Дело № 2-3967/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июля 2010 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,
при секретаре Ковалевой Н.В.,
с участием прокурора Ченцовой Ю.П.,
представителя ответчика – Катаевой Ю.Г., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми исковое заявление прокурора г.Губахи в интересах Найденовой АН к Министерству финансов Пермского края, третьи лица – администрация Губахинского муниципального района, Правительство Пермского края о возложении обязанности оплатить расходы на приобретение жилого помещения,
установил:
Прокурор г.Губахи обратился в суд в интересах Найденовой А.Н. с иском к Министерству финансов Пермского края с требованием о возложении на Министерство финансов Пермского края обязанности произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Найденовой А.Н., исходя из рыночной стоимости жилых помещений по месту приобретения.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что на основании решения Губахинского городского суда от Дата обезличена года администрация Губахинского городского поселения обязана за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, предоставить Найденовой А.Н. вне очереди благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления общей площади на состав семьи из 1 человека по договору социального найма в г.Губахе Пермского края. До настоящего времени решение суда администрацией Губахинского муниципального района неисполнено, поскольку средства для приобретения жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Найденовой А.Н. из Министерства финансов Пермского края в администрацию Губахинского муниципального района не поступали. Прокурор считает, что в силу ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 132 Конституции РФ, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Положения о Министерстве финансов Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края, Министерство финансов Пермского края не исполнило возложенные на него обязанности, что не позволяет исполнить судебный акт л.д. 2-4).
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал, просил их удовлетворить в соответствии с доводами, изложенными в исковом заявлении.
Найденова А.Н. в судебное заседание не явилась, своего представителя не направила, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, об отложении дела, о рассмотрении дела в свое отсутствие, отсутствие своего представителя суд не просила, о причинах неявки суд не известила, свое мнение относительно заявленных исковых требований суду не представила.
Судом самостоятельно в порядке ст. 43 ГПК РФ для участия в деле привлечены Правительство Пермского края, администрация Губахинского муниципального района, которые о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии с письменными возражениями, ранее представленными Правительством Пермского края, последнее с заявленными исковыми требованиями не согласно, считает, что определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ – исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, передал органам местного самоуправления, которые должны самостоятельно осуществлять переданные им полномочия в соответствии с действующим законодательством. Ежегодно бюджет Пермского края предусматривает денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках финансирования из федерального бюджета. Поступление указанных денежных средств ожидается в 2010 году л.д. 22-23).
Представитель ответчика с заявленными исковыми требованиями не согласилась, считает, что Министерство финансов Пермского края является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку в соответствии с Положением о Министерстве финансов Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края, распределением денежных средств на очередное финансовый год в пределах своих полномочий осуществляет Министерство социального развития Пермского края, поскольку данное Министерство ведет учет лиц, указанной выше категории. В свою очередь, главным распорядителем денежных средств при приобретении жилья, его строительстве является Министерство ЖКХ Пермского края. Относительно полномочий Министерства финансов Пермского края пояснила, что Министерство финансов Пермского края только формирует бюджет, вопросами по предоставлению жилья не занимается. Одновременно с этим представитель ответчика считает, что прокурором не представлены доказательства бездействия Министерства финансов Пермского края при исполнении решения суда (протокол судебного заседания от Дата обезличена г.).
Суд считает возможным рассмотреть исковые требования прокурора г.Губахи в отсутствии неявившихся лиц, их представителей, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, исследовав представленные суду доказательства, суд считает, что прокурору г.Губахи в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям.
Из материалов настоящего гражданского дела, а также представленных прокурором г.Губахи доказательств следует, что в соответствии с решением Губахинского городского суда от Дата обезличена г. по иску прокурора г.Губахи в интересах Найденовой А.Н. к администрации Губахинского городского поселения на администрацию Губахинского городского поселения за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, возложена обязанность предоставить Найденовой А.Н. благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления общей площади по договору социального найма на территории Губахинского городского поселения на семью из 1 человека вне очереди, на Правительство Пермского края возложена обязанность выделить из бюджета Пермского края денежные средства, предусмотренные для обеспечения жильем детей-сирот, администрации Губахинского муниципального района на приобретение благоустроенного жилого помещения Найденовой А.Н. на семью из 1 человека. Данное решение суда вступило в законную силу Дата обезличена г., преюдициального значения для ответчика не имеет, так как Министерство финансов Пермского края к участию в деле привлечено не было л.д. 5-8).
В соответствии с информацией, представленной Финансовым управлением Губахинского муниципального района от Дата обезличена г. в 2010 году из бюджета Пермского края денежные средства по решению суда на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности Найденовой А.Н. не поступали л.д. 9).
Какие-либо иные доказательства в обоснование заявленных требований прокурором г.Губахи суду представлены не были, как не были представлены суду по его письменному запросу сведения об исполнении решения суда в принудительном порядке, документы, подтверждающие факт обращения гражданина о защите нарушенных или оспариваемых прав в соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ л.д.1, 10, 13).
В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» #G0дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года #M12293 2 901702333 78 4294967262 1794721357 373612244 3233935672 79 2038873560 16349608 #S#S).
На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края.
Исходя из положений статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, приведенных выше, и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области. Размеры выплат, установленных настоящим Законом, индексируются ежегодно в соответствии с законом о бюджете Пермской области на очередной финансовый год.
