Дело Номер обезличен
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июня 2010 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,
при секретаре Ковалевой Н.В.,
с участием истца Онориной ФИО11,
представителя истца по устному ходатайству Кылосова ФИО12,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми исковое заявление Онориной ФИО13 к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми, администрации г.Перми, Правительству Пермского края, Министерству финансов Пермского края о предоставлении жилого помещения,
установил:
Истец обратилась в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми (далее – Управление) с требованиями о возложении обязанности предоставить истцу во внеочередном порядке жилое помещение не ниже установленной нормы предоставления жилья.
В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что с момента рождения проживала со своей матерью Онориной И.Н.., в 1991 г. признана ребенком-сиротой в связи с ее смертью. Решением Совета народных депутатов ... над ней была установлена опека, опекуном назначена бабашка истца – Попова Л.М. С апреля 1991 г. по 1999 г. истец проживала совместно с опекуном по адресу: ..., ...96. С 1999 г. по настоящее время зарегистрирована постоянно по месту жительства в ..., .... В период с 200 г. по 2007 г. истец обучалась в ГОУ ВПО «Пермский педагогический университет», находилась на полном обеспечении у государства. Приказом начальника Управления Номер обезличенж от Дата обезличена г. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении во внеочередном порядке. На момент обращения в суд истец в собственности жилья не имеет, по договору социального найма жилое помещение не занимает. В связи с чем, истец считает, что ей должно быть предоставлено жилое помещение в соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, а также ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» л.д. 3-4).
Судом самостоятельно в соответствии со ст.40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация ..., Правительство Пермского края, Министерство финансов Пермского края л.д. 1, 51).соответствии с п.2 ч.2 ст. ть предотсавлено, по договору социального найма жилое помещение не занимает.
В судебном заседании истец на иске настаивала, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении и пояснив, что жилые помещения, которые находятся в собственности у ситца, а также закреплены за ней при установлении опеки являются непригодными для проживания.
Представитель истца поддержал своего доверителя, считая, однако, что истцу должно быть предоставлено жилое помещение площадью не в соответствии с решением Пермской городской Думы Номер обезличен от Дата обезличена г., а в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, Правительство Пермского края, Министерство финансов Пермского края просили суд рассмотреть дело по существу в отсутствии их представителей. Администрация г.Перми, Управление жилищных отношений администрации г.Перми об отложении дела, о рассмотрении дела в отсутствии своих представителей суд не просили, о причинах неявки суд не известили.
В соответствии с представленным суду письменными возражениями Правительство Пермского края (далее по тексту – Правительство) иск не признало. Считает, что в соответствии со ст.ст. 6-9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей законом не гарантировано право на обеспечение таких лиц жилой площадью. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение установлены законодательством субъекта РФ и относятся к его расходным обязательствам. Законом Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлена гарантия обеспечения жилой площадью именно этой категории граждан. В пределах своих полномочий субъект РФ – Пермский край – определил, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти вне очереди жилым помещением в соответствии с действующим законодательством по месту своего жительства. Порядок предоставления таких жилых помещений определен Указом губернатора области Номер обезличен от Дата обезличена г., постановлением Правительства Пермского края Номер обезличенп от Дата обезличена г., в соответствии с которыми все действия по предоставлению жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления л.д. 140-142).
В соответствии с письменными возражениями Министерство финансов Пермского края (далее – Министерство) считает себя ненадлежащим ответчиком по настоящему делу и просит в удовлетворении иска к Министерству отказать, так как Министерство является финансовым органом, через который целевым назначением проводятся финансовые выплаты, полномочия по предоставлению жилья у Министерства отсутствуют. В связи с чем, надлежащим ответчиком по делу является администрация г. Перми, в чью компетенцию входит учет граждан, нуждающихся в жилых помещения, распределение и предоставление жилого помещения л.д. 20-22, 63-65).
