Дело № 2-Номер обезличен/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата обезличена 2010 года Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Рубан О.Н.,
при секретаре Кобелевой И.В.,
с участием представителя заявителей Шиловой В.С., действующей на основании доверенностей л.д. 5, 6),
представителя Департамента ФИО8 администрации г. Перми Лампиева С.Е., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Г.А.В., К.Д.А. о признании незаконным отказа Департамента ФИО9 Администрации г. Перми, возложении обязанности, заинтересованные лица – П.М.В., И.А.К.,
у с т а н о в и л:
Г.А.В., К.Д.А. обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента ФИО10 Администрации г. Перми в предоставлении в долевую собственность граждан земельного участка общей площадью 126,69 кв.м. по адресу: ... ..., и о возложении обязанности предоставить данный земельный участок в долевую собственность заявителей л.д. 4).
В обоснование заявленных требований заявители указали, что являются собственниками двухэтажной пристройки (лит. Е2), общей площадью 199,2 кв.м., расположенной по адресу: ... .... На основании ст. 36 ЗК РФ заявители имеют преимущественное право на получение земельного участка по указанному адресу в собственность. Дата обезличена 2010 г. Г.А.В. и К.Д.А. обратились в Департамент ФИО11 администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в долевую собственность земельного участка под принадлежащий им объект недвижимого имущества. Решениями № Номер обезличен от Дата обезличена г. и № Номер обезличен от Дата обезличена г. Департамент ФИО12 администрации г. Перми отказал в предоставлении земельного участка в собственность заявителей ссылаясь на договор аренды испрашиваемого земельного участка, заключенного с П.М.В. По мнению заявителей указанный отказ является незаконным, поскольку противоречит требованиям земельного законодательства.
Г.А.В. и К.Д.А. о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие, о чем представили суду письменные заявления.
Представитель Г.А.В. и К.Д.А. в судебном заседании доводы заявления поддержал, просил его удовлетворить в полном объеме.
Представитель Департамента ФИО13 администрации г. Перми в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявления, поддержав доводы письменного отзыва, из которого видно следующее. В соответствии со ст. 460 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц. Земельный участок по адресу: ... ... обременен правом аренды, в соответствии с договором Номер обезличен от Дата обезличена г., заключенным с П.М.В. Департамент сообщил заявителям о необходимости расторжения договора аренды или предоставления согласия принять товар, обремененный правами третьих лиц. В связи с изложенным оснований для удовлетворения требований заявителей нет л.д. 14).
Заинтересованные лица П.М.В., И.А.К. о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом л.д. 24, 31), в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав доводы представителей заявителей и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, считает заявление обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
На основании ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
В соответствии с частью 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании ст. 28, 36 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или в аренду. Граждане, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Положениями части 1, 2, 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ.
Таким образом, из указанных норм федерального закона следует, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подают заявления в соответствующий орган местного самоуправления. При этом, орган местного самоуправления в двухнедельный срок обязан принять решение по поданному заявлению.
На основании пункта 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В судебном заседании установлены следующие фактические обстоятельства дела.
К.Д.А. и Г.А.В. принадлежит по ? доле в праве собственности на 2-этажную пристройку к зданию гаража, назначение: нежилое, общая площадь 199,2 кв.м. (лит. Е2), по адресу: ... ... (свидетельства о государственной регистрации права –л.д. 7, 8).
Дата обезличена 2010 г. Г.А.В. и К.Д.А. обратились в Департамент ФИО14 администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в их долевую собственность земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен, расположенного по адресу: ... ... л.д. 9).
Дата обезличена 2010 г. Департамент ФИО15 администрации г. Перми письмом Номер обезличен сообщил заявителям о том, что по настоящее время не расторгнут договор аренды испрашиваемого земельного участка, заключенный Дата обезличена г. с П.М.В. Для принятия решения о предоставлении земельного участка по адресу: ... ... в собственность заявителей им необходимо представить заявление П.М.В. о расторжении договора аренды л.д. 11).
