Дело № 2-4005/2011 по иску Кравцовой Г.Н. к ГУ - УПФРФ в Ленинском АО города Омска о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, о включении в стаж периодов работы в льготном исчислении



           Дело № 2-4005/2011

    РЕШЕНИЕ

             Именем Российской Федерации

06 октября 2011 г.                                  г. Омск

Ленинский районный суд г. Омска

В составе председательствующего                          Белоус О. В.

при секретаре судебного заседания               Первойкиной К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравцовой Г.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, о включении в стаж периодов работы в льготном исчислении, о назначении досрочной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Кравцова Г.Н. обратилась в Ленинский районный суд г. Омска с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, о включении в стаж периодов работы в льготном исчислении, о назначение досрочной пенсии.

В обоснование своих исковых требований Кравцова Г.Н. указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ -Управление ПФ РФ по Ленинскому административному округу г. Омска с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах не менее 30 лет. Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска было вынесено решение об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. В специальный стаж в календарном порядке зачтены периоды ее работы в Родильном доме в должности акушерки отделения патологии беременности стационара с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в должности акушерки отделения невынашивания стационара, поскольку, по мнению ответчика, Перечнем структурных подразделений, учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, данные отделения не поименованы. При этом, отделение невынашивания стационара Родильного дома Перечнем хирургических отделений не предусмотрено. Кроме того, из специального стажа были исключены периоды ее обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска она не согласна, считает его незаконным. Просила суд обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска засчитать в специальный стаж для назначения пенсии с использованием льготного порядка исчисления (один год работы за один год и шесть месяцев) периоды её трудовой деятельности в Родильном доме в должности акушерки отделения патологии беременности стационара с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в должности акушерки отделения невынашивания стационара, поскольку данная деятельность была связана с участием истицы в проведении хирургических операций (прием преждевременных родов сроком от 20 до 28 недель беременности), кроме того, просит включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить ей досрочно трудовую пенсию с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Кравцова Г.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, аналогичным изложенным в исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить, и обязать ответчика назначить ей пенсию с момента обращения с заявлением- с ДД.ММ.ГГГГ, дополнительно суду показала, что в спорные периоды ее работы в Родильном доме в должности акушерки отделения патологии беременности стационара с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в должности акушерки отделения невынашивания стационара, она работала полный рабочий день, принимала участие в операциях - ассистировала врачу, непосредственно проводившему операцию (роды и выкидыши): держала зеркала, ставила систему оперируемой женщине, выполняла обработку и уборку после операции операционной, оказывала уход и медицинский осмотр женщин после операции.

Представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска по доверенности Лудан Л.В. возражала против удовлетворения исковых требований Кравцовой Г.Н. Полагает, что решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ Кравцовой Г.Н. законно и обоснованно, в нем содержатся исчерпывающие основания для отказа в назначении пенсии. Оценка пенсионных прав истца осуществлялась, исходя из наиболее предпочтительного варианта с учетом постановления Конституционного суда № 2-П от 29.01.2004г., согласно которого в целях сохранения ранее приобретенных прав граждан на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4). В соответствии с указанным постановлением применялись постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", действующее до 01.11.1999г., постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», действующее с 01.11.1999г. по 12.11.2002г., постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781 об утверждении «Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения». Руководствуясь Списками, специальный стаж Кравцовой Г.Н., засчитываемый при назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, составил 28 лет 11 месяцев 22 дня. При исчислении специального стажа, засчитываемого при назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 об утверждении «Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в соответствии пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», специальный стаж составил 29 лет 4 месяца 07 дней. Таким образом, специальный стаж истца на момент ее обращения в ГУ Управление ПФ РФ по ЛАО г. Омска по наиболее выгодному варианту исчисления составил 29 лет 4 месяца 07 дней, что являлось недостаточным для назначения льготной пенсии. Периоды работы Кравцовой Г.Н. в Родильном доме в должности акушерки отделения патологии беременности стационара с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в должности акушерки отделения невынашивания стационара, зачтены в специальный стаж в календарном порядке в соответствии зачтены периоды ее поскольку, Перечнем структурных подразделений, учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. N781, данные отделения не поименованы. При этом, отделение невынашивания беременности стационара Родильного дома Перечнем хирургических отделений не предусмотрено. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель Муниципального учреждения здравоохранения «Женская консультация » в качестве третьего лица в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании главный врач МУЗ «Женская консультация » Ц. полагала исковые требования Кравцовой Г.Н. подлежащими удовлетворению в полном объеме, при этом указала, что в соответствии с приказом Управления здравоохранения Администрации города Омска № 381 от 30.12.1983 г. «О перепрофилировании Родильного дома под городской центр по невынашиванию беременности», Родильный дом стал принимать преждевременные роды со всех районов города Омска, начиная с 20 недель беременности. Отделение невынашивания беременности (после 20 недель) было организовано в Родильном доме в соответствии со структурой перинатального центра по приказу Управления здравоохранения Администрации г. Омска № 381 от 30.12.1983 г. «О перепрофилировании родильного дома под городской центр по невынашиванию беременности». Организация данного отделения была необходима и по санитарно-эпидемиологическим показаниям, так как поступающие на роды беременные в сроке от 20 до 28 недель беременности нередко имели криминальные вмешательства, следовательно, были инфицированы, в связи с чем, проведение родов в доношенных сроках в родильном отделении одновременно с родами инфицированными от 20 до 28 недель беременности было опасно ввиду повышенного риска инфицирования доношенных новорожденных и матерей. В отделении невынашивания проводилось лечение беременным женщинам большей частью с угрозой прерывания беременности в сроках до 28 недель беременности в соответствии с работой акушерского отделения патологии беременности, а так же осуществлялся прием прервавшихся беременностей (выкидышей и родов) в сроках беременностей 20-28 недель. В отделении невынашивания беременности работа осуществлялась в режиме двух отделений: акушерского отделения патологии беременности и родильного отделения. Спорный период работы акушерки Кравцовой Г.Н. в отделении невынашивания беременности был непосредственно связан с участием в хирургических операциях (преждевременные роды).

