по иску Улитко О.А. к Администрации города Омска о признании права собственности в порядке приватизации



Дело № 2-838/12

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Омск         06 марта 2012 года

Ленинский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Крига Е.С.,

при секретаре судебного заседания Воротниковой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Улитко О.А. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, Государственной корпорации «Ростехнологии» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации

     У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в Ленинский районный суд г. Омска с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Администрации г. Омска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование своих исковых требований указала, что является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в которое она была вселена с соблюдением установленного Федеральным государственным унитарным предприятием «Омское производственное объединение «Иртыш» порядка вселения. 30.06.2011 г. Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области было издано распоряжение № 117-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения и праве аренды за Федеральным государственным унитарным предприятием «Омское производственное объединение «Иртыш», в собственность муниципального образования городской округ г. Омск Омской области». Согласно перечню имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и на праве аренды за Федеральным государственным унитарным предприятием «Омское производственное объединение «Иртыш», передаваемого в муниципальную собственность, передаче подлежит, в том числе многоквартирный жилой <адрес>. 28.07.2011 года руководителем Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области был утвержден акт приема-передачи в муниципальную собственность указанного имущества. Спорный жилой дом в настоящее время, ввиду отказа в принятии его по акту приема-передачи со стороны Администрации г. Омска и департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, в реестр муниципальной собственности не внесен, следовательно, реализовать свое право на приватизацию занимаемого жилого помещения не представляется возможным. Просит суд признать за ней право собственности на комнату <адрес> в порядке приватизации.

Истец Улитко О.А. в судебном заседание заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представители Администрации г. Омска, Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, возражений против иска не предоставили.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель Государственной корпорации «Ростехнологии» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Третье лицо Улитко О.А. против удовлетворения требований истца не возражала.

Третье лицо Улитко Н.А. против удовлетворения требований истца не возражал.

Представитель ОАО «Омское производственное объединение «Иртыш» в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, поскольку ответчики о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, истец не возражает рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Выслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 1 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрена приватизация жилых помещений, то есть бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных этим законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В силу ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно ст. 7 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключенным органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В судебном заседании установлено, что Федеральным государственным унитарным предприятием «Омское производственное объединение «Иртыш» Улитко О.А. была предоставлена <адрес>, в которую она вселилась, зарегистрировалась в качестве постоянно проживающей с 06.10.1989 года. Указанные обстоятельства подтверждаются копией договора социального найма жилого помещения копией лицевого счета

Улитко Н.А. и Улитко А.Н. от участия в приватизации жилого помещения отказались, согласны на приватизацию жилого помещения Улитко О.А.

Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом № 222 от 31.07.2008 года «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 10.07.2008 года № 1052 «Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной продукции «Ростехнологии», со ссылкой на Федеральный закон от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», в том числе, утвержден перечень федеральных государственных предприятий, решение об условиях приватизации которых принимают территориальные управления Росимущества, в число которых за № 122 было включено Федеральное государственное унитарное предприятие «Омское производственное объединение «Иртыш».

Из материалов дела следует, что Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области было принято решение о приватизации Федерального государственного унитарного предприятия «Омское производственное объединение «Иртыш» путем преобразования в Открытое акционерное общество «Омское производственное объединение «Иртыш», при этом был утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса Федерального государственного унитарного предприятия «Омское производственное объединение «Иртыш», а также перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса Федерального государственного унитарного предприятия «Омское производственное объединение «Иртыш», в числе которых указаны общежития, расположенные по адресу: <адрес> что подтверждается копией распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области от 31.12.2009 года № 478-р «Об условиях приватизации Федерального государственного унитарного предприятия «Омское производственное объединение «Иртыш» и копией передаточного акта объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса Федерального государственного унитарного предприятия «Омское производственное объединение «Иртыш», утвержденного 30.06.2011 года Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области.

Таким образом, общежития, расположенные по адресу: <адрес> после приватизации Федерального государственного унитарного предприятия «Омское производственное объединение «Иртыш» остались в государственной собственности.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» жилищный фонд в объекты его инфраструктуры не подлежат приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия и подлежат передаче в муниципальную собственность.

