Дело № 2-3382/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2010 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,
при секретаре Ковалевой Н.В.,
с участием истца Спиридонова ФИО9,
представителя истца Спиридоновой ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми исковое заявление Спиридонова ФИО11 к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми, администрации г.Перми, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г.Перми о признании распоряжения незаконным, предоставлении жилого помещения, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Истец обратился в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми, администрации г.Перми, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г.Перми о признании распоряжения Управления жилищных отношений администрации г.Перми от Дата обезличена г. незаконным, предоставлении жилого помещения, взыскании компенсации морального вреда в размере 200 000 руб.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что является инвалидом 2 группы, участником Великой Отечественной войны. В соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», Указом Президента РФ №714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной воны 1941-1945 гг.» имеет право на улучшение жилищных условий и получение отдельной квартиры. В настоящее время истец проживает в 3-комнатной квартире по адресу: г.Пермь, ..., где кроме него проживает еще три человека. Дата обезличена г. истцом в Управление жилищных отношений администрации г.Перми были представлены документы для решения вопроса по улучшению жилищных условий и предоставлению жилья. Распоряжением Управления жилищных отношений администрации г.Перми Номер обезличен от Дата обезличена г. истцу в удовлетворении заявления было отказано. Данный отказ по мнению истца является незаконным, поскольку истец считает, что являясь собственником только 1/10 доли в праве собственности на указанную выше квартиру, он нуждается в улучшении жилищных условий. В связи с незаконным отказом истец испытал нравственные страдания, сильное эмоциональное потрясение. Тем самым ему был причинен моральный вред, который истец просит взыскать с ответчиков в размере 200 000 руб. в соответствии со ст. 151 ГК РФ л.д. 6).
Истец, его представитель по устному ходатайству в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, считают, что в соответствии с действующим законодательством все ветераны Великой Отечественной войны должны быть обеспечены отдельными квартирами. При этом, определяя нуждаемость в улучшении жилищных условий таких ветеранов, следует учитывать только те жилые помещения, которые находятся у них в собственности.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения были извещены надлежащим образом, просили суд рассмотреть дело в свое отсутствие, с заявленными исковыми требованиями не согласились в соответствии с представленными письменными возражениями, из которых следует, что истец обеспечен общей площадью жилого помещения в соответствии с учетной нормой, оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 151 ЖК РФ не имеется, полномочиями по предоставлению жилых помещений Министерство социального развития Пермского края по г.Перми не обладает л.д. 21-23, 31, 38, 66).
Оценив доводы истца, его представителя, представителей ответчиков, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат в силу следующего.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе установлены Федеральным законом «О ветеранах».
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 13 Федерального закона «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.
Перечень мер социальной поддержки инвалидов войны содержится в ст. 14 указанного закона.
Согласно п.4 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» государство гарантировало обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Аналогичная социальная мера поддержки содержится в п. 3 ч.1 ст. 15 данного закона.
Обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», согласно ч.1 которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
При этом в силу ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
инвалидов Великой Отечественной войны;
участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
инвалидов боевых действий, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
ветеранов боевых действий;
членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членов семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены в ст.51 Жилищного кодекса РФ, согласно ч.1 которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с ч.3 ст. 52 Федерального закона «О ветеранах» принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч.4 ст. 52 ЖК РФ).
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган (ч.5 ст. 52 ЖК РФ).
В соответствии с ч.6 ст. 52 ЖК РФ орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в порядке, предусмотренном ст. 54 Жилищного кодекса РФ в случае, если:
1) не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.
В соответствии с материалами учетного дела судом установлены следующие обстоятельства.
Дата обезличена г. истец обратился в Управление жилищных отношений администрации г.Перми с заявлением о принятии его на жилищный учет в качестве нуждающегося в получении жилого посещения, указав при этом в качестве членов своей семьи Борисову О.В. (дочь), Борисова В.И. (зять), Борисова В.В. (внук). О том, что данные лица являются членами семьи заявителя также подтверждается справкой, выданной председателем ТСЖ «Пушкарская, 98».
