Дело № 2-5846/2011 Заочное Решение Именем Российской Федерации г. Омск 21.12.2011 года Ленинский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Селивановой И.С., при секретаре Василенко Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Омской таможни к Янтужинскому ВА о взыскании таможенных платежей, суд УСТАНОВИЛ: Омская таможня обратилась в суд с названным заявлением. В обоснование требований указала, что 21 февраля 2011 года Янтужинским ВА на Омский таможенный пост подано заявление на выдачу паспорта транспортного средства на ввезенный им из р. Казахстан автомобиль ToyotaFJCruiser. В заявлении были указаны следующие сведения об автомобиле : «....»; «документ, подтверждающий право владения» - справка-счет от 18.02.2011 ..... К заявлению были приложены свидетельство о регистрации транспортного средства в р. Казахстан от 17.02. 2011 серии МК ...., сертификат соответствия № .... от 16.02.2011, а также справка Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан от 18.02.2011 ...., свидетельствующая о том, что вышеуказанный автомобиль проходил таможенное оформление в таможенных органах р. Казахстан по ГТД № .... от 02.09.2008 в ДТК по Карагандинской области, таможенный пост Караганда-Авто. Поскольку в приложенных к заявлению документах имелась справка Комитета таможенного контроля Министерства финансов р. Казахстан от 18.02.2011 ...., подтверждающая факт ввоза автомобиля ToyotaFJCruiser на территорию р. Казахстан в 2008 году, т.е. до 01.01.2010 года, Омским таможенным постом Омской таможни был выдан паспорт транспортного средства серии .... Омской таможней на основании ч.3 ст. 321 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» проведена камеральная таможенная проверка достоверности представленных Янтужинским В.А. сведений, подтверждающих статус товара Таможенного союза-автомобиля ToyotaFJCruiser, ..... В ходе проверки установлено, что по информации, имеющейся в «Реестре автомобилей, ввезенных из республики Казахстан и выпущенных в свободное обращение» информационно-справочной системы ФТС России, вышеуказанный автомобиль ввезен в р. Казахстан и выпущен в свободное обращение 09.02.2011 по таможенному приходному ордеру ...., по ставке платежа 0,60 Евро за 1 кубический сантиметр объема двигателя, в сумме 3 233 долларов США. Согласно информации, полученной из Департамента таможенного контроля по Карагандинской области Министерства финансов р. Казахстан таможенное оформление автомобиля ToyotaFJCruiser, .... в ДТК по Карагандинской области не производилось, ГТД за .... отсутствует. Согласно ответа Департамента таможенного контроля по Алматинской области Министерства финансов р. Казахстан автомобиль автомобиля ToyotaFJCruiser, .... был оформлен в зоне деятельности ДТК по Алматинской области 09.02.20011 года по ТПО ..... Кроме того, в ходе проверки установлено, что таможенные платежи в отношении автомобиля ToyotaFJCruiser, ...., уплачены в р.Казахстан по ТПО .... по ставке платежа 0,60 Евро за 1 кубический сантиметр объема двигателя в сумме 474 056,00 тенге, что соответствует 94 578,44 рублей (по курсу тенге на дату ТПО - 09.02.2011).Таким образом, в результате таможенной проверки установлено, что для подтверждения статуса товара Таможенного союза в отношении автомобиля ToyotaFJCruiser, ...., Янтужинским В.А. представлен на Омский таможенный пост документ, содержащий недостоверные сведения, а именно письмо Комитета таможенного контроля министерства финансов р. Казахстан от 18.02.2011 ..... Автомобиль ToyotaFJCruiser, ...., ввезенный Янтужинским В.А. не имеет статуса товара Таможенного союза, то есть является иностранным товаром и у Янтуженского В.А. с момента ввоза автомобиля в Российскую Федерацию и подачи заявления на выдачу ПТС на Омский таможенный пост, т.е. с 21.02.2011, возникла обязанность по уплате таможенных платежей. Омской таможней Янтужинскому А.А. было направлено требование от ... .... об уплате таможенных платежей в сумме 471 784, 36 рублей и пени в сумме 19 940,76 рублей. До настоящего времени требование Омской таможни не исполнено, таможенные платежи и пени Янтужинским В.А. не уплачены. В связи с изложенным, просит взыскать с Янтужинского ВА в пользу федерального бюджета 506 385 (пятьсот шесть тысяч триста восемьдесят пять ) рублей 82 коп, в том числе: Таможенную пошлину в размере 471 784 (четыреста семьдесят одну тысячу семьсот восемьдесят четыре) рубля 36 коп; Пени за неуплату таможенных платежей в размере 34 601 (тридцать четыре тысячи шестьсот один) рубль 46 коп., исчисленные на дату подачи иска. Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, поскольку ответчик о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, представитель истца не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства. Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Товарами Таможенного союза согласно пп. 37 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза признаются товары, находящиеся на таможенной территории Таможенного союза, которые: 1) полностью произведены на территориях государств - членов таможенного союза; 2) ввезены на таможенную территорию таможенного союза и приобрели статус товаров таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза; 3) изготовлены на территориях государств - членов таможенного союза из товаров, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 37 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, и (или) иностранных товаров, и приобретших статус товаров таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. Если товар ввозится с территории третьих стран и помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, при этом ввозные таможенные пошлины уплачиваются в полном объеме, то такие товары приобретают статус товаров таможенного союза (пункт 2 статьи 210 ТК ТС). В случае, если в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, сопряженные с ограничением по пользованию и (или) распоряжению, такие товары подлежат условному выпуску и сохраняют статус иностранных товаров (пункт 3 статьи 210 ТК ТС). Согласно пункту 2 статьи 200 ТК ТС условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом. Согласно пункту 1 статьи 200 ТК ТС условно выпущенными товарами считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами. Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем (пункт 3 статьи 200). Условно выпущенные товары могут использоваться только в пределах территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществлен их выпуск (пункт 2 статьи 200 ТК ТС). Товары, не отвечающие поименованным критериям, признаются иностранными товарами (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 ТК ТС) и их перемещение в рамках Таможенного союза осуществляется при условии декларирования и уплаты таможенных платежей. Условия ввоза в Российскую Федерацию автомобилей из Республики Беларусь и Республики Казахстан установлены статьей 17 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18.06.2010. Согласно п.1 ст. 17 указанного Соглашения иностранными товарами признаются автомобили, ввезенные после 1 января 2010 года на территорию Республики Казахстан из третьих стран, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению. Согласно п. 3 ст. 17 Соглашения в отношении автомобилей, которые признаются иностранными товарами при их ввозе на территорию Российской Федерации, производится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом пунктов 3-5 статьи 17 Соглашения. Пункт 4 статьи 17 Соглашения устанавливает, что в случае если таможенные пошлины, налоги в отношении автомобилей, которые признаются иностранными товарами, не уплачены в бюджет Республики Казахстан в размере, указанном в приложении 5 к Соглашению, до ввоза на территорию Российской Федерации, такие таможенные пошлины, налоги уплачиваются в федеральный бюджет Российской Федерации при их таможенном декларировании таможенному органу Российской Федерации, в регионе деятельности которого находятся пункты пропуска и (или) места пересечения на российско-казахстанском или российско-белорусском участках государственной границы Российской Федерации. Статьей 321 Федерального закона от 27.11.2010 №311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории государств-членов Таможенного союза, подлежат уплате ввозные таможенные пошлины по ставкам, действующим в Российской Федерации, а также подлежат соблюдению запреты и ограничения, применяемые в Российской Федерации при ввозе товаров, если эти товары не являются: происходящими с таможенной территории Таможенного союза (территории государства - члена Таможенного союза); выпущенными для свободного обращения на таможенной территории Таможенного союза; изготовленными из товаров, происходящих с таможенной территории Таможенного союза или выпущенных для свободного обращения на территории государств - членов Таможенного союза. Приложением 5 к Соглашению для автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 3 лет, но не более 5 лет, рабочий объем двигателя которых, составляет более 3000 кубических сантиметров, ввозимых самим собственником либо иными физическими лицами по поручению собственника, не выезжающего для приобретения автомобиля за пределы таможенной территории Таможенного союза, вне зависимости от места совершения такой сделки по приобретению, установлены следующие ставки таможенных пошлин, налогов - 3,6 Евро за 1 куб. см. рабочего объема двигателя. Из приведенных норм следует, что автомобили, ввезенные из третьих стран и выпущенные в свободное обращение в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Республики Казахстан до 1 января 2010 года, в Российской Федерации признаются товарами Таможенного союза. При ввозе в Российскую Федерацию таких автомобилей доплаты таможенных пошлин, налогов не требуется. Также не требуется доплата в отношении автомобилей, ввезенных в Республику Беларусь или Республику Казахстан после 1 января 2010 года, в отношении которых таможенные пошлины уплачены по ставкам, установленным Единым таможенным тарифом Таможенного союза. При этом в Российской Федерации не признаются товарами Таможенного союза автомобили, ввезенные после 1 января 2010 года на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан из третьих стран, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению. При ввозе в Российскую Федерацию таких автомобилей требуется доплата таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению. Данное требование действует до 1 января 2013 года. Разница между уплаченными суммами таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых на территорию Российской Федерации автомобилей, ввезенных на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан после 1 января 2010 года, и суммами таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению, может быть уплачена соответственно в бюджет Республики Беларусь или Республики Казахстан до ввоза на территорию Российской Федерации. Судом установлено, что 21.02.2011 Янтужинским В.