2-5503/2011Захарова О.В. к Администрации г. Омска, ТУ Росимущества о признании права собственности в порядке приватизации



           Р Е Ш Е Н И Е

                               Именем Российской Федерации                    дело № 2 - 5503/11

ЗАОЧНОЕ

город Омск                                           30 ноября 2011 года               

Суд Ленинского района города Омска

председательствующий Небольсин Л.В.

секретарь Лыщенко С.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Захаровой О.В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области, ГК «Ростехнологии», Департаменту имущественных отношений администрации г. Омска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, суд

         У С Т А Н О В И Л:

Захарова О.В. обратилась в суд с иском к ответчикам о признании право собственности на квартиру <адрес> в порядке закона о приватизации.

Свои требования мотивировали тем, что Захарова О.В. является нанимателем жилого помещения - квартиры <адрес>. Истец вселена в общежитие надлежащим образом, с соблюдением установленного заводом порядка вселения, в отсутствие каких-либо нарушений с их стороны, что подтверждается отсутствием каких-либо претензий по поводу вселения со стороны наймодателя за весь период проживания, регистрацией истца по месту жительства. Согласно выписке из реестра федерального имущества от 20.09.2011 года дом <адрес> в находится в собственности Российской Федерации. 30.05.2011 года ТУ Росимущества в Омской области издано распоряжение № 117-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения и праве аренды за ФГУП «ОмПО «Иртыш» в собственность муниципального образования городской округ город Омск Омской области». Согласно «Перечню имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и на праве аренды за ФГУП «ОмПО «Иртыш», передаваемого в муниципальную собственность» передаче подлежит в том числе много квартирный дом по адресу:, <адрес>. Руководителем ТУ Росимущества в Омской области 28.07.2011 года утвержден Акт приема-передачи в муниципальную собственность указанного имущества, однако представитель департамента имущественных отношений Администрации города Омска уклонился от его подписания. Об этом стало известно из определения Арбитражного суда Омской области от 24.08.2011 года «О принятии заявления к производству», поданного в Арбитражный суд ТУ Росимущества в Омской области. Спорный жилой дом на настоящий момент, ввиду отказа в принятии его по акту приему - передачи со стороны Администрации города Омска в реестр муниципальной собственности не внесен, и реализовать право на приватизацию занимаемого жилого помещения путем обращения с соответствующим заявлением в департамент имущественных отношений Администрации города Омска не представляется возможным. Отсутствует возможность реализовать указанное право и путем обращения в ТУ Росимущества в Омской области, поскольку ТУ Росимущества в Омской области действует на основании Положения, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 г. № 278 и не наделено полномочиями по согласованию передачи права собственности гражданам жилых помещений в порядке приватизации, что следует из ответов ТУ Росимущества в Омской области. В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.08.1993 г. «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе, и на право бесплатной приватизации жилья. Учитывая наличие распоряжения о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, неисполнение указанного распоряжения, невозможность реализации гражданами прав на приватизацию занимаемого жилого помещения, обращение в суд с настоящим иском является единственным способом защиты нарушенного бездействием органов власти права.

Захарова О.В. исковые требования поддержала.

Гребенникова Н.Н. признала исковые требования. Суд в соответствии со ст. 173 ГПК РФ принял признание иска.

Отрохов А.А. представитель истца по нотариальной доверенности исковые требования поддержал.

Представители Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области, Администрации города Омска, Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, ОАО «ОмПО «Иртыш», ГК «Ростехнологии» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

Заслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или таковыми актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных этим законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст.11 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде один раз.

Из материалов дела следует, что Захарова О.В. проживает в общежитии по адресу: <адрес>, принадлежавшем ФГУП ОмПО «Иртыш».

В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности на федеральную, собственность субъектов РФ и муниципальную», жилой фонд, расположенный на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Советов народных депутатов и находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), независимо от того на чьем балансе он находится, передается в муниципальную собственность.

Распоряжением Правительства РФ от 17.10.2002 года № 1453-р был установлен срок и порядок передачи федеральными органами исполнительной власти, федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в муниципальную. Так, указанные субъекты обязаны были завершить передачу в срок до 31.12.2004 года.