В качестве места жительства истца и членов его семьи истец указал 3-комнатную квартиру по адресу: ..., ..., где он и члены его семьи имеют постоянную регистрацию по месту жительства.
Согласно свидетельств о государственной регистрации права собственности на указанное жилое помещение, а также сведений, представленных Управлением Росреестра, права истца и членов его семьи распределились следующим образом: у Борисовой О.В. – 5/10 доля в праве, у Борисова В.И. - 4/10 доля в праве, у Спиридонова В.И. (истца) – 1/10 доля в праве.
В соответствии с экспликацией общая площадь квартиры составила 66,6 кв. метров.
Согласно представленных суду документов, истец является ветераном-участником Великой Отечественной воны, имеет право и льготы, установленные ст.ст. 14, 15 Федерального закона «О ветеранах», инвалид 2 группы.
Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми за Номер обезличен от Дата обезличена г. истцу в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных отношений было отказано ввиду обеспеченности общей площадью жилого помещения более учетной нормы.
Проанализировав представленные суду доказательства, а также действующее законодательство, суд считает, что распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми за Номер обезличен от Дата обезличена г. является законным и обоснованным.
Из материалов учетного дела, а также настоящего гражданского дела следует, что в квартире по адресу: г.Пермь, ... истец проживает совместно с другими членами его семьи, с которыми он ведет совместное хозяйство, оплачивает коммунальные услуги, пользуется всем жилым помещением без ограничения.
Данный вывод суда согласуется со ст.31 Жилищного кодекса РФ, согласно которой к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Доказательств обратного суду на момент рассмотрения настоящего гражданского дела не представлено.
Таким образом, истец и члены его семьи пользуются жилым помещением, общая площадь которого на одного человека превышает учетную норму и составляет 16,65 кв. метров.
Суд считает несостоятельными доводы истца о том, что при рассмотрения вопроса о его нуждаемости в улучшении жилищных условий следует принимать во внимание только ту общую площадь жилого помещения, которая приходится на его долю в праве собственности, поскольку судом установлено, что истец проживает в указанном выше жилом помещении совместно с членами своей семьи, наравне с ними пользуется всем жилым помещением. Кроме того, такая позиция противоречит требованиям ст. 51 Жилищного кодекса РФ, согласно которой при определении нуждаемости учитываются все жилые помещения, на которые истец имеет право (право собственности или иное право).
Не может суд согласиться с доводами истца и том, что Федеральным законом «О ветеранах», а также Указом Президента РФ №714 от 07.05.2008 г. государством гарантировано право истца на получении отдельного жилого помещения без учета его нуждаемости в улучшении жилищных условий, так как из содержания данных нормативно-правовых актов такие выводы не следуют.
Суд считает несостоятельными выводы истца и о том, что Указом Президента РФ №714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (в редакции от 09.01.2010 г.) органы местного самоуправления обязаны предоставить всем ветеранам ВОВ отдельное жилое помещение, так как данный указа не регулирует порядок признания граждан нуждающимися в жилом помещении, носит распорядительный характер для государственных органов исполнительной власти, не вступает в противоречия со ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Доводы истца о том, что изменения, внесенные в Федеральный закон «О ветеранах» обязывает администрацию г.Перми предоставить жилое помещение при любых обстоятельствах суд считает ошибочными, так как в отличии от другой категории граждан при обращении для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветераны ВОВ не подтверждают свое имущественное положение – статус малоимущего.
В связи с тем, что суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований о признании решения об отказе в постановке на учет незаконным, предоставлении жилого помещения, то требования истца о компенсации морального вреда удовлетворению также не подлежат. Оснований для взыскания такой компенсации по иным основаниям, в частности в связи с нарушением порядка рассмотрения обращения истца, суд также не усматривает.
На основании изложенного выше, в удовлетворении исковых требований истцу следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Спиридонову ФИО12 в удовлетворении исковых требований к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми, администрации г.Перми, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г.Перми о признании распоряжения незаконным, предоставлении жилого помещения, взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий – подпись - (Е.И. Гачегова)
Копия верна. Судья: (Е.И. гачегова)