Дело № 2 – Номер обезличен/10 г.РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата обезличена 2010 года Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Рубан О.Н.,
при секретаре Кобелевой И.В.,
с участием истца Ш.Г.В.,
представителя ответчика Левашиной С.Ф., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш.Г.В. к Территориальному управлению Федеральной службы ФИО12 в Пермском крае о возложении обязанности отменить приказ, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Ш.Г.В. обратилась в суд с иском о возложении на руководителя Территориального управления ФИО13 в Пермском крае П.А.В. обязанности отменить приказ от Дата обезличена г. Номер обезличен «О прекращении деятельности обособленного подразделения Территориального управления «Представительство отдела в ...», как противоречащий абз. 3 п. 14 ст. 81 Трудового кодекса РФ. На основании ст. 237 ТК РФ истица просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 5 000 руб. л.д. 2 – 4).
В обоснование заявленных требований истица указала, что 28 мая 2010 года ее ознакомили с приказом от Дата обезличена г. Номер обезличен «О прекращении деятельности обособленного подразделения Территориального управления «Представительство отдела в ...». Решение о прекращении деятельности указанного подразделения принято в связи с сокращением численности бюджетополучателей в ... регионе, изменением периодичности проведения контрольных мероприятий, а также отсутствием в должном объеме средств на командировочные расходы. Ш.Г.В. уведомили о том, что исполнять должностные обязанности по замещаемой должности ей предстоит по месту дислокации отдела в г. Перми, а в случае несогласия с изменением условий служебной деятельности, служебный контракт будет расторгнут по истечении двух месяцев, т.е. 01.08.2010 года. Истица считает, что экономических оснований для прекращения деятельности обособленного подразделения Территориального управления «Представительство отдела в ... не имелось, соответствующий анализ и расчет ей не представлен. Приказ от Дата обезличена. противоречит абз. 3 п. 14 ст. 81 ТК РФ, так как в случае прекращения деятельности обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этого подразделения должно проводиться по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации. Кроме того, исполняющий обязанности руководителя Управления не вправе решать организационно – штатные вопросы.
В судебном заседании истица заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве, из которого видно следующее. Правовые, организационные и финансово – экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», ФЗ от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ». Территориальное управление осуществляет свою деятельность на основании Положения о Федеральной службе ФИО34, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 г. № 278; Положения о Территориальных органах Федеральной службы ФИО35, утвержденного приказом Минфина РФ от 11.07.2004 г. № 89н; Положения о Территориальных управлениях Федеральной службы финансово – бюджетного надзора, утвержденного приказом Федеральной службы финансово – бюджетного надзора от 28.06.2006 г. № 62. Приказ о прекращении деятельности представительства отдела в ... издан исполняющим обязанности руководителя Территориального управления в целях эффективности управления контрольно – ревизионной деятельностью и оптимизации расходования бюджетных средств. Статьей 29 Закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» предусмотрено, что в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта. Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения. Истица об изменении существенных условий служебной деятельности с 01.08.2010 года уведомлена 27.05.2010 года. Ссылка Ш.Г.В. на требования ст. 81 Трудового кодекса РФ несостоятельна, так как отношения между истцом и ответчиком регулируются ФЗ Номер обезличенФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Положением о Территориальных управлениях Федеральной службы ФИО36, утвержденным приказом Федеральной службы ФИО37 от Дата обезличена г. Номер обезличен руководитель Территориального управления наделен полномочиями по утверждению его организационной структуры, штатного расписания, и положения о структурных подразделениях. Должностным регламентом государственного гражданского служащего предусмотрено, что на заместителя руководителя Территориального управления может быть возложено исполнение обязанностей руководителя на время его отсутствия. Поэтому приказ о прекращении деятельности обособленного подразделения Территориального управления «Представительство отдела в ...» издан правомочным лицом. Оснований для удовлетворения требований истицы о взыскании с ответчика компенсации морального вреда не имеется, так как приказ соответствует требованиям законодательства, и Ш.Г.В. не представлено доказательств подтверждающих причинение ей физических и нравственных страданий л.д. 15 – 18).
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения иска в силу следующего.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий) являются предметом регулирования Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (ст. 2 ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:
1) Конституцией Российской Федерации;
2) Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации";
3) настоящим Федеральным законом;
4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;
5) указами Президента Российской Федерации;
6) постановлениями Правительства Российской Федерации;
7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
9) нормативными правовыми актами государственных органов.
Трудовые отношения гражданских служащих регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, применяемыми к отношениям, связанным с гражданской службой.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта.
Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.
Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.
В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации" отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона) является одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.
Согласно ст. 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации" нормы трудового права, содержащиеся в федеральных законах, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной указанным Федеральным законом.
