Дело № 2-6081/11 Ленинский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Крига Е.С. с участием прокурора Поповой М.Н. при секретаре судебного заседания Воротниковой О.С. рассмотрел в открытом судебном заседании 23 декабря 2011 года гражданское дело по иску прокурора Ленинского административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению дошкольного образования «Детский сад № 317 общеразвивающего вида», Администрации г. Омска, Департаменту образования Администрации г. Омска о признании действия незаконным, обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ленинского АО г. Омска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования «Детский сад № 317 общеразвивающего вида», Администрации г. Омска, Департаменту образования Администрации г. Омска о признании действия незаконным, обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности. В обоснование своих требований указал, что проведенной прокуратурой Ленинского административного округа г. Омска проверкой исполнения требований законодательства об обеспечении в образовательных учреждениях безопасных условий обучения в Муниципальном образовательном учреждении дошкольного образования «Детский сад № 317 общеразвивающего вида» установлены нарушения требований федерального законодательства в сфере образования, а именно осуществляется обучение детей по образовательным программам без лицензии на образовательную деятельность. Учреждение не имеет лицензии на образовательную деятельность, так как срок действия лицензии истек 09.10.2006г. Одной из причин этого является отсутствие заключения органов государственного пожарного надзора о соответствии условий ведения образовательного процесса нормам пожарной безопасности. На момент проверки в МОУ ДО «Детский сад № 317 общеразвивающего вида» имеются нарушения требований правил пожарной безопасности, а именно: не выполнены эвакуационные выходы из групповых ячеек шириной не менее 1,2 м ( 6.16 СНиП 21-01-97), не установлена задвижка для пропуска противопожарного расхода воды с электроприводом ( п. 11.7 СНиП 2.04.01-85); лестничная клетка не отделена от примыкающих коридоров дверями с уплотнениями в притворах (п.п. 6.18, 6.34 СНиП 21-01-97); установлены батареи отопления в лестничной клетке на высоте менее 2,2 м. (п.6.32 СНиП 21-01-97); не выполнена дверь в прачечной противопожарной второго типа (п. 5.14 табл. 2 СНиП 21-01-97); не обеспечена ширина маршей наружных лестниц 3-го типа менее 1,35 м. (п. 6.29 СНиП 21-01-97); ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша (п. 6.31 СНиП 21-01-97); не обеспечение пожарного рукава с краном и не произведена перекатка рукавов на новую скатку (п.91 ППБ 01-03); не выполнены пожарные шкафы в соответствии с НПБ 151-2000 (п.1.1 НПБ 151-2000); не произведено соединение, ответвление и оконцевание жил электропроводов и кабелей при помощи опресовки, сварки, спайки и сжимов (п.2.1.2.1 ПУЭ); помещения необеспеченны первичными средствами пожаротушения (п. 108 ППБ 01-03); допускается отделка потолка на путях эвакуации с показателями пожарной опасности более чем Г2, В3, Д2, Т2 (п.6.25 СНиП 21-01-97); ширина лестничных площадок в лестничных клетках менее ширины марша (п.6.31 СНиП 21-01-97). Наличие указанных нарушений правил пожарной безопасности препятствует получению образовательным учреждением лицензии на образовательную деятельность. Просит суд признать незаконным действия МОУ ДО «Детский сад № 317 общеразвитающего вида» по осуществлению образовательной деятельности в отсутствие лицензии незаконными. Обязать муниципальное образовательное учреждение дошкольного образования «Детский сад № 317 общеразвивающего вида», Администрацию г. Омска, департамент образования Администрации г. Омска устранить нарушения требований пожарной безопасности, препятствующие получению лицензии на образовательную деятельность. Обязать МОУ «Детский сад № 317 общеразвивающего вида» получить лицензию на ведение образовательной деятельности по программам дошкольного образования в порядке, установленном Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 № 174. В судебном заседании представитель истца - Попова М..Н., поддержала заявленные требования в полном объеме по аналогичным основаниям. Представитель Муниципального образовательного учреждения дошкольного образования «Детский сад № 317 общеразвивающего вида» - Кашицкая Т.М., действующий на основании приказа Департамента образования Администрации города Омска № о назначении ее заведующей, в судебном заседании заявленные исковые требования признала в полном объеме. Представитель Администрации г. Омска - Яковлев К.