дело № 12- 263/2010 год
РЕШЕНИЕ
г. Омск 02 сентября 2010 года
Ленинский районный суд г. Омска ( ул. Труда 29 А кабинет 110)
в составе судьи Усенко Е.В.,
при секретаре Федориновой И.Г.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу Маслова П.Н., <адрес> года рождения, уроженца <адрес>, гражданина <адрес>, проживающего в <адрес>, на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии Ленинского АО г. Омска от 30 июня 2010 года № 05-01-000096-10 Маслов П.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 25 ч. 2 Закона Омской области от 24 июля 2006 года № 770-ОЗ «Кодекса Омской области об административных правонарушениях» и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в сумме 2000 рублей.
Как следует из обжалуемого постановления, 17 мая 2010 года в 10 часов 41 минуту Маслов П.Н. в качестве водителя осуществлял пассажирские перевозки на <адрес> у <адрес>, перевозя 4 пассажиров на автомобиле марки <адрес>, регистрационный номер <адрес> по маршруту <адрес> не утвержденному Постановлением Администрации г. Омска от 29 апреля 2010 года № 343-п «Об утверждении маршрутов пассажирского транспорта».
В жалобе Маслов П.Н. просит постановление административной комиссии отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что о рассмотрении протокола не извещался. Он выполнял не пассажирские перевозки, а заказные, на основании наряда-заказа.
В судебном заседании Маслов П.Н. и его представитель Краморов Е.Г. подтвердили ранее поданную жалобу и дополнительно пояснили, что Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 года № 112 утверждены «Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, вступившие в законную силу с 19 марта 2009 года. Данным постановлением признан утратившим силу Устав автомобильного транспорта РСФСР, в связи с чем Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом РСФСР, применяются в части, не противоречащей главам 3, 4, 5 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и Постановлению Правительства РФ № 112.
В силу ч. 1 ст. 1 ФЗ 259 от 08 ноября 2007 года «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и не урегулированные ФЗ -259, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Действующее в настоящее время законодательство не предусматривает в качестве самостоятельного вида пассажирских перевозок и багажа перевозки маршрутными таксомоторами.
Наделение полномочиями органов местного самоуправления по установлению особых ( а именно - по перевозками маршрутными таксомоторами) правил перевозки пассажиров законодательство РФ не предусматривает.
У должностных лиц Департамента транспорта отсутствуют полномочия по составлению протоколов об административных правонарушений.
Полагают, что Правила организации транспортного обслуживания на территории муниципального образования, утвержденные решением Омского городского Совета 18 июня 2003 года ( № 61), в части запрета на осуществление таксомоторных перевозок маршрутными таксомоторами на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области перевозчиками и водителями по маршруту, не утвержденному постановлением Администрации г. Омска (п.1.8 п.п. 7 ) нарушают гарантированную Маслову П.Н. ст.8 ч.1 Конституции РФ свободу экономической деятельности и гарантированное ст.34 ч. 1 Конституции РФ право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Представитель административной комиссии Ленинского АО г. Омска в судебное заседание не явился.
Изучив доводы жалобы и материалы административного производства, полагаю, что постановление подлежит оставить без изменения, а жалобу Маслова П.Н. - без удовлетворения.
Из постановления по делу об административном правонарушении, протокола об административном правонарушении следует, что 17 мая 2010 года в 10 часов 41 минуту Маслов П.Н. в качестве водителя осуществлял пассажирские перевозки на автомобиле марки <адрес> регистрационный номер <адрес> по маршруту <адрес>» на <адрес> у <адрес>, перевозя 4 пассажиров.
Правила организации транспортного обслуживания на территории муниципального образования городской округ г. Омск Омской области утверждены решением Омского городского Совета 18 июня 2003 года ( № 61) в редакции 15 октября 2008 года. Нарушением п. 1.8 п.п. 7 данных правил является осуществление таксомоторных перевозок маршрутными таксомоторами на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области перевозчиками и водителями по маршруту, не утвержденному постановлением Администрации г. Омска.
Постановлением Администрации г. Омска № 343 - п от 29 апреля 2010 года «Об утверждении маршрутов пассажирского транспорта» маршрут <адрес> не утвержден.
Таким образом, вина Маслова П.Н. в совершении предусмотренного ст. 25 ч. 2 Закона Омской области от 24 июля 2006 года № 770-0З «Кодекса Омской области об административных правонарушениях» административного правонарушения доказана полностью, и действиям Маслова П.Н. дана правильная юридическая оценка.