Дата обезличена 2010 г. заявители вновь обратились в Департамент ФИО16 администрации г. Перми с просьбой о предоставлении в их собственность земельного участка по адресу: ... .... При этом в заявлении Г.А.В. и К.Д.А. указали, что в соответствии со ст. 552 ГК РФ и ст. 35 ЗК РФ собственники объекта недвижимого имущества вправе приобрести расположенный под ним земельный участок в собственность независимо от наличия договора аренды, заключенного с прежним собственником л.д. 10).
Дата обезличена 2010 г. Департамент ФИО17 администрации г. Перми письмом Номер обезличен сообщил заявителям о невозможности удовлетворить их просьбу, и вновь предложил представить от П.М.В. заявление о расторжении договора аренды л.д. 12).
Дата обезличена 2005 г. между администрацией г. Перми (арендодатель) и П.М.В. (арендатор) заключен договор Номер обезличен аренды земельного участка, имеющего кадастровый номер Номер обезличен, площадью 126,69 кв.м., расположенного по адресу: ... ....
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по состоянию на 16.04.2010 г. зарегистрировано ограничение права на земельный участок по адресу: ... ... – право аренды П.М.В.
Приказом Департамента ФИО18 администрации г. Перми Номер обезличен от Дата обезличена г. прекращено право аренды П.М.В. на испрашиваемый заявителями земельный участок. Данный земельный участок приказано предоставить И.А.К. в собственность за плату под 2-этажную пристройку к зданию гаража, назначение: нежилое, общей площадью 199,2 кв.м. (лит. Е2) по адресу: ... ...
Право собственности П.М.В. на 2-этажную пристройку к зданию гаража, назначение: нежилое, общей площадью 199,2 кв.м. (лит. Е2) по адресу: ... ..., прекращено 30 октября 2007 года. Право собственности И.А.К. на указанный объект недвижимого имущества прекращено 17 декабря 2009 г. Г.А.В. и К.Д.А. являются собственниками данного нежилого здания с 05 февраля 2010 года на основании договора купли – продажи от Дата обезличена г. л.д. 27).
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что требования заявителей о признании незаконным отказа Департамента ФИО19 администрации г. Перми в предоставлении в их собственность земельного участка являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Основания отказа в предоставлении земельных участков в собственность предусмотрены ст. 28 Земельного кодекса РФ. Наличие нерасторгнутого договора аренды земельного участка с предыдущим собственником расположенного на нем объекта недвижимого имущества в качестве основания отказа в предоставлении земельных участков в собственность Земельным кодексом РФ, Федеральными законами и законами Пермского края не предусмотрено. Данное обстоятельство не оспаривается представителем заинтересованного лица.
При таких обстоятельствах, ссылка Департамента на наличие договора аренды земельного участка, заключенного с П.М.В., является незаконной и необоснованной, поскольку не основана на действующем законодательстве, и не может являться основанием для отказа заявителям в предоставлении земельного участка в собственность.
Согласно ч. 1 ст. 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
В силу Закона новый собственник объекта недвижимого имущества вправе использовать земельный участок, находящийся под данным объектом на тех же правах, что и предыдущий собственник.
В соответствии с ч. 1 ст. 552 ГК РФ покупатель недвижимости одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость получает права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
При покупке здания к гражданину переходит право аренды соответствующего земельного участка, поскольку при отчуждении объекта недвижимого имущества прежний его собственник в силу прямого указания закона выбывает из обязательства по аренде земельного участка. При этом ранее заключенный с прежним собственником договор аренды продолжает действовать в отношении приобретателя недвижимого имущества, к которому переходят права и обязанности арендатора земельного участка, необходимого для использования принадлежащего ему объекта.
В данном случае расторжение договора аренды земельного участка с прежним собственником расположенного на нем объекта недвижимого имущества исключается в связи с переходом прав и обязанностей по договору аренды земельного участка к покупателю объекта недвижимости на основании ч. 1 ст. 552 ГК РФ, ч. 1 ст. 35 ЗК РФ. Договор аренды продолжает регулировать отношения по пользованию земельным участком уже с новым собственником недвижимости.