Из отзыва на исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, следует, что на основании распоряжения ТУ Росимущества в Омской области от 30.06.2011 г. № 117-р и актов приема-передачи жилые помещения в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, переданы в собственность муниципального образования городской округ город Омск Омской области (л.д. 28).

На основании распоряжения ТУ Росимущества в Омской области от 30.06.2011 г. № 117-р в собственность муниципального образования городской округ город Омск Омской области было передано имущество, являющееся федеральной собственность и закрепленное на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием «Омское производственное объединение «Иртыш», в том числе и жилые помещения общежития (л.д. 13-17).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органом местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

На судебный запрос Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области 10.11.2011 г. № сообщило, что общежитие, расположенное по адресу <адрес> передано в муниципальную собственность городской округ город Омск, Омской области и исключен из реестра федерального имущества (л.д.29).

Таким образом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области является ненадлежащим ответчиком по заявленному иску. Надлежащим ответчиком следует считать департамент имущественных отношений Администрации города Омска, так как в муниципальную собственность городской округ город Омск, Омской области передано общежитие.

Судом установлено, что истец является гражданиноми РФ, ранее в приватизации жилого помещения не участвовала и фактический отказ в передаче им в собственности жилого помещения связан с нерешенностью вопроса о статусе жилого помещения. При этом в судебном заседании установлено, что общежитие, в котором проживает истец, не включено в состав подлежащего акционированию имущества, а подлежит передаче в муниципальный жилой фонд, что должно было бы в соответствии с действующим законодательством быть произведено ранее.

По смыслу ст. 35 Конституции РФ и ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право граждан на приобретение в порядке приватизации в собственность жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не может быть ограничено по мотивам нерешенности вопроса о передаче на балансовую принадлежность, возведенного на государственные средства жилья; право гражданина на приватизацию жилого помещения, при наличии независящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению процедуры приватизации, может быть реализовано им путем обращения в суд в порядке ст. 8 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную, либо долевую.

В отзыве на исковые требования ГК «Ростехнологии» указала, что жилые помещения, являющиеся предметом спора по настоящему делу, не являются собственностью Государственной корпорации «Ростехнологии», не входят в сферу ее имущественных интересов или иных притязаний. Таким образом, в указанной части Государственная корпорация «Ростехнологии» не является надлежащим ответчиком по делу.

Указанные жилые помещения находятся в общежитии, которое находится на балансе ФГУП «ОмПО «Иртыш». Действительно, в период деятельности указанного предприятия ГК «Ростехнологии» осуществляла права собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении данного предприятия.

Однако в настоящее время ФГУП «ОмПО «Иртыш» прошло, процедуру реорганизации и было преобразовано в открытое акционерное общество. Указанные помещения не были включены в перечень имущества, подлежащего передаче данному акционерному обществу в качестве оплаты выпущенных акций, и были переданы Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Таким образом, ГК «Ростехнологии» не имеет каких-либо притязаний в отношении спорного имущества, а также не имеет каких-либо полномочий на принятие решений о передаче данного имущества истцу, в связи, с чем не нарушает и не может нарушить прав и законных интересов истца. Разрешение требований истца оставляет на усмотрение суда в соответствии с действующим законодательством.

Учитывая, что до настоящего времени перевод дома <адрес> на баланс муниципального образования г.Омск и включение его в реестр муниципальной собственности не завершен, что лишает истцов возможности реализовать право на приватизацию жилого помещения, ранее не использовавшегося, учитывая также временную неопределенность данного процесса, суд считает избранный истцами способ защиты права путем обращения в суд, не противоречащим ст. 12 ГК РФ и полагает возможным удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

          Р Е Ш И Л :

Исковые требования Захаровой О.В. удовлетворить.

Признать за Захаровой О.В., родившейся ДД.ММ.ГГГГ право собственности на квартиру <адрес> в порядке закона о приватизации.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в десятидневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме, а ответчиком не присутствующим в судебном заседании в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Судья                                    Л.В.Небольсин

Мотивированное решение изготовлено 05 декабря 2011 года