Реализация права на осуществление предпринимательской деятельности в сфере транспортного обслуживания населения, как связанного с использованием транспортных средств (в том числе таксомоторов), являющихся источником повышенной опасности, обусловливает необходимость принятия особых мер обеспечения безопасности пассажиров и других участников дорожного движения и введения обоснованных требований, в том числе ограничительного характера, т.е. установленных в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Нормативной правовой основой достижения баланса между свободой предпринимательской деятельности и интересами обеспечения безопасности в сфере транспортного обслуживания населения является федеральное законодательное регулирование, осуществляемое как по предметам ведения Российской Федерации, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71 и 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, а также гражданское законодательство и установление правовых основ единого рынка находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункты "в", "ж", "о"), а защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, административное законодательство - в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты "б", "д", "к" части 1); осуществление охраны общественного порядка органами местного самоуправления относится к вопросам местного значения (статья 132, часть 1).
Из приведенных положений Конституции Российской Федерации вытекает, что по предметам совместного ведения применительно к сфере транспортного обслуживания населения субъекты Российской Федерации принимают соответствующие нормативные акты административно-правового характера, а также осуществляют исполнительно-распорядительные и контрольные функции. Наряду с Российской Федерацией субъекты Российской Федерации вправе принимать законы, направленные на обеспечение общественной безопасности в сфере перевозок населения, включая перевозки таксомоторами индивидуального пользования.
Помимо решения задачи обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с федеральным законом органы публичной власти субъектов Российской Федерации правомочны осуществлять организационные меры в сфере транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования, направленные на обеспечение здоровой конкуренции среди перевозчиков, наиболее качественного и комфортного предоставления гражданам соответствующих услуг.
Указанные нормотворческие полномочия субъектов Российской Федерации, вытекающие из Конституции Российской Федерации, закреплены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", относящим решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения.
Согласно Федеральному закону от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит не только из федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, но и из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 4); в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации организуются и осуществляются государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения (статья 30).
Вместе с тем в силу Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и не урегулированные данным Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 1).
Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, в пределах, определенных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
Правила организации транспортного обслуживания на территории муниципального образования городской округ г. Омск Омской области, утвержденные решением Омского городского Совета 18 июня 2003 года ( № 61) приняты с учетом интенсивности и специфики транспортных потоков, организации дорожного движения в данном субъекте РФ, для регламентации взаимодействия всех участников процесса пассажирских перевозок, организации и обустройства маршрутной сети движения пассажирского транспорта, повышения безопасности дорожного движения, культуры обслуживания пассажиров при осуществлении пассажирских перевозок предприятиями и организациями независимо от форм собственности.
В целях дополнительного контроля за безопасностью таксомоторных перевозок предусмотрены, в частности, положения, запрещающие осуществление таксомоторных перевозок маршрутными таксомоторами на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области перевозчиками и водителями по маршруту, не утвержденному постановлением Администрации г. Омска ( п. 1.8 п.п7).
Законодатель Омской области, принимая Правила организации транспортного обслуживания на территории муниципального образования городской округ г. Омск Омской области, имел целью обеспечение безопасности дорожного движения, защиты прав потребителей - пользователей услуг, оказываемых перевозчиками и водителями таксомоторов индивидуального пользования, а также осуществление контроля за соблюдением требований федерального законодательства, касающегося обеспечения безопасности в сфере транспортных услуг.
Таким образом, нарушения гарантируемых Маслову П.Н. ст. ст. 8 ч.1 и 34 ч.1 Конституции РФ прав суд не усматривает.
Существенных нарушений процессуальных требований, предъявляемых КоАП РФ к рассмотрению административного протокола, не установлено.
Как следует из протокола об административном правонарушении, от объяснения при составлении протокола Маслов П.Н. отказался, от получения копии протокола также отказался. О составлении протокола знал, права, предусмотренные ст. КоАП РФ ему были при составлении протокола разъяснены. Иных документов, подтверждающих право на перевозку пассажиров по маршруту Маслов П. Н. не предоставил. Оснований сомневаться в том, что Маслов П.Н. осуществлял пассажирские перевозки, у суда не имеется.
О времени и месте рассмотрения протокола об административном правонарушении Маслов П.Н. был извещен в соответствии с КоАП РФ - заказным письмом по указанному в жалобе адресу.
Назначенное Маслову П.Н. наказание соответствует характеру правонарушения и личности Маслова П.Н., неоднократно привлекавшегося к административной ответственности за аналогичные правонарушения и чрезмерно строгим не является..
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление административной комиссии Ленинского АО г. Омска от 30 июня 2010 года № 05-01-000096- 10, которым Маслов П.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 25 ч. 2 Закона Омской области от 24 июля 2006 года № 770-ОЗ « Кодекса Омской области об административных правонарушениях» и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в сумме 2000 рублей, оставить без изменения, а жалобу П.Н. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии через Ленинский районный суд.
Федеральный судья Е. В. Усенко