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 7) в соответствии с целями социального государства гарантируется каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Согласно ч. 1 п. 20 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г., 24 сентября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 30 апреля, 22 июля, 22, 30 декабря 2008 г.) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, в том числе, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с п. п. 9,11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

При определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.

Возникновение права на пенсию за выслугу лет (досрочное назначение трудовой пенсии по старости) законодатель связывает с осуществлением деятельности в соответствующих учреждениях, а не только с определенным видом деятельности. Это обусловлено не характером деятельности, а повышенной интенсивностью труда медицинских работников, приводящей к преждевременной утрате трудоспособности и профессиональной пригодности из-за высоких эмоциональных и физических перегрузок в учреждениях, с установленной и регулируемой органами исполнительной власти нагрузкой и объемом работ.

Согласно действовавшему до 1 января 2009 года пункту 3 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В ныне действующей редакции данного Федерального закона аналогичное правовое регулирование предусмотрено п. 2 его статьи 27.

Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения.

Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названные Список и Правила, в соответствии с которыми периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.              

Приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержден Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.

В данном Перечне указаны в частности структурные подразделения и наименования должностей. Так, к отделениям хирургического профиля стационаров учреждений всех наименований, в том числе предусмотренных пунктами 1-6, 8, 12, 15,20,21,27-30 списка: относятся: акушерское, акушерское физиологическое; акушерское обсервационное акушерское патологии беременности, гинекологическое. Также указаны и должности: в частности, акушерки.

По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее - Постановление N 1066).

Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с указанными Списком и Правилами (утв.постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066), врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня (пункт 3).

Исходя из Приложения к данным Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, в Перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев указаны отделения хирургического профиля стационаров: акушерское физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, гинекологическое. В соответствии с наименованием должностей среднего медицинского персонала указаны акушерки.

В указанные спорные периоды работы истицы также действовало постановление СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (с изменениями от 27 августа 1992 г., 23 июля, 22 сентября 1993 г.), согласно которому: врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев. Данным Списком были указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Согласно положению ст. 6 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 года N 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении, а также о награждении, произведенном работодателем, вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).

Судом установлено, что Кравцова Г.Н. ДД.ММ.ГГГГ была принята на должность акушерки женской консультации . В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности акушерки отделения патологии беременности стационара Родильного дома , с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность акушерки отделения патологии беременности стационара Родильного дома , приказом от ДД.ММ.ГГГГ уволена переводом с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д.35-40), справкой, подтверждающей условия труда, необходимые для начисления досрочной трудовой пенсии, выданной МУЗ Женская консультация (л.д.-30, материалы пенсионного дела ).

Из материалов дела следует, что ответчиком в специальный стаж периоды работы Кравцовой Г.Н. в Родильном доме в должности акушерки отделения патологии беременности стационара с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в должности акушерки отделения невынашивания стационара были зачтены в календарном порядке, а не в полуторном, поскольку Перечнем структурных подразделений, учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, данные отделения не поименованы (л.д.24-26).

Суд считает, что с данными выводами комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан согласиться нельзя, так как они основаны на неправильном применении норм материального права и нарушают право Кравцовой Г.Н. на пенсионное обеспечение.

