Дело №2-5161/2011г. по иску Умновой Н.Г. к ГУ УПФ РФ в ЛАО г. Омска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.



Дело № 2-5161/2011Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 ноября 2011 года

Суд Ленинского района г. Омска

в составе председательствующего судьи Кондратенко Е.В.

при секретаре судебного заседания Груманцевой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Умновой Н.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Омске о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

установил :

Умнова Н.Г. обратилась в суд с названным иском. В обоснование заявленных требований указала, что 30.08.2011 года обратилась в ГУ-УПФ РФ в ЛАО г. Омска с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в чем ей было отказано решением от 08.09.2011 года. Основанием для отказа послужило отсутствие необходимого стажа осуществления лечебной деятельности. При этом, из специального стажа были исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от
производства с 15.02.1993 г. по 19.02.1993 г.; с 02.09.1994 г. по 14.10.1994 г.; с 13.09.1995 г. по 25.10.1995 г.; с 28.01.1998 г. по 12.03.1998 г.; с 12.02.2003 г. по 28.03.2003 г.; с 02.04.2008 г. по 15.05.2008 г.; период работы с 01.10.1985 г. по 31.08.1990 г. в должности фельдшера-диспетчера, фельдшера по приему вызовов на станции скорой медицинской помощи; период работы с 01.11.1999 г. по 24.11.1999 г. в МУЗ «Станция скорой и
неотложной медицинской помощи». Считает, что вышеуказанные периоды исключены необоснованно, ее специальный стаж с учетом спорных периодов составляет свыше 30 лет. Просит включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости вышеуказанные периоды, обязать ГУ УПФ РФ в Ленинском АО г. Омска назначить ей пенсию с 30.08.2011 года.

Истец Умнова Н.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила также, что в период работы с 01.10.1985 года по 31.08.1990 года в должности фельдшера-диспетчера, фельдшера по приему вызовов на станции скорой медицинской помощи, когда состоялось переименование должности фельдшер-диспетчер - фельдшер по приему вызовов, ее рабочее место, характер труда, должностные обязанности и заработная плата не менялись. Фактически она работала в должности среднего медицинского работника. Период работы с 01.11.1999 года по 24.11.1999 года в МУЗ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» также подлежит включению в специальный стаж, так как постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 03.10.2006 г. № 66 установлено тождество наименования учреждения «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» наименованию учреждения «Станция скорой медицинской помощи». Просит удовлетворить требования в полном объеме.

Представитель ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Ленинском АО г. Омска - Мыльникова Ю.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.

Представитель третьего лица МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» Торбина И.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом. Представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.48) и письменный отзыв (л.д.51-52), в котором указала, что поддерживает заявленные истцом требования в полном объеме. Полагает, что подлежат включению в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, период работы с 01.10.1985 г. по 31.08.1990 г. в должности фельдшера-диспетчера, фельдшера по приему вызовов на станции скорой медицинской помощи, поскольку в спорный период, как до переименования должности, так и после ее переименования, характер труда, должностные обязанности и заработная плата Умновой Н.Г. не менялись, фактически истец работала в должности среднего медицинского работника и осуществляла деятельность, связанную с охраной здоровья населения: осуществляла прием вызовов от населения для оказания скорой медицинской помощи и производила передачу вызовов выездным бригадам. Кроме того, в должностные обязанности истца входило оказание медицинской помощи гражданам, в случае их обращения непосредственно на подстанцию. Период работы истца с 01.11.2009 г. по 24.11.1999 г. в МУЗ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» также подлежит включению в специальный стаж т.к. постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 03.10.2006г. №66 установлено тождество наименований учреждения «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» наименованию учреждения «Станция скорой медицинской помощи». В случае включения судом спорных периодов работы в специальный стаж, общая продолжительность его для истца составит свыше 30 лет.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от возраста.

При этом порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, регламентируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г. «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 об утверждении Списка должностей и учреждений, работ в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В судебном заседании установлено, что истец Умнова Н.Г. 30.08.2011 года обратилась в ГУ Управление ПФ РФ в Ленинском АО г. Омска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в ГУ - Управление ПФ РФ в Ленинском АО г. Омска от 08.09.2011 года истцу в назначении досрочной пенсии отказано, поскольку отсутствует требуемый специальный стаж (л.д.10).

