Дело № 2-Номер обезличен10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата обезличена 2010 года Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Рубан О.Н.,
при секретаре Кобелевой И.В.,
с участием представителя заявителя Кадыровой М.В., действующей на основании доверенности л.д. 25),
представителя Департамента земельных отношений администрации ... Митрофановой Ю.С., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Б.И.Ш. о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений Администрации ..., возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Б.И.Ш. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений Администрации ... от Дата обезличена г. в предоставлении ему в собственность земельного участка по адресу: г. Пермь .... В обоснование заявленных требований Б.И.Ш. указал, что является собственником незавершенного строительством жилого дома, расположенного по адресу: г. Пермь .... Департамент земельных отношений администрации ... Дата обезличена г. принял решение об отказе в предоставлении в собственность заявителя по выкупной цене земельного участка, на котором расположен незавершенный строительством дом. При этом департамент земельных отношений администрации ... предложил Б.И.Ш. приобрести данный земельный участок по рыночной стоимости, так как на нем расположен объект незавершенного строительства. Вместе с тем, заявитель считает, что является собственником объекта недвижимости, являющегося объектом гражданского оборота, поэтому на основании ч. 1 ст. 36 ЗК РФ просит признать ответ Департамента земельных отношений администрации ... от Дата обезличена г. незаконным л.д. 3 - 4).
В судебное заседание Б.И.Ш. не явился, извещен надлежащим образом л.д. 30, 31), просит рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил письменное заявление.
Представитель Б.И.Ш. в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении, поддержал, просил удовлетворить требования в полном объеме, указывая, что земельный участок должен быть предоставлен в собственность заявителя по выкупной цене.
Представитель Департамента земельных отношений Администрации ... в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявления Б.И.Ш., поддержав доводы письменного отзыва, из которого видно следующее. Право на приобретение земельных участков в порядке, установленном ч. 1 ст. 36 ЗК РФ, имеют только собственники зданий, строений, сооружений. Ссылаясь на ч. 1 ст. 130 ГК РФ, п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ представитель заинтересованного лица указывает, что объекты незавершенного строительства являются самостоятельными объектами недвижимости, не входящими в понятие здания, строения, сооружения. Согласно п. 6.4. ст. 6 решения Пермской городской Думы от 28.10.2008 г. № 315 «Об утверждении положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми», под объекты незавершенного строительства земельные участки предоставляются в собственность по рыночной оценке. Таким образом, земельные участки, на которых расположены объекты незавершенного строительства, могут быть предоставлены в собственность граждан только по рыночной оценке. Кроме того, представитель департамента земельных отношений администрации ... просит оставить заявление Б.И.Ш. без рассмотрения в связи с наличием спора о праве.
Суд, выслушав доводы представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
На основании ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
В силу ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
В судебном заседании установлены следующие фактические обстоятельства дела.
Постановлением главы г. Перми от Дата обезличена г. Номер обезличен Г.Т.В. в аренду на 15 лет предоставлен земельный участок площадью Номер обезличен кв.м. под строительство индивидуального жилого дома по ... в жилом районе ФИО6 района за счет городских земель л.д. 15).
Дата обезличена г. между администрацией ... (арендодатель) и Г.Т.В. (арендатор) заключен договор Номер обезличен аренды земельного участка, расположенного по адресу: ..., ..., ..., сроком на 15 лет л.д. 16-18).
Дата обезличена г. между Г.Т.В. (цедент) и Б.И.Ш. (цессионарий) заключен договор уступки права аренды земельного участка по адресу: г. Пермь, ..., ... л.д. 19).
Согласно кадастровому плану земельный участок, расположенный по адресу: г. Пермь ..., имеет кадастровый номер:Номер обезличен, его площадь под строительство индивидуального жилого дома составляет Номер обезличен кв.м. л.д. 20 – 24).
Б.И.Ш. является собственником незавершенного строительством жилого дома (лит. А), площадью Номер обезличен кв.м., расположенного по адресу: г. Пермь, ..., ... (свидетельство о праве собственности –л.д. 14).
Письмом от Дата обезличена г. Департамент земельных отношений Администрации ... отказал Б.И.Ш. в предоставлении в собственность по выкупной цене земельного участка по адресу: г. Пермь .... Свой отказ Департамент мотивировал ст. 36 ЗК РФ, ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, указав, что заявителю принадлежит объект незавершенного строительства, поэтому земельный участок может быть предоставлен в его собственность по рыночной цене л.д. 12 – 13).
Указанный отказ суд считает незаконным, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ заявитель, являясь собственником домовладения, вправе требовать предоставления в его собственность за плату земельного участка, на котором оно расположено.
Право собственности на недвижимое имущество (объект незавершенного строительства) зарегистрировано за заявителем в установленном порядке.
Согласно ст. 2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» № от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ, Ддо 1 января 2010 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти - до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Требования Департамента о выкупе земельного участка по рыночной стоимости не основаны на законе. Являясь собственником объекта незавершенного строительства, т.е. объекта недвижимого имущества (ст. 130 ГК РФ), Б.И.Ш. имеет право на получение расположенного под ними земельного участка в собственность по выкупной стоимости. Положения ч. 1 ст. 36 ЗК РФ распространяются в частности на лиц, которым земельный участок был предоставлен в аренду с целью строительства объекта недвижимого имущества. Данные лица могут реализовать свое право на приобретение земельного участка в собственность с момента государственной регистрации права собственности на возведенный объект недвижимого имущества.
Принимая решение об удовлетворении требований заявителя, суд учитывает, что действующим законодательством не установлен запрет на предоставление земельных участков, на которых зарегистрирован в установленном порядке незавершенный строительством жилой дом, по выкупной цене в собственность граждан.
Суд признает несостоятельной ссылку представителя Департамента земельных отношений администрации ... на п. 6.4. ст. 6 решения Пермской городской Думы от 28.10.2008 г. № 315 «Об утверждении положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми», в соответствии с которым под объекты незавершенного строительства земельные участки предоставляются в собственность по рыночной оценке.
Указанное Положение определяет единые на территории города Перми условия предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством, а также под существующие объекты капитального строительства и объекты, связанные с их обслуживанием (п. 1.2.).
Соответственно, требования данного пункта Положения распространяются на случаи предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством, и не действуют в случаях предоставления земельных участков, расположенных под объектами незавершенного строительства, их собственникам.
Б.И.Ш. является собственником объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: г. Пермь ..., что сторонами не оспаривается. Суд считает, что данная постройка, расположенная на спорном земельном участке, относятся к категории строений, сооружений, поэтому в силу ч. 1 ст. 36 ЗК РФ, заявитель имеет право на получение в собственность данного земельного участка по выкупной цене.
В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Поскольку заявление Б.И.Ш. является обоснованным, суд считает необходимым возложить на Департамент земельных отношений Администрации ... обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении по выкупной цене в собственность Б.И.Ш. земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь ....
При этом суд не усматривает оснований для оставления заявления Б.И.Ш. без рассмотрения на основании ст. 263 ГПК РФ. Между сторонами имеется разногласие о том, по какой цене заявитель вправе получить в собственность земельный участок, находящийся в муниципальной собственности. Спор о праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Пермь ..., между заявителем и Департаментом земельных отношений администрации ... отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений Администрации ... от Дата обезличена г. в предоставлении в собственность Б.И.Ш. земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь ....
Обязать Департамент земельных отношений Администрации ... рассмотреть вопрос о предоставлении по выкупной цене в собственность Б.И.Ш. земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь ....
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: /подпись/ (О.Н. Рубан)
Копия верна. Судья - (О.Н. Рубан)