Дело № 2-3896/10
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерацииг. Омск 01 ноября 2010 года
Ленинский районный суд г.Омска в составе
председательствующего судьи Усольцевой Н.Л.
при секретаре судебного заседания Беловой Е.А.
с участием прокурора Марютиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского административного округа г. Омска к Обществу с ограниченной ответственностью «Газстрой», Обществу с ограниченной ответственностью «Газтехкомплект» о признании деятельности по эксплуатации автомобильной газозаправочной станции незаконной и приостановлении эксплуатации автомобильной газозаправочной станции,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского административного округа г. Омска обратился в Ленинский районный суд г.Омска с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Газстрой», Обществу с ограниченной ответственностью «Газтехкомплект» о признании деятельности по эксплуатации автомобильной газозаправочной станции незаконной и приостановлении эксплуатации автомобильной газозаправочной станции.
В обоснование своих исковых требований истец указал, что прокуратурой Ленинского административного округа г. Омска была проведена проверка соблюдения законодательства о промышленной и пожарной безопасности при эксплуатации автомобильной газозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>, эксплуатируемой Обществом с ограниченной ответственностью «Газстрой». В ходе проверки установлено, что эксплуатация взрывоопасных объектов Обществом с ограниченной ответственностью «Газстрой», осуществляется на основании лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов от 04.06.2009 года № выданной на срок до 17.04.2014 года. Общество с ограниченной ответственностью «Газстрой» осуществляет эксплуатацию имущественного комплекса автомобильной газозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес> на основании договора аренды № от 01.01.2010 года, заключенного с Обществом с ограниченной ответственностью «Газтехкомплект» (собственником недвижимого имущества). Вместе с тем, правоустанавливающие документы на земельный участок общей площадью 924 кв.м., расположенный относительно здания № по <адрес>, под размещение автомобильной газозаправочной станции у Общества с ограниченной ответственностью «Газстрой» отсутствуют. Данный земельный участок находится в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, не сформирован, в государственном кадастре недвижимости не учтен, что подтверждается соглашением о возмещении стоимости неосновательного обогащения № от 28.10.2008 года между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области и Обществом с ограниченной ответственностью «Газстрой». Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципе приоритета мер предупреждения терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов. Нарушение правил пожарной безопасности в местах массового скопления людей является обстановкой, создающей опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий. Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Пунктом 90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации предусмотрено, что у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. В таблице № 2 п. 20 Приказа МЧС РФ от 20.06.2003 года № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)» для зданий и сооружений категории А и Б по взрывопожарной и пожарной опасности, в которых предусмотрено устройство СОУЭ 3-го типа, в дополнение к речевым пожарным оповещателям, устанавливаемым внутри зданий и сооружений, должна быть предусмотрена установка речевых пожарных оповещателей снаружи этих зданий и сооружений. Способ прокладки соединительных линий СОУЭ и расстановка пожарных оповещателей снаружи зданий и сооружений определяется проектной организацией. Приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 года № 25 утверждены нормы пожарной безопасности «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности. НПБ 111-98*». Расстояния от автомобильной газозаправочной станции до производственных, складских, административно-бытовых зданий и сооружений, а также жилых зданий регламентированы п. 32 табл. 6.4 НПБ 111-98* и составляют 100 м и 300 м соответственно. В соответствии с п. 22 раздела 3 НПБ 111-98* здания и сооружения, расположенные на территории автомобильной заправочной станции, должны быть I, II или III степени огнестойкости и, как правило, одноэтажные. Допускается проектирование двухэтажных зданий I или II степени огнестойкости класса СО общей площадью не более 150 кв.м., в которых отсутствуют складские помещения для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Под сооружениями автомобильной заправочной станции следует понимать сооружения, размещаемые на территории автомобильной заправочной станции, за исключением технологических систем. Между тем, проверкой, проведенной прокуратурой Ленинского округа г.Омска совместно со специалистом отдела ГПН Ленинского административного округа г. Омска, установлено, что при эксплуатации автомобильной газозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес> допущены нарушения норм противопожарной безопасности. Так, отсутствуют указатели пожарных гидрантов, не выполнен монтаж системы оповещения людей о пожаре 3-го типа, не обеспечен противопожарный разрыв 300 м от автомобильной газозаправочной станции до общественных и жилых зданий, здание операторской и подсобное помещение не выполнены не ниже 2-й степени огнестойкости. 24.02.2010 года в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Газстрой» К.А.В. было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Согласно постановления государственного инспектора ОГПН Ленинского административного округа г. Омска от 04.03.2010 года № 150 К.А.В. было назначено наказание в виде штрафа в размере 1.000 рублей, который оплачен. 17.03.2010 года по фактам выявленных нарушений Обществу с ограниченной ответственностью «Газстрой» было внесено представление, однако до настоящего времени необходимые меры по устранению выявленных нарушений на взрывопожароопасном объекте не приняты, что создает опасность причинения вреда для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, а именно, жителей близлежащих жилых домов и потребителей услуг Общества с ограниченной ответственностью «Газстрой». Просит суд признать незаконной деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Газстрой» и Общества с ограниченной ответственностью «Газтехкомплект» по эксплуатации автомобильной газозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>, осуществляемую с нарушением норм противопожарной безопасности, обязать Общество с ограниченной ответственностью «Газстрой» и Общество с ограниченной ответственностью «Газтехкомплект» приостановить эксплуатацию автомобильной газозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес> до устранения выявленных нарушений, а также взыскать с ответчиков государственную пошлину в установленном
законом порядке.