В судебном заседании установлены следующие фактические обстоятельства дела.
Дата обезличена года между Территориальным управлением Федеральной службы ФИО14 в Пермском крае и Ш.Г.В. (гражданский служащий) заключен служебный контракт Номер обезличен л.д. 24 – 26).
По настоящему служебному контракту гражданский служащий берет на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации, а представитель нанимателя обязуется обеспечить гражданскому служащему прохождение государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации (п. 1.1.).
Гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности старшего контролера – ревизора отдела взаимодействия и финансового контроля в правоохранительных органах и судебной системе (п. 1.2.).
Приказом руководителя Территориального управления Федеральной службы ФИО15 в Пермском крае от Дата обезличена г. Номер обезличен л/с Ш.Г.В. назначена на государственную гражданскую должность главного контролера – ревизора отдела взаимодействия и финансового контроля в правоохранительных органах и судебной системе, освобождена от должности старшего контролера – ревизора того же отдела л.д. 19). Соответствующее дополнительное соглашение к служебному контракту Ш.Г.В. подписано сторонами Дата обезличена г. л.д. 27).
Должностной регламент государственного гражданского служащего главного контролера – ревизора отдела взаимодействия и финансового контроля в правоохранительных органах и судебной системе, утвержден руководителем Территориального управления ФИО16 в Пермском крае Дата обезличена г. Ш.Г.В. ознакомлена с данным регламентом л.д. 20 – 23).
Из служебной записки заместителя руководителя управления руководителю Территориального управления ФИО17 в Пермском крае от 05.05.2010 года следует, что анализ загруженности работой сотрудников представительства управления показал следующее. В период с мая по декабрь 2010 года с учетом фонда рабочего времени и количества запланированных проверок сотрудники представительства не будут обеспечены работой 153 чел. дня. Указанная ситуация вызвана сокращением количества бюджетополучателей, уменьшением средств на командировочные расходы в 2010 году. Как правило, ревизии и проверки, проводимые сотрудниками представительства в ..., нерезультативны. В 2009 году проведено 24 ревизии и проверки, из них нерезультативных – 20 (выявлено финансовых нарушений на сумму 8 463 тыс. руб.); в 2010 году проведено 10 проверок и ревизий, из них нерезультативных 6 (выявлено финансовых нарушений на сумму 2 662 тыс. руб.). В то же время в связи с большим количеством централизованных заданий ФИО18, недостаточно ревизоров, привлекаемых к проведению контрольных мероприятий в г. Перми. Учитывая изложенное, предложено ликвидировать представительство в ... и пересмотреть рабочие места в г. Перми (служебная записка –л.д. 33).
В соответствии с п.п. 8.2., 8.3., 8.5., 8.6., 8.7. Положения о Территориальном управлении Федеральной службы ФИО19 в Пермском крае, утвержденного Приказом руководителя Федеральной службы ФИО38 Номер обезличен от Дата обезличена г., руководитель территориального управления
утверждает организационную структуру территориального управления;
утверждает штатное расписание территориального управления на основании действующей организационной структуры и в пределах установленной численности работников и фонда оплаты труда;
утверждает положения о структурных подразделениях территориального управления и должностные регламенты;
назначает в установленном порядке на должность и освобождает от должности работников территориального управления;
решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в территориальном управлении л.д. 44 – 46).
Приказом от Дата обезличена г. руководителю Территориального управления Федеральной службы ФИО20 в Пермском крае П.А.В. предоставлен отпуск л.д. 36).
Согласно п. 1.5. Должностного регламента государственного гражданского служащего заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы ФИО21 в Пермском крае, на заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы ФИО22 в Пермском крае может быть возложено исполнение обязанностей руководителя на время его отсутствия л.д. 38 - 41).
Приказом от Дата обезличена г. временное исполнение обязанностей руководителя Территориального управления Федеральной службы ФИО23 в Пермском крае возложено на заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы ФИО24 в Пермском крае л.д. 37).
Дата обезличена года исполняющим обязанности руководителя Территориального управления Федеральной службы ФИО25 в Пермском крае издан приказ Номер обезличен «О прекращении деятельности обособленного подразделения Территориального управления «Представительство отдела в ...», в соответствии с которым деятельность указанного обособленного подразделения прекращена с 01 августа 2010 года л.д. 30).
