Дело № 2-3233/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июля 2010 года г.Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Палкиной И.А.,
при секретаре Рожковой И.П.,
с участием истца Целищева В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Целищева В.Г. к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г.Перми о признании действий по отказу в выдаче справки не обоснованными и не законным, обязании выдать справку о среднедушевом доходе семьи,
установил:
Целищев В.Г. обратился в суд с иском к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г.Перми с требованием об установлении соответствия отказа в выдаче ему справки о среднедушевом доходе семьи федеральным законам и нормативным правовым актам РФ, произвести перерасчет среднедушевого дохода его семьи на Дата года, подтверждающий право на государственную социальную помощь в виде льготы при поступлении в ВУЗ его сына, на основании федеральных законов, нормативно-правовых актов РФ, на основании перерасчета выдать заключение о наличии права на Дата года в виде льготы при поступлении в ВУЗ его сыном, на основании федеральных законов, нормативно-правовых актов РФ.
В обоснование требований указано, что он является инвалидом ... пожизненно, ввиду травмы позвоночника, ... (инвалид-колясочник). Его сын Целищев Н.В. Дата года рождения, на основании законодательства РФ имеет льготу при поступлении в ВУЗ. Он обратился Дата г. в Отдел по Ленинскому району территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми за справкой о среднедушевом доходе семьи (он - инвалид и сын Дата .р.). Ему произвели расчет, включив в доход 50% скидки на ЖКХ (которые шли в натуральной форме) и ЕДВ (ежемесячная денежная выплата), как инвалиду, включив в него и НСУ (набор социальных услуг, денежный эквивалент), объяснив письмом за подписью начальника Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми г. Н.А.Субботиной, что ЕДВ (ежемесячная денежная выплата) не является государственной социальной помощью и, следовательно, учитывается в доходах его семьи для расчета среднедушевого дохода и сам расчет произведен, согласно постановления Правительства РФ от 20 августа 2003 года N 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина…» так, как сумма среднедушевого дохода семьи, рассчитанная специалистами управления больше прожиточного минимума в Пермском крае, в выдаче справки о нуждаемости в государственной социальной помощи для права зачисления вне конкурса в государственные и муниципальные высшие учебные заведения, отказано, при этом сами расчеты (цифровые показатели по конкретным статьям доходов) не указаны, а лишь итоги в конкретной сумме. Он не согласен с трактовкой положений Законов РФ и Постановления правительства РФ от 20 августа 2003 года №512. г. Н.А.Субботиной и отказом в выдаче справки о среднедушевом доходе семьи, необходимой для оказания государственной социальной помощи по следующим основаниям: при поступлении в ВУЗ в соответствии с пунктом 8 порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год, согласно приказа Минобрнауки России от 26 декабря 2008 г. № 396 «Об утверждении Порядка приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год» (зарегистрирован Минюстом России 21.01.2009, регистрационный номер № 13155) (в ред. приказа № 58 от 24 февраля 2009 г., зарегистрирован Минюстом России 18.03.2009, регистрационный номер №13528), право зачисления вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные и муниципальные высшие учебные заведения принимаются граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, для чего необходимо представить в образовательное учреждение справку о среднедушевом доходе, выдаваемую органом социальной защиты населения по месту жительства для получения данной государственной социальной помощи. На основании п.1 и подпункта «ж» постановления Правительства Российской Федерации от 20.08.03. № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» (далее по тексту - Перечень) при расчете среднедушевого дохода семьи для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями. На уровне федерального законодательства отсутствует четкое определение правовой природы ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) производимой к пенсии, в этой связи не представляется возможным сделать вывод об отнесении денежной выплаты к тому или иному виду выплат. В Перечне ЕДВ не поименована, ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) в совокупном доходе семьи при выдаче справки о нуждаемости в государственной социальной помощи для права зачисления вне конкурса в государственные и муниципальные высшие учебные заведения не учитывается и расчет среднедушевого дохода семьи производится в соответствии с Федеральным Законом «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» от 05.04.2003г. №44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» от 20.08.2003г. № 512 с учетом следующих особенностей: при расчете среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) учитывается сумма доходов, полученная только в денежной форме; суммы ежемесячных денежных выплат, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации не включаются в перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина). Также указал, что государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством РФ в виде денежных выплат и натуральной помощи в доход семьи или одиноко проживающего гражданина не учитывается.