Управление жилищных отношений администрации г. Перми в соответствии с представленными суду возражениями также считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку не обладает полномочиями по разрешению спора. В силу статей 6 и 8 Закона Пермской области № 1939-419 от 29.12.2004 г. реализация дополнительных гарантий и финансирование мер социальной поддержки детей-сирот производится органом исполнительной власти за счет средств бюджета Пермского края. Органом государственной власти на территории г.Перми является Правительство Пермского края, администрация г.Перми таким органом не является л.д. 27).
В соответствии с письменными возражениями администрации г.Перми финансирование мероприятий, связанных с обеспечением жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств бюджета Пермского края, администрация города Перми исполняет обязанность по обеспечению жильем граждан только в пределах выделяемых денежных средств из бюджета Пермского края Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу является Правительство Пермского края л.д. 29-30).
Выслушав истца, ее представителя, исследовав материалы дела, суд считает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года #M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S).
На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края.
Судом установлено, что Онорина И.И. Дата обезличена года рождения л.д. 5,8).
В соответствии со свидетельством о рождении родителями истца являются Онорина И.Н., Онорин И.С. л.д. 8). Согласно справки о рождении Номер обезличен от Дата обезличена г., отец Онориной И.И. записан со слов матери (33 оборот)..
В соответствии со свидетельством о смерти мать истца – Онорина И.Н. умерла Дата обезличена г. л.д. 9).
Решением Исполнительного комитета ... Совета народных депутатов Номер обезличен от Дата обезличена г. в отношении Онориной И.И. учреждена опека, опекуном назначена Попова Л.М. л.д. 10).
В период с 2003 г. по 2007 г. истец обучалась в ГОУ ВПО «Пермский педагогический университет», с октября 2008 г. по июнь 2009 г. – в ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации» л.д. 11-13).
Судом также установлено, что с заявлением о постановке на внеочередное получение жилья истец в обратилась в органы местного самоуправления ... Дата обезличена г. л.д. 32).
Приказом начальника Управления Номер обезличенж от Дата обезличена г. Онорина И.И. принята не жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа л.д. 45).
Судом установлено, сторонами не оспаривается, что истец имеет постоянную регистрацию по месту жительства по адресу: ..., ..., ... л.д. 5, 43, 62).
В соответствии со сведениями, представленными ГУП «ЦТИ Пермского края» Онорина И.И. на территории ... жилья, принадлежащее ей на праве собственности, не имеет л.д. 47, 66).
Согласно сведений, представленных Управлением Федеральной регистрационной службы по ..., истец является собственником жилого дома, а также земельного участка по адресу: ..., ..., Кукуштанский с/с, ... л.д. 48-49, 67-71, 75). Сведения о собственника жилого дома по адресу: ..., ..., ..., ... государственном реестре прав УФРС по ... отсутствуют л.д. 67).
Из материалов гражданского дела следует, что истец стала собственником жилого дома, а также земельного участка по адресу: ..., ..., Кукуштанский с/с, ... на основании заключенного Дата обезличена г. администрацией ... ... в интересах несовершеннолетней на тот момент Онориной И.И. договора купли-продажи с Миковой Л.М. л.д. 76-80).
В соответствии с п.4 указанного договора купли-продажи до подписания данного договора жилой дом принят покупателем в исправном состоянии: санитарно-техническое состояние указанного жилого дома пригодно для проживания.
В соответствии с заключение комиссии при администрации Кукуштанского сельского поселения от Дата обезличена г. жилой дом по адресу: ..., ... непригоден для постоянного проживания, поскольку уничтожен пожаром, остался фундамент л.д. 83-86).
В соответствии с заключение комиссии при администрации Кукуштанского сельского поселения от Дата обезличена г. жилой дом по адресу: ..., ... непригоден для постоянного проживания, поскольку частично разрешен л.д. 90-94, 123).
Допрошенный в качестве свидетеля Онорин Л.Н. показал, что на момент приобретения жилого дома по адресу: ..., ... жилой дом имел износ порядка 80%, в доме не было отопления, сам дом был неблагоустроенным. Данный дом был продан истцу его матерью для последующего строительства дома для истца. Истец в указанном доме никогда не проживала, жила с матерью истца в жилом доме по адресу: ..., ... до тех пор, пока в 2004 году дом не сгорел. Кроме того, свидетель показал, что дом, находящийся в собственности истца никто никогда не сносил, данный дом разрушился в связи с тем, что его «раздавило» снегом в 2000-2001 гг. Крышу дома никто не чистил, так как это было опасно л.д. 128).
