Дело № 2-6045/2011 по иску Управления Роспотребнадзора по Омской области, выступающего в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации Ленинского АО г. Омска о признании бездействия противоправным, возложении обязанности утсранить нарушения



Дело № 2-6045/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«23» декабря 2011 года                                                                                             город Омск

Ленинский районный суд города Омска в составе:

председательствующего судьи Белоус О.В.,

при секретаре судебного заседания Первойкиной К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, выступающего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Ленинского административного округа города Омска о признании бездействия по осуществлению контроля за санитарной очисткой города Омска противоправным, возложении обязанности устранить нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, выступающее в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратилось в Ленинский районный суд города Омска с исковым заявлением к Администрации Ленинского административного округа города Омска о признании бездействия по осуществлению контроля за санитарной очисткой города Омска противоправным, возложении обязанности устранить нарушения санитарной очистки города. В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что при осуществлении специалистом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области ДД.ММ.ГГГГ внеплановой выездной проверки деятельности Администрации Ленинского административного округа города Омска установлено, что на земельном участке, расположенном в <данные изъяты> метрах юго-восточнее жилого дома по ул. <данные изъяты> не обеспечен своевременный вывоз твёрдых бытовых отходов, на данном участке обнаружено скопление твёрдых бытовых отходов в объёме около 36 м3 на площади около 36 м2. Бытовые отходы находятся непосредственно на земле без твёрдого основания, что является нарушением требований, предусмотренных п. 1.2,1.9,2.1.1,2.1.3 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест», утвержденных приказом Главного Государственного санитарного врача СССР 05.08.88 г. № 4690-88. ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица - Главы Администрации Ленинского административного округа города Омска С. составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ (Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий). Наличие несанкционированных свалок ставит под угрозу здоровье неопределенного круга граждан, проживающих в городе Омске, как вблизи этих свалок, так и других лиц, поскольку это может привести к распространению различного рода заболеваний граждан, неблагоприятно сказываться на их здоровье, что нарушает интересы РФ в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции РФ и гарантированные государством. Это стало возможным в результате бездействия органов местного самоуправления, которые обязаны принимать своевременные меры по их выявлению и ликвидации. Просили суд: признать бездействие Администрации Ленинского административного округа города Омска по осуществлению контроля за санитарной очисткой города Омска, не отвечающим требованиям безопасности, противоправным, в отношении неопределенного круга лиц; обязать Администрацию Ленинского административного округа города Омска осуществлять контроль за санитарной очисткой города Омска; обязать Администрацию Ленинского административного округа города Омска очистить территорию земельного участка, расположенного в <данные изъяты> метрах юго-восточнее жилого дома по улице <данные изъяты> от скопления твёрдых бытовых отходов.

Представитель истца по доверенности Новрузова Ю.С. в судебном заседании заявленные исковые требования уточнила, просила признать бездействие Администрации Ленинского административного округа города Омска по осуществлению контроля за санитарной очисткой города Омска, не отвечающим требованиям безопасности, противоправным, в отношении неопределенного круга лиц; обязать Администрацию Ленинского административного округа города Омска осуществлять контроль за санитарной очисткой города Омска, в остальной части иск не поддержала в связи с добровольным устранением ответчиком нарушений, просила уточненные исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности Химич И.Л. в судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Выслушав представителей истца и ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 21, ст. 22, ч. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. №52 содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно ч. 3 и 11 ст. 16, ч. 24 и 25 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. №131-Ф3 к вопросам местного значения городского округа относятся:

- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;

- организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;

- организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

- организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Аналогичные положения о полномочиях органов местного самоуправления закреплены в ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с п. 1.2, 1.4, 1.9, 3.2, 6.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88:

- система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта;

- организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяются на основании решений исполкомов городских Советов народных депутатов по представлению органов коммунального хозяйства и учреждений санитарно-эпидемиологической службы;

- санитарную очистку отдельных объектов, а также жилой территории различных ведомств необходимо проводить при наличии в них специального автотранспорта под контролем и методическим руководством организаций по удалению отходов системы коммунального хозяйства, по графикам, принятым для данного населенного пункта;

- твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации;

- промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов;

- устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается;

- исполкомами городских (районных) Советов народных депутатов утверждаются: титульный список улиц, площадей и проездов, подлежащих механизированной уборке, а также очередность их уборки в летний и зимний периоды года; нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год; список городских территорий, подлежащих уборке силами предприятий, организаций и ведомств; состав инспекции по охране окружающей среды; мероприятия по охране и защите окружающей среды от загрязнения, сохранению природных богатств; организации, ответственные за санитарное состояние набережных, садов, парков, скверов, пляжей, пешеходных переходов, служебно-технических зданий и сооружений, строительных площадок, торговых и зрелищных учреждений и др.

Согласно подпункту 16 пункта 19 Положения об администрации административного округа города Омска, утвержденного постановлением Мэра города Омска от 31.12.2008 г. №1198-п «Об администрации административного округа города Омска», администрация административного округа города Омска организует на территории округа сбор, вывоз бытовых и промышленных отходов, содействует организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, суд считает уточненные исковые требования о признании незаконным бездействия Администрации Ленинского административного округа города Омска по осуществлению контроля за санитарной очисткой Ленинского административного округа города Омска в соответствии с требованиями действующего законодательства, обязании Администрации Ленинского административного округа города Омска осуществлять контроль за санитарной очисткой Ленинского административного округа города Омска в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд:

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Ленинского административного округа города Омска по осуществлению контроля за санитарной очисткой Ленинского административного округа города Омска в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Обязать Администрацию Ленинского административного округа города Омска осуществлять контроль за санитарной очисткой Ленинского административного округа города Омска в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд города Омска в течение десяти дней.

Судья                                                                                                         О.В. Белоус