Дело № 2-1499/12 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Ленинский районный суд города Омска в составе: председательствующего судьи Селивановой И.С., при секретаре Алещенко О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске «10» апреля 2012 года гражданское дело № 2-1499/12 по иску Администрации города Омска к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, УСТАНОВИЛ: Администрация г. Омска обратилась в Ленинский районный суд г. Омска с иском к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, ссылаясь на то, что в соответствии с постановлением о взыскании исполнительского сбора от ... ... с Администрации г. Омска в пользу МРО УФССП России по Омской области был взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей. Данное постановление было вынесено на основании исполнительного листа, выданного по решению Центрального районного суда города Омска от 21.11.2011, согласно которому на Администрацию города Омска возложена обязанность по предоставлению КЕР, КПЕ в связи со сносом дома благоустроенное жилое помещение взамен занимаемого, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам, находящееся в черте населенного пункта г.Омск, площадью не ниже 15 кв.м. Администрацией города Омска в адрес судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов России по Омской области Поповой А.П. направлено письмо, в котором изложена информация о том, какие действия намерена осуществить Администрация города Омска по исполнению решения Центрального районного суда города Омска от 21.11.2011, а именно, в связи с тем, что в настоящее время осуществляется формирование региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, Администрацией горда Омска 26.01.2012 в Правительство Омской области направлен перечень 11 аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории города Омска, в который включен также жилой .... Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, обязанность по предоставлению КЕР, КПЕ жилого помещения не могла быть исполнена Администрацией города Омска в 5-ти дневный срок по причине отсутствия на момент возбуждения исполнительного производства ... у Администрации города Омска свободного жилого помещения, соответствующего требованиям решения Центрального районного суда города Омска от 21.11.2011, но при этом Администрация города Омска предприняла все меры по исполнению требования, содержащегося в исполнительном документе - постановлении о возбуждении исполнительного производства от 02.02.2012. С учетом изложенного Администрация города Омска просила освободить её от взыскания исполнительского сбора по исполнительному документу - постановлению о взыскании исполнительского сбора от ... .... В судебное заседание представитель истца не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие Администрации города Омска. Представитель ответчика - Попова А.П. не явилась, о дне слушания извещена надлежащим образом, представила письменный отзыв, из которого следует, что заявленные в иске требования не признает. Как следует из письменного отзыва, в отношении должника - Администрации г. Омска возбуждено исполнительное производство от ... ..., на основании исполнительного листа ... от ..., выданного Центральным районным судом г. Омска. Предмет исполнения: обязать Администрацию г. Омска предоставить КЕР, КПЕ в связи со сносом дома благоустроенное жилое помещение взамен занимаемого, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам, находящееся в черте населенного пункта г.Омск, площадью не ниже 15 кв.м. ... должнику направлено постановление о возбуждении исполнительского производства. В п.2. Постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Администрация города Омска предупреждена, о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 рублей. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя (п. 4 постановления о возбуждении исполнительного производства). 10.02.2012 должник сообщил, что во исполнение требований исполнительного документа Администрацией города Омска осуществляются мероприятия по исполнению решения суда, а именно - формирование региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилого фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" реализация программы запланирована на 2012 год. С момента получения постановлений о возбуждении исполнительного производства должник добровольно не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном документе. Исполнительный документ вступил в законную силу и является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан, и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 16 АПК РФ. Как следует из ч. 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор по исполнительным документам неимущественного характера устанавливается в размере 5000 руб. В соответствии с ч. 6 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Согласно ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств, отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности). Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несёт ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие воздействия обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях. Доводы заявителя, изложенные в заявлении об освобождении от уплаты исполнительского сбора, не относятся к вышеуказанным обстоятельствам. Просит в удовлетворении заявления Администрации г. Омска отказать в полном объёме. Ознакомившись с отзывом представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему: На основании решения Центрального районного суда г. Омска, вступившего в законную силу 11.01.2012, на Администрацию г. Омска возложена обязанность предоставить КЕР, КПЕ в связи со сносом дома благоустроенное жилое помещение взамен занимаемого, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам, находящееся в черте населенного пункта г.Омск, площадью не ниже 15 кв.м. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. 