по иску Омского транспортного прокурора в инт. Жгуновой Н.А. к ОАО `Омский ресной порт` о взыскании денежной компенсации за предоставленный отпуск по уходу за ребенком



дело № 2 - 5777/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации                  

г. Омск                             30 ноября 2011 года

Суд Ленинского района города Омска

Председательствующего судьи Крига Е.С.

при секретаре Мунгаловой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Омского транспортного прокурора в интересах Жгуновой Н.А. к Открытому акционерному обществу «Омский речной порт» о взыскании денежной компенсации за предоставленный отпуск по уходу за ребенком, суд

         У С Т А Н О В И Л:

        Омский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах Жгуновой Н.А. к ОАО «Омский речной порт» о взыскании денежной компенсации за предоставленный отпуск по уходу за ребенком в размере 4 611 рублей. Свои требования мотивировал тем, что Омской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения трудового законодательства, в результате которой установлено, что ОАО «Омский речной порт» не в полной мере исполняются требования ТК РФ, условия Федерального отраслевого соглашения по речному транспорту на 2009 - 2011 годы, что повлекло нарушение прав и интересов работника Жгуновой Н.А. С 03.11.2009 года инспектору отдела кадров ОАО «Омский речной порт» Жгуновой Н.А. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет. При проверке исполнения работодателем условий соглашения установлено, что предприятие не предоставило указанному работнику, как имеющему ребенка, льготы и не выплатило установленную компенсацию. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными Конституционными законами осуществляется трудовым законодательством, состоящим из Трудового Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. В соответствии с действующим законодательством РФ, с учетом ратифицированных конвенций и рекомендаций МОТ, заключено Федеральное отраслевое соглашение по речному транспорту на 2009 - 2011 годы, которое служит целям регулирования социально-трудовых отношений работников и работодателей на уровне отрасли, развития социального партнерства, учета интересов работников, работодателей и государства в вопросах оплаты труда, занятости, обеспечения нормальных и безопасных условий труда и согласованного уровня социальных гарантий, компенсаций и льгот.

Соглашение утверждено 16.12.2008 Профсоюзом работников водного транспорта РФ, Ассоциацией судоходных компаний, Ассоциацией портов и судовладельцев речного транспорта, Ассоциацией связистов морского и речного транспорта и служит основой для заключения коллективных договоров (соглашений), трудовых договоров и является обязательным к применению в организациях речного транспорта независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. При этом Соглашение распространяется на работодателей, не участвовавших в его заключении, при соблюдении процедуры, предусмотренной статьей 48 ТК РФ.

Исходя из Устава ОАО «Омский речной порт», утвержденного решением годового общего собрания акционеров 28.05.2002, основным видом деятельности общества являются деятельность в сфере внутреннего водного транспорта, в том числе перевозка грузов и пассажиров водным путем. Для осуществления указанных видов деятельности на внутренних водных путях Российской Федерации ОАО «Омский речной порт» имеет лицензию от 02.07.2008 серии , выданную Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Пунктом 9.6. Соглашения установлены льготы семьям, имеющим детей. Женщинам, находящимся в трудовых отношениях с организацией речного транспорта, в период использования отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет выплачивается компенсация из фонда оплаты труда в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации. Учитывая, что ОАО «Омский речной порт» является предприятием внутреннего водного транспорта, и в установленный после опубликования соглашения срок мотивированный письменный отказ от присоединения к нему не предоставило, положения соглашения, в том числе и установленные для работников льготы, распространяются на данного работодателя. Федеральным законом от 01.06.2011 № 106-ФЗ с 01.01.2011 минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4 611 рублей в месяц. Исходя из вышеизложенного, работнику ОАО «Омский речной порт» Жгуновой Н.АВ. подлежит выплате компенсация в размере 4611 рублей. Жгунова Н.А. неоднократно обращалась в ОАО «Омский речной порт» с требованием о получении установленной компенсации, однако до настоящего времени выплата компенсации предприятием не произведена. Своим бездействием по невыплате Жгуновой Н.А. компенсации в период использования отпуска по уходу за ребенком ОАО «Омский речной порт» нарушило действующее федеральное законодательство о труде, и как следствие этого, право конкретного гражданина на получение гарантированных законом социальных выплат. Жгунова Н.А. обратилась в Омскую транспортную прокуратуру с заявлением о защите нарушенных социальных прав и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и выразила свое согласие на защиту ее интересов прокурором.

В судебном заседании представитель истца Майер Е.П. исковые требования поддержала.

Жгунова Н.А. в судебное заседание не явилась, о дне и месте слушания дела извещена надлежащим образом.

Представитель ОАО «Омский речной порт» Болдырев В.С. исковые требования не признал. Считает, что отраслевое соглашение не распространяется на Омский речной порт. Истцу должно выплачиваться пособие по государственному социальному страхованию. Обеспечение детей пособиями это обязанность государства, предусмотрены пособия на ребенка до достижения им возраста 1,5 лет. В фонде оплаты труда, не заложены суммы по выплате компенсации родителям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет.

Заслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 2 Федерального закона «Об акционерных обществах» установлено, что общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами. К таковым обязанностям относятся не только уплата налогов, но и соблюдение установленных нормативными правовыми актами гарантий и компенсаций работникам (ст.49 ГК РФ).