Впоследствии исковые требования были уточнены, просит признать действия (решение) об отказе в выдаче справки Целищеву В. Г. (письмо от Дата Номер) не обоснованным и не законным и обязать Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по г. Перми выдать ему справку о среднедушевом доходе семьи по состоянию на Дата года. Также из уточненного искового заявления следует, он федеральный льготник, ЕДВ положено, как инвалиду 1 группы, взамен натуральных льгот, существовавших ранее до 1 января 2005 года на основании Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Ст.28.1. Ежемесячная денежная выплата инвалидам. Право на ЕДВ дает Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Данное положение прописано в ФЗ от 19.07.1999 № 178-ФЗ « О государственной социальной помощи». Исходя из положений ст. 6 п. 1 Закона РФ «О государственной социальной помощи» в понятие «государственная социальная помощь» входит термин ЕДВ, следовательно, она не должна учитываться в доходах его семьи, согласно перечню 2. Не согласен с включением в доход льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку льгота предоставлялась в натуральной, а не денежной форме в виде перечисления на счета ТСЖ с задержкой выплаты от 3 до 6 месяцев, льгота предоставлена не органами государственной власти РФ, субъекта РФ, а федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Ст. 28.2 Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг подпадает под действие перечня 2, в доход семьи не учитывается. По остальным доходам, учтенным при расчете среднедушевого дохода его семьи претензий нет.
В судебном заседании истец исковые требования в уточненном варианте поддержал в полном объеме, доводы, изложенные в иске и уточненном иске, поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные изложенным в них. Также представил дополнительные пояснения, из которых следует, что с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» система социальной защиты населения в России коренным образом изменилась. Изменения затронули и вопросы разделения полномочий и финансовых обязательств в этой сфере между федеральными и региональными государственными органами исполнительной власти. В результате, система мер социальной защиты населения была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ), размер которой зависит от группы инвалидности. При этом ЕДВ частично компенсирует расходы граждан по оплате отдельных видов услуг, льготы на которые ранее предоставлялись в натуральном виде (абонентская плата за телефон, за радиотрансляционную точку, проезд в городском транспорте), а также расходы по эксплуатации транспортных средств, приобретенных по льготной стоимости через органы социальной защиты населения. Из натуральных льгот, закрепленных федеральными полномочиями, в настоящее время действуют следующие: бесплатное обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР) в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации; 50% скидка в оплате жилья и коммунальных услуг, электроэнергии с учетом нормативов потребления.
Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен, из представленного отзыва следует, что в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», семья, среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей и имеет право на получение социальной поддержки. Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи производится в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи (далее - Перечень) предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от20.08.2003№512. В соответствии с п.п. «д» пункта 1 Перечня при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи в денежной и натуральной форме, в том числе социальные выплаты из бюджетов всех уровней. В соответствии с п.2 Перечня в доходе семьи не учитывается государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи. В соответствии со ст. 28.1. Федерального закона от 24.11.1995 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предусмотрена ежемесячная денежная выплата (далее - ЕДВ), размер которой зависит от группы инвалидности. ЕДВ является мерой социальной поддержки гарантированная государством. ЕДВ не является государственной социальной помощью, следовательно, она учитывается в доход семьи. ЕДВ не учитывается при исчислении среднедушевого дохода только при получении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, что предусмотрено п.7 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122.
На основании п.п. «ж» ст. 1 Перечня в доход семьи учитываются также денежные эквиваленты полученных членам семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, т.е. денежный эквивалент льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. С учетом изложенного, при расчете среднедушевого дохода семьи Целищева В.Г. учтены: базовая часть пенсии по инвалидности, пенсия по инвалидности, ЕДВ инвалидам 3 степени или 1 группы, которую получает Целищев В.Г.; базовая часть пенсии в случае потери кормильца, пенсия в случае потери кормильца, которую получает Целищев Н.В. (сын); субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставленная семье; денежный эквивалент льгот, полученных Целищевым В.Г. при оплате жилья и коммунальных услуг. Полагают, что правовых оснований для выдачи справки о наличии среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума, установленного в Пермском крае на 2 квартал 2009 года и признании семьи Целищева В.Г. малоимущей не имеется. В удовлетворении требований просят отказать.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, материалы личного дела Номер Целищева В.Г., считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
К данному выводу суд приходит на основании следующего.