А. на Омский таможенный пост подано заявление на выдачу паспорта транспортного средства, документы на право собственности и документы, подтверждающие, что транспортное средство является товаром Таможенного союза. Для подтверждения статуса товара Таможенного союза, Янтужинской Т.Н. были предоставлены на Омский таможенный пост следующие документы: - свидетельство о регистрации транспортного средства (л.д.....); - справка - счет о покупке автомобиля в р. Казахстан (л.д.....); -сертификат соответствия (л.д. 18); -справка Министерства финансов р. Казахстан (л.д. ....). Согласно акту камеральной таможенной проверки .... от 21.02.2011, проведенной в отношении Янтужинского В.А., по информации, находящейся в Реестре сведений об автомобилях, ввезенных из Республики Казахстан и выпущенных в свободное обращение ИСС ФТС России, вышеуказанный автомобиль выпущен в свободное обращение в Республике Казахстан 09.02.2011, таможенные платежи уплачены по таможенному приходному ордеру .... (л.д. ....), по ставке 0,6 евро за кубический сантиметр объема двигателя, в сумме 3233 долларов США. В ходе камеральной проверки для подтверждения статуса товара Таможенного союза, направлен запрос в Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан (исх. от 08.07.2011 реестр ....) о предоставлении в отношении автомобиля документов и сведений, подтверждающих выпуск в свободное обращение и сумму уплаченных таможенных платежей. В ответ на запрос Омской таможни Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан (исх. от 24.06.2011 реестр ....) предоставил информацию о выпуске данного автомобиля в свободное обращение 09.02.2011 на территории Республики Казахстан и копию ТПО .... (л.д. ....). В соответствии с информацией из Департамента таможенного контроля по Карагандинской области (исх. от 23.06,2011 ....) таможенное оформление вышеуказанного автомобиля не производилось, грузовая таможенная декларации .... отсутствует (л.д. ....). В ходе камеральной проверки таможенным органом установлено, что таможенные платежи в отношении автомобиля уплачены в Республике Казахстан по ТПО .... по ставкам, отличающимся от установленных в приложении 5 Соглашения, а именно в размере 474 056 казахских тенге, что на 09.02.2011 составляет 94 578,44 рублей. Таким образом, материалами дела подтверждено, что автомобиль был ввезен на территорию Республики Казахстан после 01.01.2010, в отношении него уплачены таможенные платежи в размере 94 578,44 руб. Следовательно, ввезенный Янтужинским В.А. на территорию РФ автомобиль не имел статуса товара Таможенного союза, являлся иностранным товаром, в связи с чем, подлежал обязательному декларированию с уплатой таможенных платежей в порядке, установленном законодательством РФ с учетом положений названного Соглашения. В соответствии с положениями ст.91 ТК СТ в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств и (или) иного имущества плательщика. Частью 3 указанной статьи ТК СТ предусмотрено, что взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства -таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов. В соответствии со ст. 150 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации « от 27.11.2010 № 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены. Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке. Согласно части 3 данной статьи до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ. Согласно п.5. ст. 152 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных платежей, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе, если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров. Согласно части 7 вышеуказанной статьи при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа не позднее пяти рабочих дней после дня вручения таможенным органом, производившим выпуск товара, копий акта таможенной проверки и соответствующего решения (решений) в сфере таможенного дела. В данном случае Омской таможней проведена камеральная таможенная проверка, составлен акт (л.д. ....). 27.07.2011 в адрес истца направлено требование об уплате таможенных платежей ...., в соответствии с которым Омская таможня известила Янтужинского В.