Из анализа вышеприведенных нормативно-правовых актов следует, что право на льготное исчисление трудового стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости имеют лица, чья работа имела место в учреждениях, предусмотренных в соответствующем Списке и одновременно в указанных этим Списком должностях.

Выполняемая истцом работа в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки отделения патологии беременности стационара Родильного дома , а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в должности акушерки отделения невынашивания стационара Родильного дома соответствовала как Списку, утвержденному постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», поскольку фактически происходила в составе одного родового (родильного) отделения, являющего отделением хирургического профиля и была непосредственно связана с участием в проведении хирургических операций, в том числе и проведении преждевременных родов. Данные обстоятельства нашли свое бесспорное подтверждение в представленных суду стороной истца доказательствах: справками, уточняющими условия труда, необходимые для назначения досрочной пенсии, и подтверждающими постоянную занятость (л.д. 27-33), штатным расписанием родильного дома на 1996 год, в структуре которого имеется отделение патологии беременности, указана должность акушерки, при этом иного отделения, а именно акушерское патологии беременности не предусмотрено (л.д.8-10), штатным расписанием родильного дома на 1997 год, в структуре которого имеется отделение невынашивания, указана должность акушерки (л.д.11-14), справкой МУЗ «Женская консультация » о несохранении документов «функциональные обязанности акушерки отделение патологии беременности» и «функциональные обязанности отделение невынашивания» (л.д.42), положением о специалистах со средним медицинским и фармацевтическим образованием специальность «акушерское дело» (л.д.66-67), квалификационными характеристиками специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием специальность «акушерское дело» (л.д.57-60).

Кроме того, как следует из представленного суду приказа Управления здравоохранения Администрации города Омска № 381 от 30.12.1983 г. «О перепрофилировании Родильного дома под городской центр по невынашиванию беременности», Родильный дом стал принимать преждевременные роды со всех районов города Омска, начиная с 20 недель беременности (л.д.106).

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР № 881 от 15.12.1988 г. «О создании перинатальных центров» и Приложением к приказу Минздрава СССР от 15.12. 1988 г. N 881 (Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.11.2009 г. N 893 настоящий приказ признан не действующим на территории РФ с 11.11.2009 г.), перинатальные центры организовывались для оказания консультативно-диагностической медицинской помощи беременным женщинам, имеющим патологические отклонения в течении беременности; лечения выявленной патологии в амбулаторных и стационарных условиях, родоразрешения беременных женщин из групп риска и организации медицинской помощи новорожденным с полным реабилитационным комплексом. В связи с функциональным назначением перинатального центра в структуру акушерского стационара включались: отделение патологии беременности, отделение невынашивания беременности (после 20 недель), родовое отделение и др.

Отделение невынашивания беременности (после 20 недель) было организовано в Родильном доме в соответствии со структурой перинатального центра по приказу № 381 от 30.12.1983 г. (л.д.107-110).

Согласно Постановления главы городского самоуправления г. Омска
от 26.06.1996 г. N 502-п «О реорганизации муниципального учреждения здравоохранения городского клинического перинатального центра путем
присоединения к нему муниципального учреждения здравоохранения родильного дома N 3» в целях выполнения приказа МЗ СССР N 881 от 15.12.1983 г. "О создании перинатальных центров» была осуществлена реорганизация муниципального учреждения здравоохранения «<данные изъяты>» (<адрес>) путем присоединения к нему муниципального учреждения здравоохранения «Родильный дом » (<адрес>) с 01.07.1996 г.

Как пояснила в судебном заседании главный врач МУЗ «Женская консультация » Ц., занимающая данную должность с ДД.ММ.ГГГГ года, когда МУЗ «Женская консультация » до переименования ее в 2000 г. являлась Роддомом (л.д.82), организация отделения невынашивания беременности была необходима по санитарно-эпидемиологическим показаниям, так как поступающие на роды женщины в сроке от 20 до 28 недель беременности, нередко имели криминальные вмешательства, следовательно, были инфицированы. Проведение родов в доношенных сроках в родильном отделении одновременно с родами инфицированными от 20 до 28 недель беременности было опасно ввиду повышенного риска инфицирования доношенных новорожденных и матерей. В связи с чем, было организовано отделение невынашивания беременности с собственным родильным залом. В отделении невынашивания проводилось лечение беременным женщинам большей частью с угрозой прерывания беременности в сроках до 28 недель беременности в соответствии с работой акушерского отделения патологии беременности, а так же осуществлялся прием прервавшихся беременностей (выкидышей и родов) в сроках беременностей 20-28 недель. Таким образом, в отделении невынашивания беременности работа осуществлялась в режиме двух отделений: акушерского отделения патологии беременности и родильного отделения (л.д.104-105).

