Дело № 2-6087/11 Ленинский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Авдеевой Л.В. при секретаре судебного заседания Романове В.С. рассмотрел в открытом судебном заседании 27 декабря 2011 года гражданское дело по иску Прокурора Ленинского административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Омска, Департаменту образования Администрации г. Омска, Муниципальному образовательному учреждению «Гимназия № 75» о признании действий незаконными, обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ленинского АО г. Омска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Омска, Департаменту образования Администрации г. Омска, Муниципальному образовательному учреждению «Гимназия № 75» о признании действий незаконными, обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. В обоснование своих требований указал, что проведенной прокуратурой Ленинского административного округа г. Омска проверкой исполнения требований законодательства об обеспечении в образовательных учреждениях безопасных условий обучения в Муниципальном образовательном учреждении «Гимназия № 75» установлены нарушения требований федерального законодательства в сфере образования, а именно, осуществляется обучение детей по образовательным программам без лицензии на образовательную деятельность. Учреждение не имеет лицензии на образовательную деятельность, так как срок действия лицензии серии <данные изъяты> на образовательную деятельность МОУ «Гимназия № 75» истек 21.09.2011 года. Одной из причин этого является отсутствие заключения органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора о соответствии условий ведения образовательного процесса нормам санитарно-эпидемиологического законодательства. На момент проверки в МОУ «Гимназия № 75» имеются нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства, а именно: здание гимназии подвержено трещинообразованию, визуально видна продольная трещина снаружи левого крыла второго, третьего этажа здания, что противоречит ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999, п. 4.1 СанПиН 2.4.2.2821-10, устанавливающих, что в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Наличие указанных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства препятствует получению образовательным учреждением лицензии на образовательную деятельность. При этом, органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений. Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, получивших лицензию, в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств. В отсутствие лицензии образовательные учреждения не имеют право заниматься образовательной деятельностью, что является нарушением конституционного права на образование неопределенного круга лиц. Учреждение, не имея лицензии на образовательную деятельность, занимается обучением несовершеннолетних, нарушая тем самым их права и интересы, гарантированные государством. В этой связи бездействие органа местного самоуправления как собственника имущества, находящегося в пользовании муниципального образовательного учреждения, по устранению препятствий для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности и выполнению требований санитарных правил не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. Просит признать действия муниципального образовательного учреждения «Гимназия № 75» по осуществлению образовательной деятельности в отсутствие лицензии незаконными. Обязать муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 75», Администрацию г. Омска, департамент образования Администрации города Омска устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, препятствующие получению лицензии на образовательную деятельность. Обязать муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №75» получить лицензию на ведение образовательной детальности по программам дошкольного образования в порядке, установленном Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.03. 2011 № 174. Впоследствии прокурор Ленинского административного округа г. Омска уточнив заявленные требования, просил признать действия муниципального образовательного учреждения «Гимназия № 75» по осуществлению образовательной деятельности в отсутствие лицензии незаконными. Обязать муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 75», Администрацию г. Омска, департамент образования Администрации города Омска устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно произвести ремонт продольной трещины снаружи левого крыла второго, третьего этажа здания учреждения. Обязать муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №75» получить лицензию на ведение образовательной детальности по программам дошкольного образования в порядке, установленном Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.03. 2011 № 174. В судебном заседании представитель истца - Бородич А.С., поддержала заявленные требования в полном объеме по аналогичным основаниям. Представитель Муниципального образовательного учреждения «Гимназия № 75» - Харламова Т.Н., действующая на основании приказа Департамента образования Администрации г. Омска № от 09.12.2011 года, в судебном заседании заявленные исковые требования признала в полном объеме, однако просила предоставить срок для выполнения указанных работ до 31.08.2012 года. Представитель Администрации г. Омска - Яковлев К.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, ссылаясь на то, что в соответствии с Уставом города Омска утвержденного Решением Омского городского Совета № 92 от 20.09.1995 года основной задачей Администрации города Омска - является обеспечение функций и полномочий, предоставленных исполнительно-распорядительному органу муниципального образования город Омск действующим законодательством, муниципальными правовыми актами. Согласно части 4 статьи 21 Устава города Омска структура Администрации города Омска состоит из отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений. Данные подразделения нормативно-правовыми актами органа местного самоуправления наделяются определенными функциями, полномочиями для решения вопросов местного значения муниципального образования городской округ город Омск Омской области. Одним из таких подразделений является департамент образования Администрации города Омска. В соответствии с Положением «О департаменте