Согласно ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ федеральными Конституционными законами осуществляется трудовым законодательством, состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с действующим законодательством РФ, с учетом ратифицированных конвенций и рекомендаций МОТ, заключено Федеральное отраслевое соглашение по речному транспорту на 2009 - 2011 годы, которое служит целям регулирования социально-трудовых отношений работников и работодателей на уровне отрасли, развития социального партнерства, учета интересов работников, работодателей и государства в вопросах оплаты труда, занятости, обеспечения нормальных и безопасных условий труда и согласованного уровня социальных гарантий, компенсаций и льгот.

Соглашение утверждено 16.12.2008 г. Профсоюзом работников водного транспорта РФ, Ассоциацией судоходных компаний, Ассоциацией портов и судовладельцев речного транспорта, Ассоциацией связистов морского и речного транспорта и служит основой для заключения коллективных договоров (соглашений), трудовых договоров и является обязательным к применению в организациях речного транспорта независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. При этом соглашение распространяется на работодателей, не участвовавших в его заключении, при соблюдении процедуры, предусмотренной статьей 48 ТК РФ.

Пунктом 9.6. Соглашения установлены льготы семьям, имеющим детей.

Так, женщинам, находящимся в трудовых отношениях с организацией речного транспорта, в период использования отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет выплачивается компенсация из фонда оплаты труда в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Жгуновой Н.А. работающей инспектором отдела кадров в ОАО «Омский речной порт», с 03.11.2009 года предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет. При проверке исполнения работодателем условий соглашения установлено, что предприятие не предоставило указанному работнику, как имеющему ребенка, льготы и не выплатило установленную компенсацию

На запрос Транспортного прокурора от 13.01.2011 г. ОАО «Омский речной порт» пояснил, что работникам ОАО «Омский речной порт», находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, компенсация из фонда оплаты труда в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда в РФ согласно п.9.6 Федерального отраслевого соглашения по речному транспорту на 2009-2011 годы не выплачивалась. Первичной профсоюзной организацией порта не инициировано включение данного пункта в коллективный договор на 2008-2011 годы

Довод представителей ответчика о том, что на ОАО «Омский речной порт» не распространяется Федеральное отраслевое соглашение, так как своего согласия на присоединение к нему не давали и не принимали участия в его создании, обоснованным быть не может.

В соответствии со ст. 48 ТК РФ соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Действие соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени, на органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.

Соглашение распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением.

В тех случаях, когда на работников в установленном порядке одновременно распространяется действие нескольких соглашений, действуют наиболее благоприятные для них условия соглашений.

В тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение, руководитель федерального органа исполнительной власти по труду имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.

Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти по труду письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

Аналогичная норма содержится в ст. 22 Закона РФ от 11 марта 1992 года N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" (в ред. Федеральных законов от 24.11.1995 N 176-ФЗ, от 01.05.1999 N 93-ФЗ, от 0.12.2001 N 196-ФЗ), действующего в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.

Довод ответчика о том, что отраслевое тарифное соглашение, в соответствии с которым произведен расчет при определении компенсации, не действует в отношении ответчика, поскольку он не участвовал в заключении этого соглашения и не присоединился к нему, нельзя признать обоснованным.

При рассмотрении данного дела установлено, что условия отраслевого тарифного соглашения освещались в средствах массовой информации, то есть до ответчика были доведены.

Так, согласно письма Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.04.2009 г. № 22-5/10/2-2604, на федеральном уровне заключено Федеральное отраслевое соглашение по речному транспорту на 2009-2011 года между Профсоюзом работников водного транспорта РФ, Ассоциацией судоходных компаний, Ассоциацией портов и судовладельцев речного транспорта и Ассоциацией связистов морского и речного транспорта. Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости опубликовано в журнале «Труд и Страхование» (№3, 2009 г.) и размещено на официальном сайте Минздравсоцразвития России. В соответствии со ст. 48 ч.7 ТК РФ предложено работодателям отрасли, не участвовавшим в заключение соглашения, присоединиться к нему. Обращено внимание, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного положения в Минздравсоцразвития России работодателями, не участвовавшими в заключение соглашения, не будет предоставлен в установленном ст. 48 ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.

При таких условиях, обязанность доказать тот факт, что со стороны работодателя ОАО «Омский речной порт» было публично заявлено о неучастии данного предприятия в отраслевом тарифном соглашении, лежала на ответчике. Между тем данных о том, что имело место заявление о неприсоединении ОАО «Омский речной порт» к отраслевому тарифному соглашению, в деле нет.

Довод представителей ответчика, о том, компенсационная выплата женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, выплачивается только членам профсоюза, нельзя считать обоснованным.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации и прямо действуют на территории России.

Согласно статьи 3 Конвенции о правах ребенка (Нью-Йорк,20 ноября 1989г.) во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

В соответствии со ст. 22 каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Согласно ст. 231 каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемой, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

В силу ст. 25 Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948г.)

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Учитывая собранные по делу доказательства, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

          Р Е Ш И Л :

Исковые требования Омского транспортного прокурора удовлетворить.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Омский речной порт» в пользу Жгуновой Н.А. денежную компенсацию за предоставленный отпуск по уходу за ребенком в размере 4 611 (четыре тысячи шестьсот одиннадцать) рублей.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Омский речной порт» в доход местного бюджета госпошлину 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в десятидневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                Е.С. Крига