А. о том, что в связи с предоставлением таможенному органу недействительных документов для подтверждения статуса ввезенного автомобиля и невыполнением им обязанности по уплате причитающихся сумм таможенных платежей, за ним числится задолженность по уплате сумм таможенных платежей и пеней в размере 491 795,12 руб.. Данное требование не исполнено до настоящего времени. В соответствии с ч. 4 ст. 91 ТК ТС при неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный ТК ТС срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней. В соответствии с положениями ст. 151 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Частью 10 указанной статьи предусмотрено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов или после уплаты таких сумм, но не позднее одного месяца со дня уплаты таможенных пошлин, налогов. В соответствии с ч. 12 указанной статьи уплата, взыскание и возврат пеней осуществляется по правилам, установленным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством РФ о таможенном деле в отношении уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов. Статьей 360 ТК ТС предусмотрено, что таможенные платежи уплачиваются физическими лицами при таможенном декларировании товаров для личного пользования. Учитывая положения ст. 17 Соглашения таможенные платежи уплачиваются на иностранные товары при их ввозе на территорию РФ. В данном случае Янтужинский В.А. ввез вышеуказанное транспортное средство (иностранный товар) на территорию РФ и обратился на Омский таможенный пост с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства 21.02.2011 года, с этого момента у Янтужинского В.А. возникла обязанность по декларированию ввезенного автомобиля и уплате таможенных пошлин и налогов. Поскольку таможенные платежи не были уплачены 21.02.2011 года при ввозе транспортного средства на территорию РФ, то в соответствии с положениями ч.2. ст. 151 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ с 09.02.2011 года подлежат начислению и уплате пени на суммы подлежащие уплате таможенных пошлин в размере 491 725, 12 рублей. На день подачи иска сумма пени составила 34 601,46 рублей, и общая сумма, подлежащая уплате- 506 385,82 рубля. Согласно положений статьи 56 ГПК РФ - каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений по иску. Ответчиком доказательств, подтверждающих отсутствие обязанностей по уплате таможенных платежей и пени, установленных таможенным требованием от 27.07.2011 ...., суду не предоставлено. Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходи к выводу, что требования Омской таможни к Янтужинскому В.А. являются правомерными и подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку в судебном заседании с достоверностью установлено, что ввезенный ответчиком автомобиль не имеет статуса товара Таможенного союза, т.е. является иностранным товаром. В связи с этим при ввозе его на территорию РФ с территории р. Казахстан у ответчика возникает обязанность по совершению операций по таможенному декларированию и соответственно уплате таможенных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом пунктов 3-5 ст. 17 Соглашения. Поскольку таможенные платежи в отношении указанного автомобиля уплачены в Республике Казахстан в размере 94 578,44 рублей, то с учетом положений п. 12 раздела IV приложения 5 к Соглашению о размере таможенных платежей, исходя из рабочего объема двигателя, момента выпуска (изготовления), разница между уплаченной суммой таможенных платежей и сумой таможенных платежей подлежащая уплате истцом по ставке, указанной в названном Соглашении, составила 471 784,36 рублей. Сумма пени на день подачи иска в суд составляет 34 601,46 рублей. Окончательная сумма, подлежащая уплате ответчиком в счет уплаты таможенных пошлин, пеней составила 506 385 (Пятьсот шесть тысяч триста восемьдесят пять) рублей 82 копейки. В соответствии с ч.1. ст.103 ГПК РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, в том числе государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от её уплаты, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В данном случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством РФ. В связи с чем, сумма государственной пошлины, подлежащая взысканию с ответчика в местный бюджет составляет - 8 263,86 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Исковые требования Омской таможни удовлетворить. Взыскать с Янтужинского ВА в пользу федерального бюджета 506 385 (Пятьсот шесть тысяч триста восемьдесят пять) рублей 82 копейки, из них: Таможенную пошлину в размере 471 784 (Четыреста семьдесят одна тысяча семьсот восемьдесят четыре) рубля 36 коп.; Пени за неуплату таможенных платежей в размере 34 601 (Тридцать четыре тысячи шестьсот один) руб. 46 коп. Данные суммы подлежат перечислению на счет таможенного органа: Получатель - Управление Федерального Казначейства по г. Москве (ФТС России), ИНН 7730176610, КПП 773001001, банк получателя-отделение № 1 Московского ГТУ Банка России г. Москва, 705 БИК 044583001, ОКАТО 45268595000, счет 401018110400000019153, код таможенного органа -10610000. Взыскать с Янтужинского В.А. в местный бюджет госпошлину в размере 8 263 (Восемь тысяч двести шестьдесят три) рубля 86 коп. Отсутствующая сторона вправе подать в суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 (семи) дней со дня вручения копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение 10 (десяти) дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения. Судья: И.С. Селиванова Решение в окончательной форме изготовлено 26 декабря 2011 года Судья: И.С. Селиванова