образования Администрации города Омска» утвержденного постановлением Мэра города Омска № 252-П от 21.08.2006 года - департамент образования Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области функции в сфере образования. Решением Омского городского Совета №2 377 от 22.12.2010 «О бюджете города Омска на 2011 год» утвержден перечень главных распорядителей средств бюджета города Омска, к числу которых относится департамент образования Администрации города Омска. Также, в приложении № 7 указанного решения Омского городского Совета отражено распределение расходов бюджета города Омска на 2011 год департаменту образования Администрации города Омска. В соответствии с пунктом 3 Положения департамент образования Администрации города Омска наделяется правами юридического лица, имеет самостоятельную смету расходов и самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, лицевые счета, открытые в финансовом органе, исполняющем бюджет города Омска, и иные счета, открываемые в порядке, установленном законодательством, гербовую печать, простые печати и штампы со своим наименованием, факсимиле директора департамента, бланки и другие реквизиты, может от своего имени выступать истцом, ответчиком и третьим лицом в суде. Статьей 22 Устава города Омска закреплен исчерпывающий перечень полномочий Администрации города Омска. В указанном перечне не имеется полномочий Администрации по проведению каких либо ремонтных работ в учреждении. Действующим законодательством предусмотрена лишь обязанность органа местного самоуправления обеспечить финансирование деятельности учреждений и это финансирование должно осуществляться с учетом особенностей в типах учреждений. Просит суд исключить Администрацию города Омска из числа ответчиков по настоящему делу, отказав прокурору Ленинского АО г. Омска в удовлетворении исковых требований в части возложения на Администрацию города Омска обязанности по устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, Представитель Департамента образования Администрации г. Омска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах невозможности явки представителя суду не сообщили. Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 29.12.2010), п. 1 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 18.07.2011), п. 2 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196, образовательная деятельность подлежит лицензированию. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. Согласно п. 3 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации. Пунктом 8 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 № 174 к документам, предоставляемым для получения лицензии в обязательном порядке, отнесены копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, соответствующих установленным лицензионным нормативам обеспечения образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам. Согласно п. 26 Положения здания, строения, сооружения, помещения и территории, заявленные соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности должны соответствовать установленным законодательством Российской Федерации санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям пожарной безопасности. Таким образом, федеральным законодательством закреплено императивное требование об обязательном лицензировании образовательной деятельности, которое продиктовано, в том числе, необходимостью соблюдения санитарно-эпидемиологических, противопожарных и других норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних. Данное требование следует из конституционных установлений, закрепленных в ст. 2 Конституции Российской Федерации, согласно которым человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно части 4 статьи 12 Закона РФ «Об образовании» общеобразовательные учреждения относятся к образовательным учреждениям. В силу статьи 51 данного Закона РФ образовательное учреждение обязано создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Статьей 39 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что здания и помещения, используемые для осуществления образовательного процесса, закрепляются за образовательным учреждением на праве оперативного управления учредителем. Статьей 31 Закона РФ «Об образовании», статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования возложена на органы муниципальных районов и городских округов. Исходя из вышеизложенных положений закона, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, являющиеся учредителями образовательных учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса в соответствии с установленными правилами и нормами. В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании» материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов. Статья 120 Гражданского кодекса ГФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственником полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Организация предоставления дополнительного образования детям на территории муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования, каковым является городской округ город Омск Омской области (ст. 31 Закона РФ «Об образовании», ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Администрация города Омска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Омска, обеспечение функций и реализация полномочий которого осуществляется через структурные подразделения (ч. 3 ст.8, ст. 21 Устава города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92). С учетом названных положений, исходя из того, что Администрация города Омска является собственником имущества, переданного в оперативное управление учреждения МОУ «Гимназия № 75», она обязана обеспечивать, в том числе, соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Кроме того, пунктом 44 Устава города Омска предусмотрено, что бюджет города Омска формируется и исполняется Администрацией города Омска в соответствии с действующим законодательством. На основании изложенного, суд находит несостоятельным довод представителя Администрации города Омска о том, что Администрация города Омска не является надлежащим ответчиком по делу. В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст. 51 указанного Федерального закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. В соответствии со ст. 29 Закона РФ «Об образовании», ст. 