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования признал частично, просит исключить Администрацию г. Омска из числа ответчиков. Представитель Департамента образования Администрации г. Омска в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Согласно ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В силу ст. 1 ФЗ от 08.08.2001г. № 128 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. От 29.12.2010г.), п. 1 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. От 18.07.2011г.), п.2 Типового положения об образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. № 196, образовательная деятельность подлежит лицензированию. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. Согласно п. 3 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством РФ. Пунктом 8 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2011г. № 174 к документам, предоставленным для получения лицензии в обязательном порядке, отнесены копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, соответствующих установленным лицензионным нормативам обеспечения образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам. В соответствии с п. 26 Положения здания, строения, сооружения, помещения и территории, заявленные соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности должны соответствовать установленным законодательством РФ санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям пожарной безопасности. Таким образом, федеральным законодательством закреплено императивное требование об обязательном лицензировании образовательной деятельности, которое продиктовано, в том числе, необходимостью соблюдения санитарно-эпидемиологических, противопожарных и других норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних. Данное требование следует из конституционных установлений, закрепленных в ст. 2 Конституции РФ, согласно которым человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, что в МОУ ДО «Детский сад № 317 общеразвивающего вида» установлены нарушения требований пожарной безопасности. Согласно акту территориального отдела государственного пожарного надзора Ленинского административного округа г. Омска от 31.08.2011г. № в указанном образовательном учреждении необходимо выполнить эвакуационные выходы из групповых ячеек шириной не менее 1,2 м; установить задвижку для пропуска противопожарного расхода воды с электроприводом; лестничную клетку отделить от примыкающих коридоров дверями с уплотнениями в притворах; установить батареи отопления в лестничной клетке на высоте не менее 2,2 м.; выполнить дверь в прачечную противопожарной второго типа; обеспечить ширину маршей наружных лестниц 3-го типа менее 1,35 м.; ширину лестничных площадок должна быть не менее ширины марша; обеспечить пожарный рукав с краном и произвести перекатку рукавов на новую скатку; выполнить пожарные шкафы в соответствии с НПБ 151-2000; произвести соединение, ответвление и оконцевание жил электропроводов и кабелей при помощи опресовки, сварки, спайки и сжимов; помещения обеспечить первичными средствами пожаротушения; допускается отделка потолка на путях эвакуации с показателями пожарной опасности более чем Г2, В3, Д2, Т2; ширина лестничных площадок в лестничных клетках менее ширины марша. Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03). На основании п. 4 Правил установлено, что руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных фактов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Согласно п. 34 Правил противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии. Согласно п.1.2 Устава (л.д. 14-35) муниципальное образовательное учреждение дошкольного образования «Детский сад № 317 общеразвивающего вида» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету, лицевые счета, печать со своим наименованием, штампы, бланки. Предметом деятельности учреждения является образовательная деятельность. В судебном заседании установлено, что срок действия лицензии № на образовательную деятельность МОУ ДО «Детский сад № 317 общеразвивающего вида» истек 09.10.2006 года. После чего, в установленном порядке действие лицензии не продлялось, при этом МОУ продолжает осуществлять образовательную деятельность № Учредителем учреждения является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области в лице департамента образования Администрации города Омска. Согласно п. 5.1 Устава муниципального образовательного учреждения дошкольного образования «Детский сад № 317» учредитель обеспечивает финансирование Учреждения в пределах выделенных бюджетных средств. В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании» материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями осуществляется образовательными учреждениями в пределах собственных финансовых средств. Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов. Статья 120 Гражданского кодекса РФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственником полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст. 51 указанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. В соответствии со ст. 29 Закона РФ «Об образовании» финансирование расходов на содержание зданий и коммунальных расходов должно осуществляться из местных бюджетов. Указание на обязанность осуществления финансирования содержания зданий и коммунальных расходов муниципальных образовательных учреждений из местного бюджета помимо ст. 29 Закона РФ «Об образовании» содержится в ст. 31 данного закона. Статьей 39 Закона «Об образовании» предусмотрено, что здания и помещения, используемые для осуществления образовательного процесса, закрепляются за образовательным учреждением на праве оперативного управления учредителем. Статьей 31 Закона РФ «Об образовании», статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. 10.06.2008) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, общедоступного бесплатного дошкольного образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Исходя из вышеизложенных положений закона, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, являющиеся учредителями общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса в соответствии с установленными правилами и нормами. В статье 31 Закона РФ «Об образовании» закреплено, что содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, отнесено к полномочиям районов и городских округов. Органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений также в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений также в ходе осуществления ими образовательной деятельности, в связи с чем суд не принимает во внимание довод представителя ответчика о том, что Администрация г. Омска является ненадлежащим ответчиком, а обязанность по финансированию муниципального образовательного учреждения должна быть возложена на департамент образования Администрации города Омска. МОУ ДО «Детский сад № 317 общеразвивающего вида», осуществляя образовательную деятельность при наличии нарушений пожарной безопасности, нарушает тем самым гарантированное государством право на безопасные условия обучения. В этой связи не принятие органами местного самоуправления как собственником имущества, находящегося в пользовании муниципального образовательного учреждения, мер по устранению нарушений, препятствующих созданию безопасных условий осуществления образовательной деятельности не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности выявлялись органом государственного пожарного надзора 31.08.2011г., срок исполнения предписания установлен до 28.08.2012 года № Судом установлено, что администрация МОУ ДО «Детский сад № 317 общеразвивающего вида » обращалась к департаменту образования Администрации города Омска о необходимости производства ремонтных работ, что подтверждается представленным суду ходатайством от 05.09.2011 года № о выделении дополнительного бюджетного финансирования. Согласно ст. 39, 173 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, который судом принимается, если это не противоречит закону и материалам гражданского дела. Признание иска судом принимается, так как это не противоречит закону и материалам гражданского дела. Признание иска совершается добровольно, представители ответчиков понимают значение и последствия указанных действий, права и интересы других лиц не нарушаются, последствия признания иска ответчикам разъяснены. Оценив в совокупности представленные доказательства, признание иска ответчиками, суд полагает необходимым исковые требования прокурора Ленинского АО г. Омска удовлетворить, признав незаконным действия МОУ ДО «Детский сад № 317 общеразвивающего вида» по осуществлению образовательной деятельности в отсутствие лицензии. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с чем, сумма государственной пошлины, подлежащая взысканию с ответчиков в доход местного бюджета составляет - 400 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Ленинского АО г. Омска удовлетворить. Признать незаконным действия Муниципального образовательного учреждения дошкольного образования «Детский сад № 317 общеразвивающего вида» по осуществлению образовательной деятельности в отсутствие лицензии. Обязать Муниципальное образовательное учреждение дошкольного образования «Детский сад № 317 общеразвивающего вида», Администрацию г. Омска, Департамент образования Администрации г. Омска устранить нарушения требований пожарной безопасности, препятствующие получению лицензии на образовательную деятельность. Обязать МОУ ДО «Детский сад № 317 общеразвивающего вида» получить лицензию на ведение образовательной деятельности по программам дошкольного образования в порядке, установленном Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16.03.2011г. № 174. Взыскать в равных долях с Администрации города Омска, Департамента образования администрации города Омска, МОУ ДО «Детский сад № 317 общеразвивающего вида» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере400 (четыреста) рублей. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение 10 дней. Судья - Е.С. Крига