Согласно протоколу № 653 от 08.09.2011 года заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав при ГУ Управлении ПФР в Ленинском АО г. Омска (л.д.41) специальный стаж, засчитываемый при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 составил для Умновой Н.Г. 24 года 8 месяцев 18 дней, с учетом постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П составил 24 года 7 месяцев 24 дня. При этом комиссия не рекомендовала включать в специальный стаж период работы с 01.10.1985 г. по 31.08.1990 г. в качестве фельдшера-диспетчера, фельдшера по приему вызовов на станции скорой и неотложной помощи, так как Списком должностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ, от 29.10.2002 г. № 781 указанные должности не поименованы, номенклатурой должностей медицинского персонала Приложения к Положению (утвержденного приказом Минздрава от 15.10.1999 года № 377), применяемой при расчете с учетом Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П, данные должности не предусмотрены. Также указано не учитывать период с 01.11.1999 года по 24.11.1999 года в МУЗ «Станция скорой неотложной медицинской помощи», так как Списком учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 данное учреждение не поименовано; и периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

Как следует из трудовой книжки и выписок из приказов (л.д.7-9,24-35,37) Умнова Н.Г. 01.10.1985 года принята на должность фельдшера-диспетчера Омской городской станции скорой и неотложной медицинской помощи, 01.01.1986 года переведена на должность фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде (в связи с переименованием должности), в которой работает до настоящего времени.

          Согласно расчету ГУ-УПФ РФ в ЛАО г. Омска (л.д.13) страховой стаж истца составил 30 лет 3 месяца 5 дней, специальный стаж 24 года 8 месяцев 18 дней.

Также судом установлено, что Умнова Н.Г. в период работы в МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» г. Омска находилась на курсах повышения квалификации с сохранением среднемесячной заработной платы с 15.02.1993 г. по 19.02.1993 г.; с 02.09.1994 г. по 14.10.1994 г.; с 13.09.1995 г. по 25.10.1995 г.; с 28.01.1998 г. по 12.03.1998 г.; с 12.02.2003 г. по 28.03.2003 г.; с 02.04.2008 г. по 15.05.2008 года. Указанные обстоятельства подтверждаются копиями приказов по МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» г. Омска и справками, уточняющими особый характер работы (л.д.14,15,20-23). Суд считает необоснованным не включение ответчиком вышеуказанных периодов работы истца в льготный трудовой стаж, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Согласно п. 21 Рекомендации Международной Организации Труда от 24.06.1974 года № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках», период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

Действовавшим на время возникновения спорных правоотношений и рассмотрения настоящего дела трудовым законодательством, предусматривались гарантии для работников, направляемых работодателем для повышения квалификации и профессионального обучения, в виде сохранения места работы (должности) и оплаты труда.

Таким образом, не включение в специальный стаж периодов нахождения медицинского работника по направлению работодателя на курсы повышения квалификации, влечет необоснованное ограничение объема пенсионных прав истца.

На основании изложенного, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 15.02.1993 года по 19.02.1993 года (5 дней); с 02.09.1994 года по 14.10.1994 года (1 месяц 13 дней); с 13.09.1995 года по 25.10.1995 года (1 месяц 13 дней); с 28.01.1998 года по 12.03.1998 года (1 месяц 15 дней); с 12.02.2003 года по 28.03.2003 года (1 месяц 17 дней); с 02.04.2008 года по 15.05.2008 года (1 месяц 14 дней), всего 7 месяцев 17 дней, полагая необходимым обязать ГУ УПФ РФ в ЛАО г. Омска включить названные периоды в специальный стаж работы истца.

Согласно справке МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» (л.д.53) должность фельдшер диспетчер и должность фельдшер по приему вызовов и передаче их выездной бригаде относятся к среднему медицинскому персоналу. Указанные обстоятельства также подтверждаются должностными инструкциями и штатными расписаниями за 1985-1986 годы (л.д.38-40), приказом Министерства здравоохранения СССР № 1490 от 29.12.1984 года (л.д.54-56), приказами №№ 46,69,92 по Омской Городской станции скорой и неотложной медицинской помощи, соответственно от 31.08.1984 года, от 30.09.1985 года, от 30.09.1986 года (л.д.57-73).

Согласно должностной инструкции фельдшера по приему и передаче вызовов выездным бригадам, утвержденным 23.04.2007 года (л.д.74-75) следует, что на указанную должность назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование, подчиняется заведующему подстанцией, а в вопросах управления выездными бригадами - старшему дежурному врачу. В подчинении фельдшера по приему вызовов в оперативном отношении находится весь выездной медицинский и водительский персонал подстанции. В обязанности фельдшера по приему и передаче вызовов выездным бригадам, в том числе входит: организация, а в случае необходимости, личное оказание медицинской помощи гражданам, обратившимся на подстанцию, направление свободной бригады с подстанции, оформление вызовов, сбор выездных карт бригад.      