В соответствии с положениями статьи пунктами 1, 8, 14 статьи 17 Закона Пермского края от 07.09.2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Правительство Пермского края, являющееся постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляющее руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края, осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает исполнение бюджета Пермского края, контроль исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством и подготовку отчета о его исполнении для представления в Законодательное Собрание Пермского края; осуществляет иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Пермского края, законами Пермского края, законами Пермской области и законами Коми-Пермяцкого автономного округа к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пунктам 1.1. и 1.6. Положения о Министерстве финансов Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 г. № 8-п, Министерство финансов Пермского края является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансов и бюджетного процесса в Пермском крае; выступает в суде в защиту государственных интересов: по средствам областного и краевого бюджета, казны Пермской области и Пермского края. Одной из задач данного Министерства является, в силу п. 2.2. названного Положения, организация работы по составлению и составление проекта бюджета Пермского края на очередной финансовый год и плановый период, в том числе управленческого бюджета, и представление его с необходимыми документами и материалами в Правительство Пермского края.
Пунктами 2-8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-П, определено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.
Таким образом, расходы на предоставление истцам жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации, которые Министерством финансов Пермского края должны быть предусмотрены в соответствующем бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края.
Доводы прокурора о том, что ответчик обязан оплатить расходы на приобретение жилья, суд читает несостоятельными, как не основанными на законе, поскольку суд пришел к выводу о том, что в полномочия Министерства финансов Пермского края входит планирование бюджета, а не его исполнение.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно ч.2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Таким образом, ссылаясь на определенные обстоятельства по делу, прокурор обязан представить суду доказательства.
При рассмотрении настоящего гражданского дела суду какие-либо доказательства, помимо тех, которые имеются в материалах гражданского дела, представлены не были. В связи с чем, суд при вынесении решения исходит из представленных суду доказательств.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно требований, которые заявлены прокурором г.Губахи, последний просит обязать ответчика произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Найденовой А.Н. При этом какие-либо доказательства того, что данные расходы были понесены, прокурором не представлено, как не изложены основания, в соответствии с которыми расходы на приобретения жилья должны быть оплачены ответчиком исходя из рыночной стоимости такого жилья по месту приобретения без указания конкретного жилого помещения.
Суд считает, что требования прокурора фактически направлены на исполнение решения суда, однако какие-либо доказательства того, что данное решение суда не исполняется, не исполняется по вине ответчика у суда отсутствуют.
Суд также считает, что органы местного самоуправления – администрация Губахинского муниципального района – вправе были исполнить решение суда, обратившись впоследствии с исковыми требованиями в суд за возмещением понесенных расходов.
Кроме того, исходя из оснований и предмета иска, суд считает, что требования прокурора направлены не столько на защиту прав Найденовой А.Н., сколько заявлены в интересах администрации муниципального образования, которое не лишено возможности самостоятельно защищать свои права.
Не противоречит такая позиция суда и п. 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-П, согласно которого средства, полученные на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся с исками в суд.
Суд считает, что права Найденовой А.Н. не нарушены, защищены решением Губахинского городского суда от Дата обезличена г., согласно которого органы исполнительной власти обязаны предоставить Найденовой А.Н. жилое помещение. Выплата денежных средств Найденовой А.Н. для последующего приобретения ею жилого помещения законом не предусмотрена.
Согласно ст. 3 ГПК РФ лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Поскольку права Найденовой А.Н. не нарушены, то оснований для обращения в суд у прокурора г.Губахи не имелось.
В соответствии со ст. 185 БК РФ Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации муниципальных образований вносят на рассмотрение законодательного (представительного) органа соответственно проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в сроки, установленные настоящим Кодексом, проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) и проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда в сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации, но не позднее 15 октября текущего года, проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.
Согласно ч.1 ст. 37 Закона Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» губернатор Пермского края (Правительство Пермского края) не позднее 1 сентября текущего года вносит в Законодательное Собрание Пермского края проект закона о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период.
Анализируя содержание вышеуказанных правовых норм, а также исходя их позиции прокурора г.Губахи, суд полагает, что решение вопросов об утверждении бюджета субъекта РФ – Пермского края - находится в ведении соответствующих органов исполнительной и представительной власти и не входит в компетенцию судебных органов, суд не вправе вмешиваться в бюджетный процесс; сам бюджет планируется на основании смет и прогнозов, сведения о которых предоставляются главными распорядителями денежных средств.
Доказательства того, что расходы на приобретения жилья для Найденовой А.Н., запланированы с текущем финансовом году прокурором г.Губахи суду не представлено.
Судом установлено, сторонами не оспаривается, что решение суда, в соответствии с которым Найденовой А.Н. должно быть предоставлено жилое помещение за счет денежных средств, выделенных Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края Министерством финансов Пермского края, вступило в законную силу только Дата обезличена г., то есть за пределами указанного выше срока. Данное обстоятельство, по мнению суда, также является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
При изложенных выше обстоятельствах, суд не находит оснований для возложения на Министерство финансов Пермского края обязанности оплатить расходы на приобретение жилого помещения.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Прокурору г.Губахи в удовлетворении исковых требований в интересах Найденовой АН к Министерству финансов Пермского края, третьи лица – администрация Губахинского муниципального района, Правительство Пермского края о возложении обязанности оплатить расходы на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях его предоставления Найденовой АН, исходя из рыночной стоимости жилых помещений по месту приобретения - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий – (Е.И. Гачегова)