Дело № 2-840/12 З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Омск 06 марта 2012 года Ленинский районный суд г. Омска в составе: председательствующего судьи Крига Е.С., при секретаре судебного заседания Воротниковой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Найман С.В. , Найман О.В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, Государственной корпорации «Ростехнологии» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации У С Т А Н О В И Л: Истцы обратились в Ленинский районный суд г. Омска с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Администрации г. Омска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование своих исковых требований указали, что являются нанимателями жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в которое они были вселены с соблюдением установленного Федеральным государственным унитарным предприятием «Омское производственное объединение «Иртыш» порядка вселения. 30.06.2011 г. Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области было издано распоряжение № 117-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения и праве аренды за Федеральным государственным унитарным предприятием «Омское производственное объединение «Иртыш», в собственность муниципального образования городской округ г. Омск Омской области». Согласно перечню имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и на праве аренды за Федеральным государственным унитарным предприятием «Омское производственное объединение «Иртыш», передаваемого в муниципальную собственность, передаче подлежит, в том числе многоквартирный жилой <адрес>. 28.07.2011 года руководителем Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области был утвержден акт приема-передачи в муниципальную собственность указанного имущества. Спорный жилой дом в настоящее время, ввиду отказа в принятии его по акту приема-передачи со стороны Администрации г. Омска и департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, в реестр муниципальной собственности не внесен, следовательно, реализовать свое право на приватизацию занимаемого жилого помещения не представляется возможным. Просят суд признать за ними право собственности на <адрес> в порядке приватизации в равных долях по 1\2 доли за каждым. Истцы - Найман С.В. и Найман О.В. в судебном заседание заявленные требования поддержали в полном объеме. Представители Администрации г. Омска, Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, возражений против иска не предоставили. Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. Представитель Государственной корпорации «Ростехнологии» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. Представитель ОАО «Омское производственное объединение «Иртыш» в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания извещен надлежащим образом. В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, поскольку ответчики о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, истец не возражает рассмотреть дело в порядке заочного производства. Выслушав истцов, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему. Статьей 1 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрена приватизация жилых помещений, то есть бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных этим законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В силу ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Согласно ст. 7 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключенным органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В судебном заседании установлено, что Федеральным государственным унитарным предприятием «Омское производственное объединение «Иртыш» Найман С.В. была предоставлена комната <адрес>, в которую он вселился, зарегистрировался в качестве постоянно проживающего с 29.08.2008 года. Указанные обстоятельства подтверждаются копией договора социального найма жилого помещения, копией лицевого счета № Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом № 222 от 31.07.2008 года «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 10.07.2008 года № 1052 «Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной продукции «Ростехнологии», со ссылкой на Федеральный закон от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», в том числе, утвержден перечень федеральных государственных предприятий, решение об условиях приватизации которых принимают территориальные управления Росимущества, в число которых за № 122 было включено Федеральное государственное унитарное предприятие «Омское производственное объединение «Иртыш». Из материалов дела следует, что Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области было принято решение о приватизации Федерального государственного унитарного предприятия «Омское производственное объединение «Иртыш» путем преобразования в Открытое акционерное общество «Омское производственное объединение «Иртыш», при этом был утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса Федерального государственного унитарного предприятия «Омское производственное объединение «Иртыш», а также перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса Федерального государственного унитарного предприятия «Омское производственное объединение «Иртыш», в числе которых указаны общежития, расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается копией распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области от 31.12.2009 года № 478-р «Об условиях приватизации Федерального государственного унитарного предприятия «Омское производственное объединение «Иртыш» и копией передаточного акта объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса Федерального государственного унитарного предприятия «Омское производственное объединение «Иртыш», утвержденного 30.06.2011 года Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области. Таким образом, общежития, расположенные по адресу: <адрес> после приватизации Федерального государственного унитарного предприятия «Омское производственное объединение «Иртыш» остались в государственной собственности. В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» жилищный фонд в