Дело № 2-3166/2010РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
25 августа 2010 года, город Пермь,
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Егорова Д.С.,
при секретаре Лотоцкой М.Ю., с участием:
представителей ответчика ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю – Гончарука К.О. и Шелухина А.С., на основании доверенностей от 05.04.2010 г. и от 11.06.2010 г.,
представителя ответчика ГУ «27 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» - Смирновой О.В., на основании доверенности от 25.08.2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карасова В.М. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю и Государственному учреждению «27 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю», о взыскании единовременного пособия, компенсации морального вреда,
У с т а н о в и л:
Карасов В.М. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю, о взыскании недоплаченной суммы денежного пособия причитающегося в связи с увольнением со службы, в размере СУММА руб., компенсации морального вреда в размере СУММА руб.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что приказом Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю от 27.08.2009 г. № 131, в связи с достижением предельного возраста был уволен на пенсию из органов государственной противопожарной службы, этим же приказом, ему было постановлено выплатить единовременное пособие при увольнении в размере 10-ти месячных окладов денежного содержания. Вместе с тем, истец считает, что ответчиком неверно определен период выслуги лет для исчисления размера пособия – 13 лет 01 месяц 01 день, поскольку непосредственно до поступления на Государственную противопожарную службу, он с 29.05.1980 г. являлся работником Государственной противопожарной службы, замещал должности которые, в последствии, стали аттестованными, и, в силу положений действующего законодательства, непрерывный стаж работы на данных должностях подлежал зачету в непрерывный стаж службы, в т.ч. в выслугу лет при определении размера выходного пособия, который должен был составлять 20-ть месячных окладов денежного содержания, исходя из выслуги лет – 29 лет 03 мес. 02 дня. В связи с неверным определением размера пособия, сопутствующими материальными трудностями и необходимостью защиты своих прав в судебном порядке, он испытывал нравственные переживания, имело место ухудшение здоровья, что является основанием для взыскания с ответчика компенсации морального вреда.
Определением Ленинского районного суда г. Перми от 24.05.2010 г. л.д.85/, к участию в рассмотрении дела в качестве соответчика привлечено Государственное учреждение «27 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю».
В судебное заседание истец не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствии.
С учетом мнения представителей ответчиков, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося истца.
Представитель ответчика Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю - Гончарук К.О. с иском не согласен, пояснил, что период работы истца в Государственной противопожарной службе, предшествующий поступлению на службу, в соответствии со ст. 7 федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», подлежит зачету в выслугу лет истца только для расчета размера процентной надбавки за выслугу лет, а также, для назначения пенсии, в выслугу лет для расчета размера пособия при увольнении, данный период зачету не подлежит, поскольку это не предусмотрено п.п. «б» п. 17 Порядка исчисления выслуги лет, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941. В соответствии с названными положениями закона, в выслугу лет для расчета пособия входят только периоды военной службы, службы в органах внутренних дел, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и период Государственной противопожарной службы. Поскольку все должности, которые замещал истец до поступления на Государственную противопожарную службу, являлись не аттестованными, выслуга лет в Государственной противопожарной службе подлежит исчислению с момента поступления на службу – 01.06.1996 г., и составляет полных 13 лет, что дает истцу право на получение пособия из расчета 10-ть месячных окладов денежного содержания. Расчет и выплата пособия при увольнении, в силу особенностей оформления отношений связанных с прохождением службы начальниками пожарных частей, в т.ч., истца, осуществляется Главным управлением (ответчиком) посредством бухгалтерий пожарных частей, поэтому, в случае удовлетворения исковых требований, доначисление и выплата пособия будет осуществляться непосредственно Главным управлением.
Представитель ответчика Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю - Шелухин А.С., с иском не согласен, доводы Гончарука К.О. поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что указание в ст. 7 федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» на включение в выслугу лет периодов работы в Государственной противопожарной службе, имеет узкий характер, т.е. для расчета надбавки за выслугу лет, назначения пенсии, а также при установлении льгот. Пособие при увольнении нельзя относить к льготам, поскольку по своей юридической природе такая выплата не имеет льготного характера, является одной из мер социальной помощи.
Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю представлены письменные возражения относительно иска л.д.79-82/, аналогичного содержания.
Представитель ответчика Государственного учреждения «27 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» - Смирнова О.В. с иском не согласна, доводы Гончарук К.О. и Шелухина А.С. поддержала в полном объеме.