02.02.2012 судебным приставом-исполнителем МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства ... на основании исполнительного листа ... от ..., выданного Центральным районным судом г. Омска. В постановлении судебного пристава-исполнителя указано, что должнику, в пятидневный срок со дня получения настоящего постановления предлагается добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, о чём немедленно сообщить судебному приставу-исполнителю. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, - последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Предупредить должника, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 руб. 10.02.12 Администрация г. Омска обратилась с заявлением об отложении исполнительных действий. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 16.02.2012 года исполнительные действия отложены с 16.02.2012 года по 02.03.2012 года включительно. 28.02.12 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации г. Омска исполнительского сбора в размере 5 000 руб. Таким образом, со стороны Администрации города Омска отсутствуют виновные действия по неисполнению решения Центрального районного суда г.Омска. Исполнительский сбор не является государственной пошлиной, не относится к сборам в смысле ст. 57 Конституции РФ; его следует рассматривать как меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, то есть штрафную санкцию, меру публично-правовой (административно-правовой) ответственности. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере 500 руб., с должника-организации - 5000 руб. В соответствии со ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве», должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении отвзыскания исполнительского сбора. Согласно ч. 7 ст. 112 названного Закона, суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на 1/4 от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. По смыслу ст. 55 Конституции РФ, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности. Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности. Суд считает, что истцом представлены достаточные доказательства, подтверждающие уважительность причин своевременного неисполнения требования о предоставлении КЕР, КПЕ в связи со сносом дома благоустроенное жилое помещение взамен занимаемого, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам, находящееся в черте населенного пункта г.Омск, площадью не ниже 15 кв.м. Из информации, направленной Администрацией города Омска в адрес судебного пристава-исполнителя 10.02.2011, следует, что во исполнение решения суда, на основании которого возбуждено исполнительное производство ..., осуществляется формирование региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Постановлением Правительства Омской области от 19.03.2012 № 58-п утверждена региональная адресная программа Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2012 году. Срок реализации - 2012 год. В перечень аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории города Омска, признанных в установленном порядке до 01.01.2010 года аварийными и подлежащими сносу, рекомендованных к включению в Программу, включен жилой ... предоставления и расходования средств, предусмотренных на реализацию Программы, осуществляется в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". В соответствии с данным Законом с целью приобретения жилых помещений на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья субъекты Российской Федерации размещают в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" заказ на приобретение таких жилых помещений путем запроса котировок. Таким образом, исполнение судебного решения, согласно которому на Администрацию города Омска возложена обязанность предоставить КЕР, КПЕ в связи со сносом дома благоустроенное жилое помещение взамен занимаемого, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам, находящееся в черте населенного пункта г.Омск, площадью не ниже 15 кв.м, предполагает осуществление мероприятий по формированию, согласованию и финансированию из соответствующих уровней бюджета программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В целях реализации данной программы требуется проведение запроса котировок, заключение государственного контракта; регистрация указанного жилья за субъектом РФ; передача из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность для предоставления в соответствии с жилищным законодательством гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда (ст.20.1 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"). Проведение данных мероприятий требует значительных временных затрат, в связи с чем у истца отсутствует объективная возможность исполнить решения Центрального районного суда г. Омска от 21.11.2011 года (вступившее в законную силу 11.01.2011) и предоставить КЕР, КПЕ в связи со сносом дома благоустроенное жилое помещение взамен занимаемого, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам, находящееся в черте населенного пункта г.Омск, площадью не ниже 15 кв.м. в пятидневный срок, установленный судебным приставом-исполнителем. С учетом изложенного суд находит заявленные требований истца об освобождении Администрации г. Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 руб. по исполнительному производству 504/12/07/55 подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Администрации города Омска удовлетворить. Освободить Администрацию города Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 (Пяти тысяч) рублей по исполнительному производству ..., возбужденному ... судебным приставом-исполнителем МРО СП по ОИП УФССП России по Омской на основании исполнительного листа ... от ..., выданного Центральным районным судом г. Омска. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление о его отмене в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения, в случае, если его неявка в судебное заседание была вызвана уважительной причиной, о которой он не имел возможности своевременно сообщить. Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда. Судья И.С. Селиванова Мотивированное заочное решение суда изготовлено 16 апреля 2012. Судья И.С. Селиванова