Как следует из материалов проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ в возбуждении уголовного дела по факту пожара по адресу: ..., ... отказано. Причиной пожара стало самовозгорание сена, поврежден жилой дом, а также надворные постройки (отказной материал арх. 3789/2004).
В соответствии с материалами инвентарного и правового дела при проведении инвентаризации строений по адресу: ..., ..., ... по состоянию на Дата обезличена г. 1-этажный гипсоблочный жилой дом с холодным пристроем снесены (инвентарное и правовое дело). Сведения о боле раннем сроке уничтожения имущества по указанному адресу в материалах дела отсутствуют.
Изложенные выше обстоятельства установлены судом, подтверждаются пояснениями самого истца и ее представителя, материалами дела и фактически не оспариваются сторонами.
Оценив в совокупности установленные доказательства, суд считает, что истец не нуждается в жилом помещении по основаниям, указанным истцом в своем исковом заявлении, поскольку является собственником жилого помещения по адресу: ..., ..., Кукуштанский с/с, ....
Таким образом, за Онориной И.И. фактически закреплено жилое помещение.
В судебном заседании установлено, что жилой дом по указанному адресу признан непригодным для проживания только Дата обезличена г.
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.3 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.
Порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» (ст. 37 ГК РФ).
В соответствии с п.1 ст. 38 ГК РФ при необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом. В этом случае опекун или попечитель сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление.
На основании изложенного выше суд считает доводы истца о том, что жилое помещение, находящееся в собственности истца, непригодно для проживания, несостоятельными, так как на истца как на собственника такого помещения возложено бремя его содержания: поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним.
Не считает суд состоятельными доводы истца и том, что на период несовершеннолетнего возраста истца, обязанность по сохранности имущества возлагалась на опекуна истца, поскольку истцом не представлены доказательства того, что жилой дом по адресу: ..., ..., Кукуштанский с/с, ... стал непригоден для проживания именно в период опеки. Суд пришел к такому выводу потому, что согласно инвентарного и правового дела, строения на земельном участке, в частности жилой дом, были снесены, данный факт зафиксирован органами БТИ Дата обезличена г., то есть в тот период, когда истцу было 19 лет.
Суд также считает, что истцом не представлены достоверные доказательства того, что жилой дом, находящийся в ее собственности, был непригоден для проживания сразу же при заключении договора купли-продажи от Дата обезличена г., как и того, что непригодным для проживания он стал в период несовершеннолетия истца.
Доводы представителя истца относительно условий и порядка заключения договора купли-продажи от Дата обезличена г., суд считает, правового значения не имеют, так как данный договор в соответствии с ГПК РФ не оспорен, на момент принятии решения является действующим, а право собственности истца зарегистрированным в установленном законом порядке.
При этом суд считает, что истец не лишена права нуждаться в жилом помещении по иным основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ, в том числе и по месту своей постоянной регистрации по месту жительства.
Суд относится критически к показаниям свидетеля Онорина Л.Н., так как они опровергаются письменными доказательствами, имеющимися в материалах гражданского дела.
Другие доводы истца, ее представителя в обоснование заявленных исковых требований суд также считает несостоятельными как не основанными на действующем законодательстве.
В связи с этим оснований для возложения обязанности на ответчиков предоставить истцу жилое помещение не имеется.
Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, то и требования истца о возмещении судебных расходов в соответствии со ст. 98 ГПК РФ удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Онориной ФИО10 в удовлетворении исковых требований к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми, администрации г.Перми, Правительству Пермского края, Министерству финансов Пермского края о предоставлении жилого помещения, судебных расходов – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий – подпись - (Е.И. Гачегова)
Копия верна. Судья: (Е.И. Гачегова)