объекты его инфраструктуры не подлежат приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия и подлежат передаче в муниципальную собственность. На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области от 30.06.2011 года № 117-р в собственность муниципального образования городской округ город Омск Омской области было передано имущество, являющееся федеральной собственностью и закрепленное на праве хозяйственного ведения и на праве аренды за Федеральным государственным унитарным предприятием «Омское производственное объединение «Иртыш», в том числе жилые помещения общежитий, расположенных по адресу: <адрес> Указанным распоряжением департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска было предложено представить на утверждение в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области подписанный акт приема-передачи имущества в течение трех недель с момента издания этого распоряжения. Вместе с тем, вопреки действующему законодательству РФ, Администрация г. Омска, департамент имущественных отношений Администрации г. Омска отказались принимать в муниципальную собственность объекты федеральной собственности, не подлежащие приватизации в составе имущественного комплекса приватизируемого Федерального государственного унитарного предприятия «Омское производственное объединение «Иртыш». 28.07.2011 года Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области был утвержден акт приема-передачи спорного имущества, в том числе жилых помещений общежитий, расположенных по адресу <адрес>, подписанный им как уполномоченным органом государственной власти и Федеральным государственным унитарным предприятием «Омское производственное объединение «Иртыш», право хозяйственного ведения и право аренды которого на эти объекты было прекращено, в связи с исключением спорного имущества из реестра федеральной собственности. Согласно п.2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность», с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 года, объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность. Пунктом 1 Приложения № 3 к указанному Постановлению предусмотрено, что объекты, относящиеся к муниципальной собственности, включают в себя жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местного самоуправления, в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам и т.д. Статьи 2, 18 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда РСФСР», пункт 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 года «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества» содержат запрет на включение объектов жилищного фонда, к которому относятся общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий, такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность с сохранением права граждан на приватизацию занимаемых жилых помещений. В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях. Однако, общежития, расположенные по адресу: <адрес> утратили свой специализированный статус в силу закона. Согласно ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям или учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. По смыслу приведенной правовой нормы, общежития, ранее принадлежавшие государственным и муниципальным предприятиям, при их передаче в муниципальную собственность утрачивают статус общежитий в силу закона. Исходя из правовых позиций Верховного Суда РФ, изложенных в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года, указанное положение должно применяться и в том случае, когда в нарушение действующего законодательства жилые помещения в общежитиях после приватизации государственного предприятия не передавались в муниципальную собственность. Из ответа, предоставленного Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области следует, что общежития, расположенные по адресу: <адрес> переданы в собственность муниципального образования городской округ город Омск Омской области и в настоящее время исключены из реестра федерального имущества. Следовательно, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области является не надлежащим ответчиком по заявленному иску. Надлежащими ответчиками следует считать Администрацию г. Омска и департамент имущественных отношений Администрации г. Омска, так как спорные жилые помещения были переданы в собственность муниципального образования городской округ город Омск Омской области. В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде один раз. Из материалов дела следует, что истцы Найман С.В. и Найман О.В. являются гражданами РФ, ранее в приватизации жилого помещения не участвовали, что подтверждается справкой, выданной Государственным предприятием Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства». По смыслу ст. 35 Конституции РФ и ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право граждан на приобретение в порядке приватизации в собственность жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не может быть ограничено по мотивам нерешенности вопроса о передаче на балансовую принадлежность, возведенного на государственные средства жилья; право гражданина на приватизацию жилого помещения, при наличии независящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению процедуры приватизации, может быть реализовано им путем обращения в суд в порядке ст. 8 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную, либо долевую. Оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает, что исковые требования истцов подлежат удовлетворению и полагает возможным признать за ними право собственности на <адрес> в порядке приватизации в равных долях по 1\2 доли за каждым. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать за Найман С.В. и Найман О.В. право собственности в порядке приватизации на комнату <адрес>, в равных долях, по 1\2 доли за каждым. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об его отмене в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения, в случае, если его неявка в судебное заседание была вызвана уважительной причиной, о которой он не имел возможности своевременно сообщить. Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья Е.С. Крига