В подтверждение данного обстоятельства истец представила суду копию журнала операций от ДД.ММ.ГГГГ, согласно записям которого, Кравцова Г.Н. участвовала в операции по преждевременному прерыванию беременности в сроке 24-25 недель (л.д. 118-119).

Из пояснений Кравцовой Г.Н. следует, что в спорном периоде она принимала участие в операциях по прерыванию беременности в сроке 20-28 недель, преждевременным родам, в течение года с ее участием как акушерки отделения патологии беременности и отделения невынашивания проводилось около 12-15 таких операций.

Суд, выяснив обстоятельства дела, считает, что требования Кравцовой Г.Н. об исчислении периодов ее работы в Родильном доме в должности акушерки отделения патологии беременности стационара с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в должности акушерки отделения невынашивания стационара в специальный стаж для назначения пенсии с использованием льготного порядка исчисления (один год работы за один год и шесть месяцев) подлежит удовлетворению, поскольку, как было установлено судом на основании совокупности представленных доказательств, функциональные обязанности, исполняемые истицей в спорные периоды, свидетельствовали о профиле отделений и указанные отделения относились к хирургическому профилю, а также подтверждено участие истицы в проведении операций, что дает ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исходя из льготного исчисления стажа в полуторном размере.

Таким образом, периоды работы истицы в должности акушерки отделения патологии беременности стационара с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в должности акушерки отделения невынашивания стационара, подлежат зачету в специальный стаж в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в календарном исчислении 1 год 1 месяц 15 дней, а в исчислении 1 год к 1,6 лет = 0 лет 06 месяцев 23 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в календарном исчислении 1 год 9 месяцев 10 дней, а в исчислении 1 год к 1,6 лет = 0 лет 10 месяцев 20 дней).

Также подлежат удовлетворению исковые требования Кравцовой Г.Н. о включении в специальный стаж в календарном исчислении периодов ее обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1месяц 26 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 28 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 01 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 12 дней), при этом суд исходит из того, что согласно Рекомендации Международной Организации Труда от 24.06.1974 года № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках», период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

Действовавшим на период возникновения спорных правоотношений трудовым законодательством предусматривались гарантии для работников, направляемых работодателем для повышения квалификации и профессионального обучения, в виде сохранения места работы (должности) и оплаты труда. На сохраняемую за работниками в периоды их нахождения на курсах повышения квалификации и профессионального обучения заработную плату производилась уплата взносов на государственное социальное страхование. Медицинские работники, как правило, направлялись работодателем на курсы повышения квалификации или иной вид профессионального обучения.

При таком положении дела не включение в специальный стаж периодов нахождения медицинского работника по направлению работодателя на курсах повышения их квалификации или ином виде профессионального обучения влечет необоснованное ограничение объема его пенсионных прав.

Вместе с тем, требования о включении в специальный стаж время нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (28 дней) не подлежит удовлетворению, поскольку данный период зачтен ответчиком в календарном исчислении в досудебном порядке, а иных требований по иным периодам истица не заявляла.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Для определения права на истца на досрочное назначение пенсии необходимо установить наличие 30 летнего специального стажа лечебной деятельности.

Согласно данных о страховом стаже, специальный стаж Кравцовой Г.Н. по расчетам ГУ - Управление ПФ РФ в Ленинском АО г. Омска на ДД.ММ.ГГГГ составил 29 лет 4 месяца 07 дней.

В судебном заседании было установлено, что Кравцова Г.Н. обратилась за назначением льготной пенсии ДД.ММ.ГГГГ и на момент обращения в Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском административном округе г. Омска истица имела право на досрочное назначение пенсии, поскольку при включении в трудовой стаж Кравцовой Г.Н., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы в льготном исчислении: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 месяцев 23 дня), и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 месяцев 20 дней), а также периодов периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1месяц 26 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 28 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 01 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 12 дней), иустановленный ГУ - УПФР в ЛАО г. Омска специальный трудовой стаж в 29 лет 4 месяца 07 дней на дату обращения с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ Кравцова Г.Н. имела требуемый Законом 30- летний стаж (29 лет 4 месяца 07 дней+06 месяцев 23 дня+10 месяцев 20 дней+1месяц 26 дней+1 месяц 28 дней+1 месяц 01 день+01 месяц 12 дней=31 год 3 месяца 27 дней), в связи с чем, требование о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ является обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска зачесть в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью периоды работы Кравцовой Г.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки отделения патологии беременности стационара Родильного дома , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в должности акушерки отделения невынашивания стационара Родильного дома , в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев работы, периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска назначить Кравцовой Г.Н. пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд г. Омска в десятидневный срок со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                               О.В. Белоус