В соответствии с п. 8 Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 24.02.2009 N 58, от 29.06.2009 N 230) вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные и муниципальные высшие учебные заведения принимаются граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» семья, среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей и имеет право на получение социальной поддержки.
Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи производится в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи (Перечень) предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 г. №512.
В соответствии с п.п. «д» пункта 1 Перечня при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи в денежной и натуральной форме, в том числе социальные выплаты из бюджетов всех уровней - учитываются социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников к которым относятся в частности пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров а также денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями.
В соответствии с п.2 Перечня в доходе семьи не учитывается государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 года № 178-ФЗ государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в ФЗ, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
В силу ст. 7 Федерального закона от Дата года Номер – ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.
Величина прожиточного минимума в Пермском крае устанавливается ежеквартально в соответствии с Законом Пермской области от 30.11.2004 года № 1832-389 «О государственной социальной помощи в Пермской области».
Согласно Распоряжению Правительства Пермского края от 21.04.2009 года № 40-рп «Об установлении величины прожиточного минимума на 2 квартал 2009 года» величина прожиточного минимума в Пермском крае на 2 квартал 2009 года составляет 5407 рублей.
В соответствии со ст.1,2 Закона РФ от 05.04.2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.
Согласно ст.4, 5, 13, 15 вышеуказанного Закона РФ от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (далее - расчетный период). При расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.
В состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы. Среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Доход одиноко проживающего гражданина при решении вопроса о признании его малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период.
В связи с поступающими запросами об учете в доходе семьи (одиноко проживающего гражданина) при определении статуса малоимущего ежемесячной денежной выплаты Министерством социального развития Пермского края издано письмо от 19.03.2007 года № 33-08-385 ОБ УЧЕТЕ ЕДВ В ДОХОДЕ СЕМЬИ (ОДИНОКО ПРОЖИВАЮЩЕГО ГРАЖДАНИНА) ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТАТУСА МАЛОИМУЩЕГО из которого следует, что в соответствии с подпунктом "д" пункта 1 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" (далее - Перечень) при расчете среднедушевого дохода семьи (дохода одиноко проживающего гражданина) для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи (одиноко проживающим гражданином) в денежной и натуральной форме, в том числе социальные выплаты из бюджетов всех уровней. В соответствии с пунктом 2 Перечня в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитывается государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи. Ежемесячная денежная выплата не является государственной социальной помощью. Особое регулирование в части ежемесячной денежной выплаты, когда данная выплата не учитывается при исчислении среднедушевого дохода, предусмотрено только при определении права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (п. 7 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ). В связи с изложенным при определении статуса малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) в доходе семьи (одиноко проживающего гражданина) следует учитывать ежемесячную денежную выплату, которую получают члены семьи или одиноко проживающий гражданин.
Судом установлено, что Целищев В.Г., Дата г.р. является инвалидом 1 группы в виду травмы позвоночника с 2001 г., проживает совместно с сыном – Целищевым Н.В., Дата г.р., являвшимся учеником 11 А класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа Номер» ... ..., в квартире Номер дома Номер по ..., является одиноким родителем, мать Целищева Н.В. – Целищева Е.Г. умерла Дата г.,
Дата г. истец обратился в отдел по ...у территориального управления Министерства социального развития Пермского края по ... с заявлением Номер о присвоении статуса малоимущего, заполнив декларацию о доходах.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются следующими материалами дела: паспортом Целищева В.Г. (лист 5-8 личного дела), паспортом Целищева Н.В. (лист 3-4 личного дела), свидетельством о смерти Целищевой Е.Г. (лист 9 личного дела), справкой об инвалидности (лист 10 личного дела), справкой Номер от Дата г. МОУ «Средняя общеобразовательная школа Номер» Ленинского района г.Перми (лист 12 личного дела), справкой о составе семьи л.д.20, лист 2 личного дела), заявлением Номер л.д.19, лист 1 личного дела).
