по иску прокурора ЛАО г. Омска к МОУ СОШ № 114 о признании незаконным действия по осуществлению образовательной деятельности в отсутствие лицензии



Дело № 2-6080/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд города Омска в составе:

председательствующего судьи Крига Е.С.,

с участием прокурора Поповой М.Н.

при секретаре Воротниковой О.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске «23» декабря 2011 года гражданское дело по иску прокурора Ленинского административного округа города Омска в интересах неопределенного круга лиц к МОУ СОШ № 114 о признании незаконным действия по осуществлению образовательной деятельности в отсутствие лицензии,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского АО г. Омска обратился в Ленинский районный суд города Омска в интересах неопределенного круга лиц с исковыми требованиями к МОУ СОШ № 114 о признании незаконным действия по осуществлению образовательной деятельности в отсутствие лицензии, указывая, что в ходе проведенной проверки исполнения требований законодательства об обеспечении в образовательных учреждениях безопасных условий обучения в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 114» установлены нарушения требований федерального законодательства в сфере образования, а именно осуществление обучения детей по образовательным программам без лицензии на образовательную деятельность. Срок действия лицензии истек 20.09.2011 года. Наличие нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства препятствуют получению образовательным учреждением лицензии на образовательную деятельность. В отсутствие лицензии образовательные учреждения не имеют право заниматься образовательной деятельностью, что является нарушением конституционного права на образование неопределенного круга лиц. Просит признать действия МОУ «Средняя школа № 114» по осуществлению образовательной деятельности в отсутствие лицензии незаконными, обязать МОУ «Средняя школа № 114» получить лицензию на ведение образовательной деятельности в порядке, установленном Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от

В судебном заседании представитель истца прокурор Попова М.Н. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 114» Моисеева И.П. (на основании приказа) исковые требования признала в полном объеме.

Представитель Департамента образования Администрации г. Омска, Администрации города Омска в судебное заседание не явились, о дне и месте слушания дела извещены надлежащим образом, возражений на исковое заявление не представили.

Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.

Согласно ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В силу ст. 1 ФЗ от 08.08.2001г. № 128 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. От 29.12.2010г.), п. 1 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. От 18.07.2011г.), п.2 Типового положения об образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. № 196, образовательная деятельность подлежит лицензированию. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

Согласно п. 3 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством РФ.

Пунктом 8 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2011г. № 174 к документам, предоставленным для получения лицензии в обязательном порядке, отнесены копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, соответствующих установленным лицензионным нормативам обеспечения образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам.

В соответствии с п. 26 Положения здания, строения, сооружения, помещения и территории, заявленные соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности должны соответствовать установленным законодательством РФ санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям пожарной безопасности.

Таким образом, федеральным законодательством закреплено императивное требование об обязательном лицензировании образовательной деятельности, которое продиктовано, в том числе, необходимостью соблюдения санитарно-эпидемиологических, противопожарных и других норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних. Данное требование следует из конституционных установлений, закрепленных в ст. 2 Конституции РФ, согласно которым человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с п.п. 1.2, 1.5 Устава МОУ «Средняя общеразвивающая школа № 114» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету, соответствующие лицевые счета, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием

Решением Ленинского районного суда г. Омска от 07.04.2011 г. на Департамент образования Администрации г. Омска, МОУ «СОШ № 114» возложена обязанность в срок до 01 октября 2011 года устранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, а именно: нормализовать параметры микроклимата в помещениях школы: в кабинете № 2 начальной школы, № 3 начальной школы, № 24 русского языка допустимая температура 18-20 С. В учебных кабинетах № 2,3,4,5,6,9,11,12,23,24, малом спортивном зале соблюдать относительную влажность воздуха в пределах 40-60%; приобрести мебель номера 2-49 комплектов, номера мебели 2-42 комплекта; приобрести протирочную машину; внутреннюю отделку помещения процедурного кабинета привести в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10 (поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами), приобрести дозатор с жидким антисептическим мылом и раствором антисептика; довести уровень искусственной освещенности в малом спортивном зале до нормируемых показателей - 200 лк; обеспечить регламентированный уровень плотности магнитного потока в диапазоне частот 2-400кГц напряженности электрической составляющей в диапазоне частот 5 Гц-2Гц в КВТ

28.08.2011 года главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Омской области С.И.А. было проведено обследование объекта МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 114», в ходе которой был составлен акт

Из санитарно-эпидемиологического заключения следует, что МОУ «СОШ № 114» здание, строение, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, используемое для осуществления образовательной деятельности по реализации программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам

В судебном заседании установлено, что срок действия лицензии на образовательную деятельность МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 114» истек 20.09.2011 года. После чего, в установленном порядке действие лицензии не продлялось, при этом МОУ продолжает осуществлять образовательную деятельность

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что образовательная деятельность осуществляется ответчиком с нарушениями требований Закона РФ «Об образовании», предусматривающими осуществление образовательного процесса только при наличии соответствующей лицензии.

Судом также установлено, что причиной не возобновления лицензии у ответчика является выдача санитарно-эпидемиологическое заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Управления Роспотребнадзора по Омской области о несоответствии состояния объектов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

В силу положений статьи 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Согласно ст. 29 Закона РФ «Об образовании» финансирование расходов на содержание зданий и коммунальных расходов должно осуществляться из местных бюджетов.

Статьей 31 Закона РФ «Об образовании», ст. 15ФЗ от 16.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, общедоступного бесплатного дошкольного образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

В статье 31 Закона РФ «Об образовании» закреплено, что содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, отнесено к полномочиям районов и городских округов.

С учетом перечисленных обстоятельств, суд приходит к выводу об осуществлении ответчиками образовательного процесса с нарушением требований Закона РФ «Об образовании».

Так как ответчик, осуществляя образовательную деятельность с явным нарушением требований Закона РФ «Об образовании» и требований санитарно-эпидемиологического законодательства, нарушает тем самым гарантированное государством право на безопасные условия обучения, а также посягают на осуществление образования в условиях, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, требование прокурора о применении такого способа защиты прав как обязание получения лицензии на ведение образовательной деятельности суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 39, 173 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, который судом принимается, если это не противоречит закону и материалам гражданского дела.

Признание иска судом принимается, так как это не противоречит закону и материалам гражданского дела.

Признание иска совершается добровольно, представитель ответчика понимает значение и последствия указанных действий, права и интересы других лиц не нарушаются, последствия признания иска ответчику разъяснены.

Оценив в совокупности представленные доказательства, признание иска ответчиком, суд полагает необходимым исковые требования прокурора Ленинского АО г. Омска удовлетворить, признав незаконным действие МОУ «СОШ № 114» по осуществлению образовательной деятельности в отсутствие лицензии.

Поскольку ответчик по делу является муниципальным учреждением, не имеет дохода от осуществления образовательной деятельности, суд полагает возможным от уплаты госпошлины ответчика освободить.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского административного округа города Омска удовлетворить.

Признать действия МОУ СОШ № 114 по осуществлению образовательной деятельности в отсутствие лицензии незаконными.

Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 114» получить лицензию на ведение образовательной деятельности в порядке, установленном Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16.03.2011г. № 174.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Омска в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Судья

Е.С. Крига