Дата обезличена года исполняющим обязанности руководителя Территориального управления Федеральной службы ФИО26 в Пермском крае издан приказ Номер обезличен «О проведении организационных мероприятий по прекращению деятельности обособленного подразделения «Представительство отдела в ...», в соответствии с которым следует:
1. ознакомить работников Представительства отдела в ... Ш.Г.В., М.И.В., А.Р.Г. с приказом Номер обезличен от Дата обезличена года;
2. предупредить работников Представительства до Дата обезличена года о предстоящем изменении условий служебной деятельности с Дата обезличена года;
3. предупредить работников Представительства в случае отказа от изменения существенных условий служебного контракта об увольнении с Дата обезличена года;
4. осуществить в установленном порядке передачу материальных ценностей с обязательств Представительства;
5. контроль за исполнением приказа возложить на руководителя управления л.д. 31).
В отношении истицы Ш.Г.В. требования пунктов 1, 2, 3 приказа Номер обезличен от Дата обезличена года исполнены 27 и Дата обезличена года, что подтверждается уведомлением л.д. 32).
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что требования Ш.Г.В. о возложении на руководителя Территориального управления ФИО27 в Пермском крае обязанности отменить приказ Номер обезличен от Дата обезличена г. и о взыскании с ответчика компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
К полномочиям руководителя Территориального управления Федеральной службы ФИО28 в Пермском крае в числе прочих относятся утверждение организационной структуры территориального управления, утверждение штатного расписания территориального управления, утверждение положения о структурных подразделениях территориального управления и должностных регламентов, назначение в установленном порядке на должность и освобождение от должности работников территориального управления, решение в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросов, связанных с прохождением федеральной государственной службы в территориальном управлении.
Согласно п. 1.5. Должностного регламента государственного гражданского служащего заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы ФИО29 в Пермском крае, на заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы ФИО30 в Пермском крае может быть возложено исполнение обязанностей руководителя на время его отсутствия.
В связи с отпуском руководителя Территориального управления Федеральной службы ФИО31 в Пермском крае П.А.В. временное исполнение его обязанностей было возложено на заместителя – К.Н.Я., которым и был впоследствии издан приказ о прекращении деятельности обособленного подразделения Территориального управления «Представительство отдела в ...».
Решение организационно – штатных вопросов отнесено к компетенции руководителя территориального управления, обязанности которого временно исполнял К.Н.Я., что подтверждается соответствующими приказами.
Таким образом, довод истицы о том, что К.Н.Я. не вправе был издавать оспариваемый ею приказ, суд признает несостоятельным.
Довод истицы о том, что в приказе Номер обезличен от Дата обезличена г. должна быть ссылка на ст. 81 ТК РФ, на законе не основан.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ являются предметом регулирования Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ.
Нормы Трудового Кодекса Российской Федерации применяются к указанным правоотношениям лишь в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ.
Вместе с тем, последствия изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя без изменения должностных обязанностей гражданского служащего урегулированы статьями 29 и 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ.
Требования данных норм Закона ответчиком в отношении истицы соблюдены, что ею не оспаривается.
Довод истицы о том, что не имелось экономических оснований для прекращения деятельности обособленного подразделения Территориального управления «Представительство отдела в ...», и ей не представлен соответствующий анализ и расчет, не является основанием для возложения на ответчика обязанности отменить приказ Номер обезличен от Дата обезличена г.
Федеральная служба ФИО32 входит в структуру Министерства финансов Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ от 06.10.1999 г. система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу п. «ж» ч. 1 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ от 06.10.1999 г. деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии Конституцией Российской Федерации, одним из принципов деятельности является самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Действующим законодательством предусмотрено, что полномочия по установлению системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся к их компетенции, так как устанавливаются ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Анализируя содержание вышеуказанной правовой нормы, суд полагает, что решение вопросов о прекращении деятельности обособленного подразделения Территориального управления Федеральной службы ФИО39 находится в ведении соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и не входит в компетенцию судебных органов.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для возложения на руководителя Территориального управления Федеральной службы ФИО33 в Пермском крае обязанности отменить приказ Номер обезличен от Дата обезличена г. «О прекращении деятельности обособленного подразделения Территориального управления «Представительство отдела в ...», поскольку фактически заявитель просит суд обязать ответчика принять ненормативный правовой акт по данному вопросу; в то время как принятие ненормативных правовых актов находится в исключительной компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а вмешательство в деятельность и ограничение прав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не допускается в силу закона.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку судом не установлено неправомерных действий или бездействий работодателя, требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
Суд рассматривает иск в пределах заявленных исковых требований в силу части 3 ст. 196 ГПК РФ
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований истицы о возложении на ответчика обязанности отменить приказ « О прекращении деятельности обособленного подразделения Территориального управления «Представительство отдела в ...» Номер обезличен от Дата обезличена г., и о взыскании компенсации морального вреда следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Ш.Г.В. отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: /подпись/ (О.Н. Рубан)
Копия верна. Судья - (О.Н. Рубан)