Как следует из представленных материалов Целищеву В.Г. на его заявление о выдаче справки о наличии среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума и признании его семьи малоимущей ТУ Министерства социального развития Пермского края по г.Перми направило ответ от Дата года Номер об отказе в выдаче справки л.д.6-7). Из содержания данного письма следует, что ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) не является государственной социальной помощью, следовательно, она учитывается в доход семьи. ЕДВ не учитывается при исчислении среднедушевого дохода только при получении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, что предусмотрено п.7 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122. На основании подпункта «ж» ст. 1 Перечня в доход семьи учитываются также денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, т.е. денежный эквивалент льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. С учетом изложенного, при расчете среднедушевого дохода его семьи учтены: базовая часть пенсии по инвалидности, пенсия по инвалидности, ЕДВ инвалидам 3 степени или 1 группы, которую он получает; базовая часть пенсии в случае потери кормильца, пенсия в случае потери кормильца, которую получает его сын; субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставленная его семье; денежный эквивалент льгот, полученных им при оплате жилья и коммунальных услуг. Величина прожиточного минимума в Пермском крае на второй квартал 2009 года составляет 5 407 рублей. Среднедушевой доход его семьи составил 6 386 рублей 40 копеек.
Как следует из письменного отзыва ответчика, среднедушевой доход Целищеву В.Г. рассчитан с учетом:
- базовой части пенсии по инвалидности за апрель - июнь 2009 года - 11700 руб. (3900+3900+3900).
- ЕДВ инвалидам 3 степени или 1 группы за апрель - июнь 2009 года - 6486 руб. (2076+2162+86+2162).
-пенсии по инвалидности за апрель - июнь 2009 года - 10894,83 руб.
(3631,61+3631,61+3631,61). Итого: 29080 руб. 83 коп.
- базовой части пенсии в случае потери кормильца, которую получает Целищев Н.В. за апрель - июнь 2009 года - 2925 руб. (975+975+975).
- пенсии в случае потери кормильца, которую получает Целищев Н.В. за апрель - июнь 2009 года-4465 руб. 59 коп. (1488,53+1488,53+1488,53). Итого: 7390 руб. 59 коп.
- субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг за апрель - май 2009 года -570 руб. 64 коп. С июня 2009 года субсидия не предоставляется.
- ЖКУ за апрель - июнь 2009 года - 1276 руб. 31 коп.(349,82х3 мес.+80,80х2 мес.+65,25)
- совокупного дохода за апрель - июнь 2009 года, который составил 38318 руб. 37 коп. (29080,83+7390,59+570,64+1276,31):3 мес.:2 чел.=6386,40 (среднедушевой доход).
Оснований не доверять представленным расчетам с указанием выплаченных сумм у суда не имеется, спор по ним отсутствует. Получение денежных средств именно в указанном размере истцом подтверждается материалами гражданского дела, личного дела Целищева В.Г. л.д.21 – справка Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по ... от Дата г. о полученных Целищевым Н.В. за период с Дата г. по Дата г. доходах;л.д.22, лист 14 личного дела – справка Отдела по ...у территориального управления Министерства социального развития Пермского края по ... о размере полученной Целищевым В.Г. в апреле, мае 2009 г. субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг;л.д.23, лист 15 личного дела - справка Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по ... от Дата г. о полученных Целищевым В.Г. за период с Дата г. по Дата г. доходах;л.д.24, лист 16 личного дела – квитанции об оплате за коммунальные услуги,л.д.25-26, лист 17 личного дела - квитанции об оплате за электроэнергию).
В соответствии с письмом от 19.03.2007 года № 33-08-388 Министерства социального развития Пермского края «О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЕДИНОВРЕМЕННОЙ ДЕНЕЖНОЙ ВЫПЛАТЫ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ МАЛОИМУЩИХ ГРАЖДАН» изданным в связи с обращениями и вопросами специалистов территориальных управлений Министерства социального развития края (далее - управления Министерства) по порядку исполнения Постановления Правительства Пермского края от 09.02.2007 N 8-п "О единовременной денежной выплате отдельным категориям малоимущих граждан, проживающих на территории Пермского края" (далее - Постановление Правительства N 8-п) фактически предоставляемая на основании главы 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и статьи 6 Закона Пермской области от 30.11.2004 N 1832-389 "О государственной социальной помощи в Пермской области" государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг (соц. пакет) в доходе не учитывается. В случае отказа от социальной услуги гражданин получает ЕДВ в полном объеме, а ЕДВ как иная социальная выплата, установленная органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, учитывается в доходе. Предоставленная субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг включается в доход семьи либо как иная социальная выплата, либо как денежный эквивалент социальной гарантии.