На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области от 30.06.2011 года № 117-р в собственность муниципального образования городской округ город Омск Омской области было передано имущество, являющееся федеральной собственностью и закрепленное на праве хозяйственного ведения и на праве аренды за Федеральным государственным унитарным предприятием «Омское производственное объединение «Иртыш», в том числе жилые помещения общежитий, расположенных по адресу: <адрес>

Указанным распоряжением департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска было предложено представить на утверждение в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области подписанный акт приема-передачи имущества в течение трех недель с момента издания этого распоряжения.

Вместе с тем, вопреки действующему законодательству РФ, Администрация г. Омска, департамент имущественных отношений Администрации г. Омска отказались принимать в муниципальную собственность объекты федеральной собственности, не подлежащие приватизации в составе имущественного комплекса приватизируемого Федерального государственного унитарного предприятия «Омское производственное объединение «Иртыш».

28.07.2011 года Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области был утвержден акт приема-передачи спорного имущества, в том числе жилых помещений общежитий, расположенных по адресу <адрес>, подписанный им как уполномоченным органом государственной власти и Федеральным государственным унитарным предприятием «Омское производственное объединение «Иртыш», право хозяйственного ведения и право аренды которого на эти объекты было прекращено, в связи с исключением спорного имущества из реестра федеральной собственности.

Согласно п.2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность», с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 года, объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.

Пунктом 1 Приложения № 3 к указанному Постановлению предусмотрено, что объекты, относящиеся к муниципальной собственности, включают в себя жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местного самоуправления, в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам и т.д.

Статьи 2, 18 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда РСФСР», пункт 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 года «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества» содержат запрет на включение объектов жилищного фонда, к которому относятся общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий, такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность с сохранением права граждан на приватизацию занимаемых жилых помещений.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.

Однако, общежития, расположенные по адресу: <адрес> утратили свой специализированный статус в силу закона.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям или учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

По смыслу приведенной правовой нормы, общежития, ранее принадлежавшие государственным и муниципальным предприятиям, при их передаче в муниципальную собственность утрачивают статус общежитий в силу закона.

Исходя из правовых позиций Верховного Суда РФ, изложенных в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года, указанное положение должно применяться и в том случае, когда в нарушение действующего законодательства жилые помещения в общежитиях после приватизации государственного предприятия не передавались в муниципальную собственность.

Из ответа, предоставленного Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области следует, что общежития, расположенные по адресу: <адрес> переданы в собственность муниципального образования городской округ город Омск Омской области и в настоящее время исключены из реестра федерального имущества.

Следовательно, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области является не надлежащим ответчиком по заявленному иску. Надлежащими ответчиками следует считать Администрацию г. Омска и департамент имущественных отношений Администрации г. Омска, так как спорные жилые помещения были переданы в собственность муниципального образования городской округ город Омск Омской области.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде один раз.

Из материалов дела следует, что Улитко О.А. является гражданкой РФ, ранее в приватизации жилого помещения не участвовала, что подтверждается справкой, выданной Государственным предприятием Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства».

По смыслу ст. 35 Конституции РФ и ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право граждан на приобретение в порядке приватизации в собственность жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не может быть ограничено по мотивам нерешенности вопроса о передаче на балансовую принадлежность, возведенного на государственные средства жилья; право гражданина на приватизацию жилого помещения, при наличии независящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению процедуры приватизации, может быть реализовано им путем обращения в суд в порядке ст. 8 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную, либо долевую.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает, что исковые требования Улитко О.А. подлежат удовлетворению и полагает возможным признать за истцом право собственности на комнату <адрес> в порядке приватизации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать за Улитко О.А. право собственности в порядке приватизации на комнату <адрес>

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об его отмене в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения, в случае, если его неявка в судебное заседание была вызвана уважительной причиной, о которой он не имел возможности своевременно сообщить.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                      Е.С. Крига