Государственным учреждением «27 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» представлены письменные возражения относительно иска л.д.105-107/, аналогичные по содержания возражениям Главного управления.
С учетом мнения представителей ответчиков, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося истца.
Заслушав объяснения представителей ответчика, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в части, по следующим основаниям
В соответствии со ст. 1, ст. 9 закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», лицам рядового и начальствующего состава, проходивших службу в Государственной противопожарной службе, уволенным со службы, пенсионерам-инвалидам из числа этих лиц и членам семей умерших пенсионеров выплачиваются пособия в порядке и размерах, определяемых законодательством Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации.
Согласно абз. 1 и абз. 2 п.п. «б» п. 17 Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941), постановлено выплачивать при увольнении со службы единовременное пособие лицам рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, уволенным с со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, в размерах: при выслуге менее 10 календарных лет – пяти месячных окладов, при выслуге от 10 до 14 календарных лет включительно – 10 месячных окладов, при выслуге от 15 до 20 календарных лет включительно – 15 месячных окладов и при выслуге свыше 20 лет – 20 месячных окладов денежного содержания (абз. 1 п.п. «б» п. 17).
Единовременное пособие увольняемым со службы лицам рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, выплачивается за полные годы выслуги, без округления их в сторону увеличения. В выслугу лет для выплаты единовременного пособия при увольнении со службы зачитываются в календарном исчислении периоды военной службы и службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, указанные в пункте 1 настоящего постановления (абз. 2 п.п. «б» п. 17).
В соответствии с ч. 1, ч. 11 ст. 7 федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее сотрудники); военнослужащих федеральной противопожарной службы; лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее – работники) (ч. 1 ст. 7).
Работникам Государственной противопожарной службы, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками и военнослужащими Государственной противопожарной службы, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот, назначения пенсий, зачитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации). Указанное правило распространяется на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), в том числе и до вступления в силу настоящего федерального закона (ч. 11 ст.7).
Как установлено в судебном заседании, в период времени с 01.06.1996 г. по 01.09.2009 г. (более 13 календарных лет) Карасов В.М. проходил Государственную противопожарную службу на различных должностях л.д.10/.
Приказом главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю от 27.08.2009 г. № 131-НС л.д.11/, истец был уволен с должности начальника 67 пожарной части ГУ «27 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю», с 01.09.2009 г. по основаниям, предусмотренным п. «б» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации – по достижении предельного возраста состояния на службе. Тем же приказом, было постановлено выплатить в пользу истца единовременное пособие при увольнении в размере 10 (десяти) месячных окладов денежного содержания, из расчета 13 календарных лет выслуги.
Единовременное пособие при увольнении в размере СУММА руб. (10 месячных окладов денежного содержания) было выплачено в пользу истца 10.09.2009 г., что подтверждается расчетной ведомостью л.д.21/ и признается сторонами.
До поступления на Государственную противопожарную службу, в период времени с 29.05.1980 г. по 30.06.1996 г. (более 16 календарных лет), Карасов В.М. являлся работником Государственной противопожарной службы л.д.10/, при этом непосредственно до поступления на Государственную противопожарную службу замещал должность начальника 126 пожарной части Государственной противопожарной службы УВД Пермской области по охране АО «Привод», подчиненной 45 пожарной части, на службу поступил в той же должности.
Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, с учетом положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что при исчислении выслуги лет для расчета единовременного пособия при увольнении, ответчиком допущено неправильное применение норм материального права, поскольку при поступлении на Государственную противопожарную службу истец являлся работником Государственной противопожарной службы, замещал должность, в которой начал прохождение службы, что в силу положений ч. 11 ст. 7 федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», давало ему право на зачет непосредственно предшествующего поступлению на службу периода работы в системе Государственной противопожарной службы, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот, назначения пенсий. При таких обстоятельствах, в соответствии с абз. 1 п.п. «б» п. 17 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941, при увольнении со службы по возрасту, размер единовременного пособия подлежащего выплате истцу следовало определять исходя из выслуги свыше 20 календарных лет (13 + 16), т.е. в размере 20-ти месячных окладов денежного содержания.