Исходя из анализа приведенных выше норм права, а также с учетом установленных судом обстоятельств, следует, что ежемесячная денежная выплата не является государственной социальной помощью, следовательно, подлежит включению в размер доходов при расчете среднедушевого дохода семьи, ЕДВ согласно п.7 ст.154 З от 22.08.2004 Г. № 122 не учитывается при исчислении среднедушевого дохода только при получении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. В данном случае истец обратился с заявлением о присвоении статуса малоимущего с целью реализации в соответствии с п. 8 Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 24.02.2009 N 58, от 29.06.2009 N 230) права на зачисление его сына вне конкурса в государственные и муниципальные высшие учебные заведения.
Таким образом, ответчик обоснованно при расчете среднедушевого дохода истца за период с апреля по июнь 2009 г. включил ЕДВ в сумму доходов семьи Целищева В.Г.
Согласно п.п. «ж» пункта 1 Перечня при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи в денежной и натуральной форме, в том числе денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями. Таким образом, в доход пенсионера включается денежный эквивалент бесплатно предоставляемых ему в учреждении социальных услуг, в данном случае денежный эквивалент льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Указание истца на получение данной льготы в 2009 г. в натуральном, а не в денежном эквиваленте является несостоятельной в силу прямого указания в п.п. «ж» п.1 Перечня на необходимость учета данной льготы как в денежной, так и в натуральной форме, при расчете среднедушевого дохода семьи.
Ссылка истца на п.2 Перечня, согласно которому в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитывается государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством РФ о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи является неубедительной, при этом, под законодательством РФ о государственной социальной помощи имеется в виду Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 25.12.2009) "О государственной социальной помощи", согласно ст. 6.1. которой инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии со ст.6.2 ФЗ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:
1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;
2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Статей 28.2. Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 24.07.2009) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного, следует, что полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг переданы органам государственной власти субъектов РФ, следовательно, ссылка истца на то, что денежный эквивалент льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг согласно п.2 Перечня не должен включаться в доход семьи в связи с тем, что данная льгота предоставлена ему в качестве государственной социальной помощи, оказываемой в соответствии с законодательством РФ, является несостоятельной.
Таким образом, анализируя изложенное выше суд приходит к выводу о том, что доводы истца о необоснованном включении ответчиком в доход семьи истца ЕДВ и льготы в натуральной форме по оплате жилого помещения и коммунальных услуг основаны на ошибочном толковании норм права и не могут быть признаны обоснованными.
Согласно ст. 7 ФЗ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Следовательно, для получения государственной социальной помощи гражданин по независящим от него причинам должен иметь среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Таким образом, судом установлено, что размер среднедушевого дохода истца исчислен ответчиком в соответствии с действующим законодательством, составляет 6 386 руб. 40 коп., что превышает установленную величину прожиточного минимума в Пермском крае на второй квартал 2009 г. в размере 5 407 руб., следовательно, оснований для возложения на ответчика обязанности выдать истцу справку о среднедушевом доходе семьи по состоянию на 1 июля 2009 года, позволяющем отнести семью истца к числу малоимущих семей, не имеется.
Требования истца о признании действий ответчика об отказе в выдаче справки необоснованным и незаконным удовлетворению также не подлежат, поскольку правовых оснований для выдачи справки о наличии среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума, установленного в Пермском крае на второй квартал 2009 года и признании семьи Целищева В.Г. малоимущей у ответчика не имелось. Суд не находит оснований для удовлетворения иска, в связи с чем в удовлетворении исковых требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Целищева В.Г. к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г.Перми о признании действий об отказе в выдаче справки не обоснованным и не законным, обязании выдать справку о среднедушевом доходе семьи по состоянию на 1 июля 2009 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: подпись
Копия верна. Судья - (И.А.Палкина)