Дело № 2-4863/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Суд Ленинского района г. Омска в составе председательствующего судьи Крига Е.С. с участием прокурора Майер Е.П. при секретаре судебного заседания Воротниковой О.С. рассмотрев в открытом судебном заседании 24 ноября 2011 года гражданское дело по иску Омского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Омский речной порт» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить действия по созданию рабочих мест для инвалидов в соответствии с установленной квотой, УСТАНОВИЛ: Омский транспортный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Ленинский районный суд с иском к ОАО «Омский речной порт» о признании незаконным бездействия ОАО «Омский речной порт» и возложении обязанности совершить действия по созданию рабочих мест для инвалидов в соответствии с установленной квотой. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о защите прав инвалидов должностными лицами ОАО «Омский речной порт», в результате которой выявлены нарушения закона. Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. В соответствии с требованиями ст. 3 Закона Омской области «О квотировании рабочий мест в Омской области» квота для приема на работу инвалидов устанавливается организацией, осуществляющей свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности со среднесписочной численностью работников более ста человек, в размере не менее двух и не более четырех процентов к среднесписочной численности работников организации. В счет квоты для приема на работу инвалидов не выделяются (создаются) рабочие места, связанные с выполнением тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, выявленные по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда, проводимой в соответствии с законодательством. Постановлением Правительства Омской области №-п от 27.01.2010 «О мерах по реализации закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» определено, что для организации, численность работников которой составляет свыше 100 человек, установлена квота для трудоустройства инвалидов в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников, и минимальное количество специальных рабочих мест в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту. С учетом среднесписочной численности работников ОАО «Омский речной порт», которая по предоставленным предприятием сведениям составляла на 05.09.2011 года 590 человек, установленная квота для приема на работу инвалидов составляет 17 рабочих мест, занятых в счет установленной квоты - 15 единиц. Учитывая среднесписочную численность работников ОАО «Омский речной порт», которая по предоставленным предприятием сведениям на 14.09.2011г. составляла 547 человек, в организации фактически работает 15 инвалидов, специальное рабочее место не создано. Вакантные рабочие места в счет квоты для трудоустройства инвалидов отсутствуют. Бездействием ОАО «Омский речной порт» нарушается и может быть нарушено право на труд любого гражданина РФ, являющегося инвалидом и имеющего право на трудоустройств в рамках квот, установленных законодательством РФ. Просит признать бездействие ОАО «Омский речной порт», выразившееся в несоблюдении установленной законодательством квоты по приему на работу инвалидов незаконным, противоречащим ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», ст. 3 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановлению Правительства Омской области № 16-п от 27.01.2010; обязать ОАО «Омский речной порт» выполнить требования закона, создать рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой. В судебном заседании представитель истца - Майер Е.П. отказалась от заявленных требований: - о признании бездействия ОАО «Омский речной порт», выразившееся в несоблюдении установленной законодательством квоты по приему на работу инвалидов незаконным, противоречащим ст. 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов», ст. 3 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановлению правительства Омской области № 16-п от 27.01.2010г. Отказ от части иска продиктован добровольным устранением ответчиком указанных нарушений, остальные требования истец поддержала в полном объеме по изложенным основаниям. Просит обязать ОАО "Омский речной порт" выполнить требования закона, создать рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой. Представитель ответчика - Болдырев В.С., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования не признал. Суду пояснил, что в настоящее время, обществом ведется работа по созданию специального рабочего места, 05.07.2011 г. ОАО «Омский речной порт» обращалось в ФГУ «Главное бюро МСЭ по Омской области» с просьбой о содействии в создании специального рабочего места для инвалида 3 группы М.М.В. , в настоящий момент она проходит медико-социальную экспертизу с целью разработки новой ИПР и определения необходимых трудовых рекомендаций. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Представитель Главного управления государственной службы занятости населения Омской области Чередова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что требования транспортного прокурора подлежат удовлетворению, поскольку специальное рабочее место до настоящего времени ответчиком не создано. Выслушав мнение сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. В соответствии со ст. 3 Закона Омской области от 21 июля 2009 года № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области» квота для приема на работу инвалидов устанавливается организации, осуществляющей свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности со среднесписочной численностью работников более ста человек. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере не менее двух и не более четырех процентов к среднесписочной численности работников организации. В счет квоты для приема на работу инвалидов не выделяются (создаются) рабочие места, связанные с выполнением тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, выявленные по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда, проводимой в соответствии с законодательством. Размер квоты для приема на работу инвалидов устанавливается Правительством Омской области по представлению уполномоченного органа исполнительной власти Омской области в сфере труда и социальной защиты населения Омской области на срок не менее одного календарного года с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда. Постановлением Правительства Омской области от 27.01.2010 г. № 16-п «О мерах по реализации закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» определена для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, за исключением организаций, освобожденных от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством: квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников; минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту. Судом установлено, что в ОАО «Омский речной порт» с учетом среднесписочной численности работников в 526 человек, установленная квота для приема на работу инвалидов составляет 15 человек. В настоящее время в ОАО «Омский речной порт» работает 15 инвалидов, однако специальное рабочее место до настоящего времени не создано. По сведениям ОАО «Омский речной порт» количество инвалидов, работающих в ОАО «Омский речной порт» на 01.11.2011г. составляет 15 человек, количество аттестованных рабочих мест 3 № По состоянию на 18 ноября 2011 года в ОАО «Омский речной порт» работает 15 инвалидов, количество аттестованных рабочих мест - 3 № Интересы инвалидов заключаются в получении гарантированных государством мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, к числу которых относятся гарантии трудовой занятости, обеспечиваемые путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для прима на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. При данных обстоятельствах, суд полагает, что в действиях руководства ОАО «Омский речной порт» имеются нарушения законодательства о защите прав инвалидов, поскольку в соответствии с требованиями ст. 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Таким образом, руководству ОАО «Омский речной порт» надлежало выделить и определить рабочие места для инвалидов с учетом всех требований, предъявляемых для трудоустройства данной категории граждан. На момент рассмотрения дела в суде руководством ОАО «Омский речной порт» данные меры не приняты, доказательства исполнения законодательства о защите прав инвалидов в полном объеме суду не представлено. Между тем представителем ответчика в судебном заседании подтверждено, что нарушения по созданию специальных рабочих мест инвалидов, установленные на момент рассмотрения спора, действительно имеются, и указанные обстоятельства им не оспаривались, каких-либо доказательств об их исправлении ответчиком не представлено. Оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит требования Омского транспортного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку в судебном заседании с достоверностью установлено несоблюдение требований законодательства о защите прав инвалидов, что ущемляет права инвалидов работающих в ОАО «Омский речной порт». В связи с добровольным отказом от части исковых требований, с учетом добровольного отказа истца, и добровольного устранения их ответчиком, суд считает возможным принять отказ от иска в части требований: - о признании бездействия ОАО «Омский речной порт», выразившееся в несоблюдении установленной законодательством квоты по приему на работу инвалидов, незаконным, противоречащим ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», ст. 3 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановлению правительства Омской области № 16-п от 27.01.2010г. Кроме того, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 4000 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Омского транспортного прокурора удовлетворить. Обязать Открытое Акционерное Общество «Омский речной порт» выполнить требования закона, создать рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой. Принять отказ от иска в части требований: - о признании бездействия ОАО «Омский речной порт», выразившееся в несоблюдении установленной законодательством квоты по приему на работу инвалидов, незаконным, противоречащим ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», ст. 3 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановлению правительства Омской области № 16-п от 27.01.2010г. Взыскать с Открытого Акционерного Общества «Омский речной порт» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение десяти дней путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Омска. Председательствующая Е.С. Крига