере *** рублей. Исполнительский сбор не является государственной пошлиной, не относится к сборам в смысле статьи 57 Конституции РФ, его следует рассматривать как меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, т.е. штрафную санкцию, меру публично-правовой (административно-правовой) ответственности. Решением Центрального районного суда г. Омска от 19 мая 2011 на Администрацию г. Омска возложена обязанность по предоставлению Грецкой М.А. жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций, указанным решением Центрального районного суда г. Омска определен порядок его исполнения. Решение суда вступило в законную силу 03.06.2011 г. В силу пункта 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае не исполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, подлежащего немедленного исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава о возбуждении исполнительного производства. В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере *** рублей, с должника-организации - *** рублей. В соответствии с ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о изыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Согласно ч.7 ст. 112 названного Закона суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также "уменьшить его размер, но не более чем на 1/4 от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом. РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, «должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния». При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности. При установленных судом обстоятельствах, суд приходит к мнению, что Администрацией г. Омска представлены достаточные доказательства, подтверждающие отсутствие виновных действий по неисполнение решения Центрального районного суда г. Омска от 19.05.2011 г.. На основании изложенного, руководствуясь ст.с. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Освободить Администрацию г.Омска от взыскания исполнительского сбора в размере *** рублей по исполнительному производству №***, возбужденному 10.08.2011 г. на основании исполнительного листа №*** от 03.06.2011г., выданного Центральным районным судом г.Омска. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение десяти дней путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Омска. Мотивированное решение судом изготовлено 26 сентября 2011 года. Судья. Решение вступило в законную силу 28.10.2011 г