Таким образом, судом установлено, что за период работы Умновой Н.Г. с 01.10.1985 года по 31.08.1990 года в должности фельдшера-диспетчера, которая была переименована в должность фельдшера-диспетчера по приему вызовов, характер выполняемых работ, как и должностные обязанности Умновой Н.Г. не изменялись. Фактически истец работала в должности, отнесенной к среднему медицинскому персоналу, осуществляя деятельность, связанную с охраной здоровья населения: осуществляла прием вызовов от населения для оказания скорой медицинской помощи и производила передачу вызовов выездным бригадам, в необходимых случаях, самостоятельно оказывала медицинскую помощь лицам, непосредственно обратившимся на подстанцию.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 и действовавшим в спорный период, поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

При таких обстоятельствах, период работы истца с 01.10.1985 года по 31.08.1990 года в должности фельдшера-диспетчера и фельдшера-диспетчера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде, подлежит зачету в специальный стаж работы истца, что составит 4 года 11 месяцев.

Как следует из исторической справки (л.д.16) Омская городская станция скорой медицинской помощи с 05.10.1994 года зарегистрирована как Муниципальное учреждение здравоохранения «Станция скорой и неотложной медицинской помощи», которое с 25.11.1999 года переименовано в МУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи», а с 31.05.2002 года переименовано в МУЗ «Станция скорой медицинской помощи».

Постановлением Минтруда РФ от 3 октября 2002 г. N 66 Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и по представлению Министерства здравоохранения Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено тождество наименования учреждения "станция скорой и неотложной медицинской помощи" наименованию учреждения "станция скорой медицинской помощи", предусмотренному Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066.

С учетом изложенного, период работы истца с 01.11.1999 года по 24.11.1999 года в МУЗ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» также подлежит включению в специальный стаж, что составит 24 дня.

Как указано выше, по расчетам ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Ленинском АО г. Омска, специальный стаж Умновой Н.Г., необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, по одному из вариантов составил 24 года 08 месяцев 18 дней, зачтенный судом период нахождения истца на курсах повышения квалификации составил 7 месяцев 17 дней, период работы с 01.10.1985 года по 31.08.1990 года в должности фельдшера-диспетчера и фельдшера-диспетчера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде составил 4 года 11 месяцев, период работы с 01.11.1999 года по 24.11.1999 года в МУЗ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» составил 24 дня. Таким образом, специальный стаж Умновой Н.Г. составит 30лет 03 месяца 29 дней.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией. С заявлением о назначении пенсии Умнова Н.Г. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Омска 30.08.2011 года. Поскольку судом установлено, что на дату обращения с заявлением, у истца имелся необходимый для досрочного назначения пенсии специальный стаж, суд полагает необходимым обязать ответчика назначить Умновой Н.Г. досрочную трудовую пенсию по старости с 30.08.2011 года.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина ххх рублей, уплаченная истцом при подаче искового заявления (л.д.3).

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска включить в специальный стаж Умновой Н.Г., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периоды продолжительностью 5 лет 07 месяцев 11 дней, из которых:

- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 15.02.1993 года по 19.02.1993 года (5 дней); с 02.09.1994 года по 14.10.1994 года (1 месяц 13 дней); с 13.09.1995 года по 25.10.1995 года (1 месяц 13 дней); с 28.01.1998 года по 12.03.1998 года (1 месяц 15 дней); с 12.02.2003 года по 28.03.2003 года (1 месяц 17 дней); с 02.04.2008 года по 15.05.2008 года (1 месяц 14 дней), всего 7 месяцев 17 дней;

- период работы в должности фельдшера-диспетчера и фельдшера-диспетчера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде с 01.10.1985 года по 31.08.1990 года, всего 4 года 11 месяцев;

- период работы в МУЗ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» с 01.11.1999 года по 24.11.1999 года, всего 24 дня.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Омска назначить Умновой Н.Г. пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 30 августа 2011 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска в пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере ххх рублей.

      Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

          Судья                                                                                                      Е.В. Кондратенко

Решение в окончательной форме изготовлено 29 ноября 2011 года.

           Судья                                                                                                     Е.В. Кондратенко