Представитель истца Марютина Е.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Газстрой» Дерябина М.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, поскольку считает, что требования законодательства при эксплуатации автомобильной газозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес> соблюдены, угроза жизни и здоровью людей отсутствует. Просит суд в удовлетворении исковых требований прокурору Ленинского административного округа г. Омска отказать.
Представитель ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Газтехкомплект» Колесников А.Д. в судебном заседании исковые требования не признал, считает их необоснованными, просит суд в удовлетворении исковых требований прокурору Ленинского административного округа г. Омска отказать.
Представитель отдела государственного противопожарного надзора Ленинского административного округа г. Омска Середа В.М. в качестве третьего лица в судебном заседании пояснил, что имеющееся нарушение норм пожарной безопасности является значительным, может повлечь создание пожароопасной ситуации, серьезным образом угрожает жизни и здоровью людей.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» автомобильная газозаправочная станция является опасным производственным объектом.
Судом установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «Газстрой» осуществляет эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта - автомобильной газозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>.
Федеральным законом от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулируются в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 года № 25 утверждены Нормы пожарной безопасности НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности».
Согласно таблице 6.4* НПБ 111- 98* противопожарный разрыв от мест массового пребывания людей и общественных зданий до оборудования технологических систем автомобильной газозаправочной станции должен составлять не менее 300 метров. Фактически разрыв составляет 100 метров.
Вышеуказанное нарушение норм пожарной безопасности подтверждается пояснениями представителя отдела государственного противопожарного надзора Ленинского административного округа г. Омска, и наличие указанного нарушения не оспаривается представителем ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Газтехкомплект» Колесниковым А.Д., однако не признается в качестве нарушения.
Как следует из заключения представителя отдела государственного противопожарного надзора Ленинского административного округа г. Омска указанное нарушение представляет опасность для жизни и здоровья людей. Другие нарушения, указанные в исковом заявлении ответчиками устранены.
Таким образом, судом установлено, что эксплуатация автомобильной газозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес> осуществляется ответчиками с нарушением требований законодательства о пожарной безопасности.
Суд находит неубедительными доводы представителей ответчиков о применении таблицы 15 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» с указанием иных противопожарных разрывов, чем предусмотрено НПБ. Указанная таблица определяет необходимые расстояния от автомобильной заправочной станции бензина и дизельного топлива до граничащих с ними объектов. В рассматриваемом случае автомобильная заправочная станция является газозаправочной. Поскольку Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не содержит требований ни к техническому оборудованию, ни к размещению автомобильной газозаправочной станции, применению подлежат НПБ 111-98*.
Несостоятельность доводов ответчика также подтверждается постановлением № 150 от 04.03.2010 года о наложении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Газстрой» К.А.В., которое не обжаловалось и в котором назначено административное наказание по тем же нарушениям пожарных требований.
Кроме того, в соответствии с п.1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» со дня вступления в силу вышеуказанного Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона. Противоречий между НПБ 111-98* и законом в части выявленных нарушений суд не усматривает.
Кроме того, суд считает неубедительной ссылку ответчика на ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», поскольку данная норма неправильно понимается представителями ответчиков как освобождающая от исполнения обязательных норм и правил, соблюдение которых необходимо в совокупности с допустимым пожарным риском.
Заключение о независимой оценке пожарного риска судом не принимается, как доказательство, подтверждающее факт отсутствия опасности причинения вреда здоровью граждан, поскольку данное заключение не содержит ссылок на нормативную документацию, и нормативные требования в соответствии с которыми специалист пришел к заключению о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Более того, в указанном заключении не содержится установления наличия безусловной безопасности автомобильной газозаправочной станции. Заключением устанавливаются рекомендации по принятию мер (меры по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности).
Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Поскольку ответчиками осуществляется деятельность по эксплуатации автомобильной газозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес> с грубым нарушением требований федерального законодательства, в связи с чем создается опасность причинения вреда в будущем, суд находит заявленные прокурором Ленинского административного округа г. Омска требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд считает необходимым взыскать с ответчиков в бюджет г. Омска государственную пошлину в размере 8.000 рублей в равных долях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконной деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Газстрой», Общества с ограниченной ответственностью «Газтехкомплект» по эксплуатации автомобильной газозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Газстрой», Общество с ограниченной ответственностью «Газтехкомплект» приостановить эксплуатацию автомобильной газозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес> до устранения выявленных нарушений.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Газстрой», Общества с ограниченной ответственностью «Газтехкомплект» в бюджет г. Омска государственную пошлину в размере 8.000 рублей в равных долях.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Омска.
Решение в окончательной форме изготовлено 08.11.2010 года.
Судья Н.Л. Усольцева