В силу вышеизложенного, требования Г.А.В. и К.Д.А. о признании незаконным отказа Департамента ФИО20 администрации г. Перми в предоставлении в собственность земельного участка являются обоснованными
Поскольку суд пришел к выводу о незаконности отказа Департамента ФИО21 администрации г. Перми в предоставлении в собственность заявителей вышеуказанного спорного земельного участка, то в соответствии с требованиями части 1 ст. 258 ГПК РФ, согласно которой суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, суд считает необходимым возложить на Департамент ФИО22 администрации г. Перми обязанность повторно рассмотреть вопрос о передаче земельного участка в собственность заявителей.
Разрешая заявленные требования в указанной части, суд также принимает во внимание следующее.
В соответствии с абзацами 2, 3 пункта 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно пункту 2.1., 3.2.12 Положения об Управлении земельных отношений администрации г. Перми, утвержденному решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. за № 210, основными целями Управления являются осуществление полномочий администрации города Перми по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми и государственной собственности, в соответствии с действующим законодательством; реализация единой политики в области земельных отношений и представление интересов администрации города по вопросам регулирования земельных отношений в пределах своей компетенции.
В области обеспечения оформления прав землепользования в целях собираемости платежей за землю Управление заключает договоры купли-продажи, аренды земельных участков, безвозмездного срочного пользования земельными участками, а также предоставляет земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование на основаниях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из содержания данного акта следует, что именно Департамент обладает полномочиями по решению вопросов о предоставлении земельных участков, право собственности на которые не разграничено, в собственность граждан.
В силу вышеизложенного, на Департамент следует возложить обязанность повторно рассмотреть вопрос о передаче спорного земельного участка в собственность заявителей, как способ устранения нарушенного права.
При этом, суд не находит достаточных оснований для возложения на Департамент обязанности принять соответствующее решение о предоставлении в собственность заявителей земельного участка; требования Г.А.В. и К.Д.А. в указанной части удовлетворению не подлежат.
Суд приходит к данному выводу на основании следующего.
Как указано выше, полномочиями по решению вопросов о предоставлении земельных участков в собственность граждан обладает Департамент ФИО23 администрации г. Перми (пункт 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пунктам 2.1., 3.2.12 Положения об Управлении земельных отношений администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. за № 210).
В соответствии со ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ограничение прав органов местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами запрещается.
Анализируя содержание вышеуказанной правовой нормы, суд полагает, что решение вопросов о предоставлении земельных участков в собственность граждан находится в ведении соответствующего органа местного самоуправления (в данном случае – Департамента ФИО24 администрации г. Перми) и не входит в компетенцию судебных органов.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для возложения на Департамент обязанности принять решение о предоставлении заявителям в собственность земельного участка, поскольку фактически заявители просят суд обязать заинтересованное лицо принять ненормативный правовой акт по данному вопросу; в то время как принятие ненормативных правовых актов находится в исключительной компетенции соответствующего органа местного самоуправления, а вмешательство в деятельность и ограничение прав органов местного самоуправления не допускается в силу закона.
Суд не усматривает оснований для оставления заявления Г.А.В. и К.Д.А. без рассмотрения в связи с наличием спора о праве, так как главой 25 ГПК РФ предусмотрено право граждан на оспаривание решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего. Право на получение земельного участка в собственность заявителей Департаментом не оспаривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным отказ Департамента ФИО25 Администрации г. Перми от 11.06.2010 г. в предоставлении в долевую собственность Г.А.В., К.Д.А. земельного участка, расположенного по адресу: ... ....
Обязать Департамент ФИО26 Администрации г. Перми рассмотреть вопрос о предоставлении в долевую собственность Г.А.В., К.Д.А. земельного участка, расположенного по адресу: ... ....
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: /подпись/ (О.Н. Рубан)
Копия верна. Судья - (О.Н. Рубан)