Доводы представителей ответчика о том, что положения ч. 11 ст. 7 федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к спорным правоотношениям применению не подлежат, т.к. единовременное пособие не является какой либо льготой для сотрудников Государственной противопожарной службы, суд во внимание не принимает, поскольку, регулируя отношения в сфере прохождения и прекращения Государственной противопожарной службы, законодатель установил общий размер единовременного пособия (при выслуге менее 10 календарных лет) – пять месячных окладов, и специальные размеры пособия для лиц, чья выслуга лет составляет 10 и более лет, т.е. отнес данных лиц к категориям сотрудников, которым причитается единовременное пособие в большем (льготном) размере, в зависимости от стажа службы. К такому выводу суд приходит, также давая толкование названной правовой нормы в системе с положениями закона об установлении размера процентной надбавки за выслугу лет (по тексту закона «…. при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот…»), размер которой, как и размер пособия при увольнении, поставлен в зависимость от стажа службы, и увеличивается в зависимости от его периода, т.е. является льготным для лиц, чей период службы более длительный.
Доводы представителей ответчика относительно того, что в соответствии с абз. 2 п.п. «б» п. 17 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941, не предусмотрено включение в выслугу лет для расчета единовременного пособия при увольнении периода работы в системе Государственной противопожарной службы предшествующего поступлению на службу, включению в такую выслугу лет подлежат только периоды военной службы и службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, суд не принимает во внимание, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права. К такому выводу суд приходит исходя из того, что абз. 2 п.п. «б» п. 17 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941, устанавливая категорию «выслуга лет для выплаты пособия», и определяя ее как периоды военной службы и службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, оговоренные в п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941, имеет отсылочное положение, согласно которому, в выслугу лет для исчисления единовременного пособия при увольнении подлежат зачету все периоды службы и времени работы, указанные в п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941, в т.ч. время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в системе Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охране Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных службах Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы министерства внутренних дел Российской Федерации (абз. 18 п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941).
Суд считает, что при определении размера единовременного пособия при увольнении со службы, положения п. 17 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 и положения ч. 11 ст. 7 федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», следует применять в системе, осуществляя расчет периода выслуги лет для назначения пособия, с зачетом в непрерывный стаж службы периода работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, Приказ главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю от 27.08.2009 г. № 131-НС, в части установления Карасову В.М. выслуги лет для выплаты единовременного пособия при увольнении со службы, а также, в части установления размера пособия в 10-ть месячных окладов денежного содержания, нельзя признать законным и обоснованным, исковые требования Карасова В.М. о взыскании суммы недоначисленного и невыплаченного пособия при увольнении со службы, подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, а также того, что размер и порядок расчета заявленной суммы пособия ответчиками и их представителями не оспаривается, суд считает возможным взыскать в пользу истца сумму недоначисленного и невыплаченного единовременного пособия при увольнении с Государственной противопожарной службы, в размере 71810 руб. (10 окладов).
Взыскание суммы пособия следует осуществить с главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю, поскольку, как следует из объяснений представителей ответчиков, с учетом особенностей оформления прохождения службы истца в должности начальника ГУ «27 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю», расчет пособия при увольнении и его выплату осуществляло главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю.
Суд считает, что виновными действиями главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю, выступающего в отношениях с истцом в качестве представителя нанимателя и допустившего нарушение прав истца при расчете и выплате выходного пособия, Карасову В.М. был причинен моральный вред, выразившийся в переживаниях по поводу необоснованного занижения суммы выходного пособия и сопутствующих материальных трудностей, необходимости защищать свои права в суде, размер компенсации морального вреда суд определяет в СУММА руб., при этом, учитываются обстоятельства причинения вреда, степень вины ответчика, требования разумности и справедливости.
В оставшейся части иска о компенсации морального вреда, в т.ч., возмещения морального вреда в связи с причинением вреда здоровью, следует отказать, поскольку истцом не представлено доказательств, безусловно подтверждающих наличие прямой причинно следственной связи между установленными судом фактами нарушения его прав со стороны ответчика, и заболеваниями зафиксированными в медицинских документах имеющих даты составления после даты увольнения - 01.09.2009 г. л.д.15-17/, в т.ч., доказательств того, что такие заболевания возникли в результате виновных действий ответчика. О назначении по делу судебно-медицинской экспертизы для установления названных обстоятельств, истец не ходатайствовал (ст. ст. 56, 57 ГПК РФ).
Руководствуясь ст., ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30.08.2010 г.
Председательствующий