26-6 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» финансирование; расходов на оплату труда работников общеобразовательных и дошкольных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Указание на обязанность осуществления финансирования содержания зданий и коммунальных расходов муниципальных образовательных учреждений из местного бюджета помимо ст. 29 Закона РФ «Об образовании» содержится в ст. 31 данного Закона РФ. В статье 31 Закона РФ «Об образовании» закреплено, что содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, отнесено к полномочиям муниципальных районов и городских округов. Органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений также в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, получивших лицензию, в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств. В отсутствие лицензии образовательные учреждения не имеют право заниматься образовательной деятельностью, что является нарушением конституционного права на образование неопределенного круга лиц. В судебном заседании установлено, что срок действия лицензии серии <данные изъяты>, разрешающей Муниципальному образовательному учреждению «Гимназия № 75» осуществление образовательной деятельности по образовательным программам истек 21.09.2011 года (л.д. 6). Согласно имеющегося в материалах дела санитарно-эпидемиологического заключения Управления Роспотребнадзора по Омской области № от 23.03.2011 года (л.д. 8-10) МОУ «Гимназия № 75» не соответствует требованиям ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999, СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям воспитания и обучения в общеобразовательных учреждениях» поскольку здание подвержено трещинообразованию, визуально видна продольная трещина снаружи левого крыла второго, третьего этажей здания. Из показаний представителя МОУ «Гимназия № 75» в судебном заседании следует, что в настоящее время ими получено новое санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по Омской области от 28.11.2011 года из которого следует, что МОУ «Гимназия № 75» соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и подано заявление в Министерство образования Омской области о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, что подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением Управления Роспотребнадзора по Омской области № от 28.11.2011 года (л.д. 55-56) и уведомлением Министерства образования Омской области о приеме заявления и документов к рассмотрению по существу от 06.12.2011 года (л.д. 61). При этом сторонами не оспаривается, что до настоящего времени нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно наличие продольной трещины снаружи левого крыла второго, третьего этажа здания учреждения, не устранены, что противоречит ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999, п. 4.1 СанПиН 2.4.2.2821-10, устанавливающих, что в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Оценив в совокупности представленные доказательства, суд полагает необходимым исковые требования прокурора Ленинского АО г. Омска удовлетворить в полном объеме, признав действия МОУ «Гимназия № 75» по осуществлению образовательной деятельности в отсутствии лицензии незаконными, обязав получить лицензию на ведение образовательной деятельности по программам дошкольного образования в порядке, установленном Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 года № 174, а также обязать муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 75», Администрацию г. Омска, департамент образования Администрации города Омска устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно произвести ремонт продольной трещины снаружи левого крыла второго, третьего этажа здания учреждения, поскольку судом установлено, что МОУ «Гимназия № 75» не имея лицензии на образовательную деятельность, занимается обучением несовершеннолетних, нарушая тем самым их права и интересы, гарантированные государством. В этой связи бездействие органа местного самоуправления как собственника имущества, находящегося в пользовании муниципального образовательного учреждения, по устранению нарушений требований санитарных правил не соответствует требованиям законодательства Исходя из характера нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, учитывая, что в зимний период времени затруднительно проведение работ по устранению продольной трещины здания учреждения, суд полагает возможным удовлетворить просьбу МОУ «Гимназия № 75», обязав ответчиков устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно произвести ремонт продольной трещины снаружи левого крыла второго, третьего этажа здания учреждения, в срок до 01 марта 2012 года. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с чем, сумма государственной пошлины, подлежащая взысканию с ответчиков в доход местного бюджета составляет - 600 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Прокурора Ленинского АО г. Омска удовлетворить. Признать действия муниципального образовательного учреждения «Гимназия № 75» по осуществлению образовательной деятельности в отсутствие лицензии незаконными. Обязать муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 75», Администрацию г. Омска, департамент образования Администрации города Омска устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно произвести ремонт продольной трещины снаружи левого крыла второго, третьего этажа здания учреждения. Обязать муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №75» получить лицензию на ведение образовательной детальности по программам дошкольного образования в порядке, установленном Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.03. 2011 № 174 в срок до 01 марта 2012 года. Взыскать в равных долях с Администрации города Омска, Департамента образования администрации города Омска, Муниципального образовательного учреждения «Гимназия № 75» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере600 (шестьсот) руб. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение 10 дней. Судья - Мотивированное решение изготовлено 30.12.2011 года. Решение вступило в законную силу 10 января 2012 года.
препятствующих получению лицензии МОУ «Гимназия №75» на образовательную деятельность.
образование.
видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Российской Федерации.